"Гражданская война еще не закончилась"- так называлась презентация одной из групп 11 класса Владимирской школы на семинаре по гражданской войне, на котором мне посчастливилось побывать у очень уважаемой мною коллеги и друга. Наши современные дети пришли к столь правильному, но печальному выводу, изучив мнения историков, одноклассников, родителей, учителей. Прочитав представленный здесь конспект, я вслед за детьми невольно повторила, что гражданская война еще не закончилась.
Хочется поблагодарить коллегу - Силину Т.Ф. за смелость - представить конспект на столь сложную и неоднозначную тему. В уроке есть много положительный моментов, заданий и форм работы,автор пытается сделать, казалось бы, невозможное - такой большой объем материала дать в один урок. Хочется все же спросить :
В данном конспекте непонятно - по какому учебнику работают дети, уровень 11 класса предполагает проблемно-теоретическое изложение и изучение материала, урок, на мой взгляд излишне схематичен, хотя материал уже изучался в 9 классе. Некоторые варианты ответов вызывают недоумение: гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам; и другие...
, и похожи на не совсем корректные варианты ответов из ЕГЭ. В уроке не видно Человека, что вряд ли сделает тему интересной детям. Из него тихо и незаметно "ушла" история, а осталась - схема. Подчеркиваю, что это мое субьективное мнение. Возможно, это недостаток модульной технологии по которой вынужден работать учитель - автор конспекта.
Еще мне совсем не нравится то, как равнодушно рассматривается вопрос о причинах победы большевиков. В 11 классе, да и ранее,мы говорим о том, что "русские победить русских не могут". Можно еще говорить по этому поводу, но...
Хочется предложить задания и мнения из другого источника, с которыми многие, наверное, работают на уроках по гражданской войне.
Сопоставляем различные точки зрения
( из учебника История ОтечестваXXвек авторов Жаровой Л.Н., Мишиной И.А).
Почему устояла большевистская власть в годы суровых испытаний?Этот вопрос давно волнует историков. Они исследуют различные точки зрения, оценивают различные факторы. Прочитайте некоторые свидетельстваочевидцев событий и анализ современных ученых. Найдите общее между ними. В чем вы видите отличия в позициях партийного лидера, боевого генерала, ученого-историка? На что каждый из них обращает внимание?
1. В. И. Ленин — о причинах победы большевиков в гражданской войне
а)«...Несомненно, мы здесь получаем практическое доказательство того, что сплоченные силы рабочих и крестьян, освобожденных отига капиталистов, производят действительные чудеса».
б)«И только благодаря тому, что партия была на страже, что партия была строжайше дисциплинирована, и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения, и по лозунгу, который былдан ЦК, как один человек, шли десятки, сотни, тысячи и, в конечном счете, миллионы, и только потому, что неслыханные жертвы были принесены, — только поэтому чудо, которое произошло, могло произойти».
Какое из двух высказываний Ленина, на ваш взгляд, ближе к сложившейся исторической реальности? Почему победу большевиков Ленин называет «чудом»?
2,Из речи А. И. Деникина памяти генерала С. Маркова
2 июля 1925 года
«Ни одно из правительств (антибольшевистских. — Авт.)... не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять других действовать. Большевики тоже не захватили народной души, тоже не стали национальным явлением, но бесконечно опережали нас в темпесвоих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать.Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, с петровской Табелью орангах не поспевали за ними...»
3.Современные историки России — о причинах победы большевистской диктатуры
«Большевики победили не потому, что, как утверждала советскаяисториография, рабочие и крестьяне оказали им поддержку в гражданской войне, а потому, что большевики завоевали расколотое общество по кускам, общество, не способное к сопротивлению в общенациональном масштабе. Каждая социальная группа действовалаотдельно.
Крестьяне вели свою войну, рабочие проводили свои забастовки,социалисты проводили свою политику, украинцы и казаки билисьи с белыми, и с красными, и между собой, а белые вели борьбу противвсех остальных. Победа большевиков — это показатель кризиса российского общества, это было общество в войне против себя».
Комментарий был изменен с момента создания (Елена Евгеньевна, вт, 24/03/2009 - 20:26).
"Гражданская война еще не закончилась"- так называлась презентация одной из групп 11 класса Владимирской школы на семинаре по гражданской войне, на котором мне посчастливилось побывать у очень уважаемой мною коллеги и друга. Наши современные дети пришли к столь правильному, но печальному выводу, изучив мнения историков, одноклассников, родителей, учителей. Прочитав представленный здесь конспект, я вслед за детьми невольно повторила, что гражданская война еще не закончилась.
Хочется поблагодарить коллегу - Силину Т.Ф. за смелость - представить конспект на столь сложную и неоднозначную тему. В уроке есть много положительный моментов, заданий и форм работы,автор пытается сделать, казалось бы, невозможное - такой большой объем материала дать в один урок. Хочется все же спросить :
В данном конспекте непонятно - по какому учебнику работают дети, уровень 11 класса предполагает проблемно-теоретическое изложение и изучение материала, урок, на мой взгляд излишне схематичен, хотя материал уже изучался в 9 классе. Некоторые варианты ответов вызывают недоумение: гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам; и другие...
, и похожи на не совсем корректные варианты ответов из ЕГЭ. В уроке не видно Человека, что вряд ли сделает тему интересной детям. Из него тихо и незаметно "ушла" история, а осталась - схема. Подчеркиваю, что это мое субьективное мнение. Возможно, это недостаток модульной технологии по которой вынужден работать учитель - автор конспекта.
Еще мне совсем не нравится то, как равнодушно рассматривается вопрос о причинах победы большевиков. В 11 классе, да и ранее,мы говорим о том, что "русские победить русских не могут". Можно еще говорить по этому поводу, но...
Хочется предложить задания и мнения из другого источника, с которыми многие, наверное, работают на уроках по гражданской войне.
большевистской диктатуры
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294