Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Внедрение технологических карт урока»

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

План проведения мастер-класса:

 

I.        Вводная презентация  «Внедрение технологических карт урока» (см. Приложение 2)

II.      Теоретическая часть:

1.     Презентация «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ» (см. Приложение 3)

2.     Презентация «МАТРИЦЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ» (см. Приложение 4)

3.     Презентация «МАТРИЦЫ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ» (см. Приложение 5)

III.    Практическая часть:

1.     ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА: РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА (работа с шаблонами) (см. Приложение 6)

2.     АНАЛИЗ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ (см. Приложение 7)

IV.    Рефлексия

 

 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Я предлагаю познакомиться с технологической картой как средством реализации моей технологии.  

Говорят, что технология – это четкий ответ на вопросы:  что надо делать, как и в какой момент времени. Вопрос - это всегда направление ответа.

          Слайд 1  Ответом на первый вопрос: кто? Будут слова  Джорджа Бернарда Шоу, которые  как нельзя лучше характеризуют мою роль проводника.

Слад 2 Для кого? нужна новая технология? Я использую разработанные мною принципы дифференциации,  представленные в брошюре.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с разработанными Матрицами сформированности ОУУ, Психолого-педагогических особенностей учащихся и Матрицей выбора оптимальной педагогической технологии.

Я составила Матрицы на трех реальных учеников, зашифровав их имена. Давайте определим, какие же педагогические приемы и методы будут актуальны и эффективны для каждого ученика. Мы имеем:

Ученицу с хорошим уровнем ОУУН, развитыми умениями проектной деятельности, несколько сниженными коммуникативными техниками, продвинутого уровня знаний.

Ученика базового уровня, имеющего затруднения в воспроизведении текста,  не умеющего в полной мере ставить вопросы, вести диалог, составлять тезис и выступать по нему, имеющему проблемы в решении задач на перенос знаний, но имеющий навыки коллективного творчества

Ученика имеющего трудности в работе с тексами, определениями, понятиями, ответами на вопросы, монологическими высказываниями, работе со схемами, минимального уровня знаний, работающего по инструкции

Представим себе, что это условные группы учащихся, для которых мы разрабатываем урок.

Слайд 3   Что является?  механизмом реализации  компетентностно- ориентированной технологии.  Это технологическая карта урока.

Сравнивая труд учителя с конструктором, инженером, архитектором, прихожу к мысли, что технологическая карта – это леса, которые возводят перед постройкой здания и сносят, когда оно готово.

Технологическая карта имеет 2 аспекта разработки.

         Логико - философский аспект направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности.  Это отражено по вертикали  в виде форм деятельности учащихся.

Философско-педагогический аспект заключается в  персонификации обра­зования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность учащихся и учителя.

Я предлагаю вам разработать технологическую карту урока. Для удобства у вас на столах шаблоны технологической карты.

Внесем по горизонтали условные группы учащихся, получившиеся после работы с Матрицами.

Начнем конструирование с этапа Решение учебной задачи.

Для А: проект с последующей защитой;

Для Б: коллективная творческая деятельность по созданию алгоритма решения задач и тезисов выступления;

Для В: работа по обучающим программам по созданию опорного конспекта на новом материале, шаблона рассказа.

Слайд 4 Возникает вопрос почему? именно технологическая карта, а не конспект урока?

Конспект урока строится  на требованиях программ, содержании учебника, определен его логикой. Обычно при определении в конспекте урока  знаний, формируемых и развиваемых на нем, мы фактически подбираем учеников под содержание в зоне ближайшего развития.

 Технологическая карта идет от ученика, мы подбираем формы деятельности для каждого из них в зоне актуального развития.

Это реализует функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития, ученик - активный участник образовательного  процесса.

Слайд 5 Где? же находится основная точка перехода между обычным уроком и уроком, нацеленным на формирование компетентностей?

Это:

1)                Актуализация знаний, необходимая для создания  для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.

2)                Следующий шаг - построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом.

Сформированное таким образом умение обладает свойством широкого переноса и может быть использовано при решении многих задач.

Умения при этом становятся обобщенными.

Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных  точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.

3)                Главное  - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его  тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

Урок вне формирования общего способа мышления (решения) - ущербный урок, пустое времяпровождение, не ведущее к умст­венному развитию. Иногда это используется, но настолько стихийно, что это четко не осознается не только учениками, но и самим учителем. В ре­зультате возникает ситуация, когда учащиеся, решив задачу в классе, не могут решить такую же задачу дома.

Для группы А  - это план проекта, вопросы эвристической беседы.

Для Б группы - алгоритм решения задачи, инструкция для проведения каких либо опытов.

Для В группы – тезис, тезаурус основных понятий.

4)                Моделирование усвоенного учебного материала в графической, знаковой, символической или другой форме является  результатом для деятельности.

         Слайд 6  Итак, мы определились с ответами на вопросы что и когда? надо делать, т.е. описали технологию. Последний вопрос, он же самый главный как?

Конструируя урок с позиций технологии, мы  создаем дидактическую систему урока, которая должна быть отражена в технологической карте.

Главное, чтобы выполнялась основная цель - внедрения технологических карт:  развитие интеллекта учащихся средствами  персонификации образовательного процесса  через целенаправленное формирование специфических структур умственных действий.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю закончить разработку технологической карты. Мы заполнили только один блок урока, вам в помощь виды деятельности на каждом этапе, они в файлах на столе.

Я предлагаю конкретизировать работу - разработаем  технологическую карту урока по теме: «Вода как растворитель» в 8 классе. Это первый урок по теме.

Цели урока:

Учебные: развить понятие о ковалентной химической связи, направленности, полярности, физических и химических явлениях, дать понятие о природе растворения, видах растворителей, загрязнении воды, способах ее очистки.

Философские: сделать выводы о невозможности жизни без воды.

Методологические: научить учащихся ставить проблемные вопросы, формулировать гипотезу и подбирать аргументы в ее защиту,  работать в ситуации целостной учебной деятельности, где в свернутой, обобщен­ной, сокращенной форме одновременно присут­ствуют все компоненты развития интеллектуальных умений учащихся, формировать навыки творческой, познавательной деятельности.

Давайте подведем итоги:

·       Мы научились моделировать урок технологи формирования компетентностей,

·       Познакомились с методикой эвристической беседы,

·       Определили возможные принципы   дифференциации,

·       Научились конструировать технологические карты сообразно собственному стилю педагогической деятельности.

Слайд 7

К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Приложение 1 технологическая карта.xls37.5 KB
Приложение 2 Вводная презентация «Внедрение технологических карт урока».ppt1.27 MB
Приложение 3 Презентация «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».ppt4.25 MB
Приложение 4 Презентация «МАТРИЦЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ».ppt995.5 KB
Приложение 5 Презентация «МАТРИЦЫ ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ».ppt1.97 MB
Приложение 6 урок шаблон для слушателей.xls27 KB
Приложение 7 Анализ урока.doc43 KB