Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Виртуальный методический кабинет

M. Skulenkova
Фото пользователя M. Skulenkova
На сайте с: 30/01/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 32 weeks назад.
На: Виртуальный методический кабинет

st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Краткая история и новые подходы к
классификации методов обучения

 Одна из первых попыток классификации методов обучения биологии и экологии была сделана Б.Е. Райковым (1911), в основу которой были положены такие признаки как источник знаний и способ предъявления готовых знаний и их поиска. На этой основе он ввел бинарную номенклатуру (двойные названия) методов. В первой группе методов (А) учащиеся приобретали знания в готовом виде, а во второй группе (Б) ученики сами добывали знания непосредственно из объектов изучения.

 

Классификация методов по Б. Е. Райкову

по характеру

восприятия

по направлению логического процесса

А. Иллюстративный

Б. Исследовательский

I. Словесный

1. Словесно-

иллюстративный

1.     Словесно-

исследовательский

II. Наглядный

2. Наглядно-

иллюстративный

5. Наглядно-

исследовательский

III. Моторный

3. Моторно-

иллюстративный

6. Моторно-

исследовательский

 

Классификация методов Б.Е. Райкова легла в основу создания системы методов, разработанной в 1966 году Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской. В конце ХХ века  идея классификации методов обучения, предложенная Б.Е. Райковым, получила теоретическое обоснование – теорию НЛП (нейро-лингвистического программирования).

Согласно НЛП, направления возникшего в 80-х годах в недрах американской прикладной психологии (Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В), люди различаются по способам получения, обработки и хранения информации. В каждый момент времени человек осознает лишь небольшую часть своего опыта. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основных канала, формирующие соответственно три основные системы восприятия – визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую), и кинестетическую (моторную). Обоняние и вкус реже участвуют в получении информации о мире и почти не используются при обучении в школе.

И хотя информация поступает в сознание человека по всем каналам, у большинства из людей имеется первичная репрезентативная система (ПРС) (от фр. Representative - представительный) – такое название в теории НЛП получила система восприятия информации, которой человек отдает предпочтение при ознакомлении с чем либо (реальным объектом, текстом и т.п.). Часто в качестве репрезентативной системы выступает речь. Описывая свой опыт, человек использует определенные языковые патеры (речевые шаблоны, образцы, своего рода «маркеры») – визуальные, аудиальные, кинестетические, - указывающие на то, в какой основной системе представлен внутренний опыт говорящего. Например, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте…».

Люди различаются и по способам обработки и хранения полученной информации. Визуальное мышление нелинейно, алгоритмизировано и структурировано: в каждый момент времени визуал может думать сразу о многих вещах, так как мысли обрабатываются и хранятся в виде «картинок». Они могут мысленно представлять и оперировать множеством идей-образов одновременно: ранжировать их, добавлять новые «картины», совмещать несколько, чтобы получить одну, изменять картину и т.п., возможности здесь безграничны.

Аудиальное мышление линейно: одна мысль следует за другой, в каждый момент времени аудиалы думают о чем-то одном, и в следующий момент переходят к другому. Это более медленный тип мышления. Именно аудиалами чаще всего оказываются учащиеся, хорошо понимающие прочитанное, точно следующие указаниям, пишущие выразительно.

У кинестетов переработка и хранение информации основывается на ощущениях, они доверяют своим предчувствиям, интуиции. Представители этой группы скорее «знают» что-либо, чем «обдумывают» это. Кинестеты могут увлекаться тем, что делают в данный момент, их сосредоточенность сменяется рассеянностью, а выбрать один вариант из нескольких возможных, им  помогает скорее интуиция, чем конкретные знания.

Таким образом, педагог имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых строго говоря, обучать следует по-разному. Исходя из этих причин в на рубеже ХХ  и XXI веков была разработана классификация методов обучения в основу которой был положен не источник знания, а способ передачи (восприятия) учебного содержания. Основывается эта классификация не только на теории НЛП, но и на том, что:

§  источник знания имеется только один – совокупный опыт человечества, различаются же форма, в которой он фиксируется, и способы его трансляции;

§  связующее звено между обучающим и обучаемым – информация;

§  информация фиксируется и передается (воспринимается) в трех формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе.

Сообразно этому выделяются четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные.

 

 

 

 

классификация методов по И.Л. Садовской

Тип

мышления

Способ получения, обработки

 и хранения информации*

А. Восприятие информации - ПРС

Б. Обработка и хранение информации

Аудиальный

1. Аудиальный

4. Поли-модальные

1. Аудиальный

4. Поли-модальный

Визуальный

2. Визуальный

2. Визуальный

Кинестети-ческий

3. Кинестетический

3. Кинестетичесй

* - восприятие и дальнейшая работа с информацией связаны между собой. Однако гораздо чаще люди пользуются какой-либо одной системой, а если человек предпочитает и получать, и обрабатывать, и хранить информацию в виде картин-образов (или звуков), то системы восприятия и обработки у него совпадают.

 

Такое совпадение встречается довольно часто, но все же не всегда. Иногда люди получают информацию в виде картин-образов (звуков, кинестетических ощущений), а обрабатывают и хранят в виде звуков (ощущений, картин-образов). В данном случае мы имеем дело с несовпадением систем, следствием которого может стать плохая успеваемость ученика. Ведь ему необходимо дополнительное время для перевода полученной информации из одной системы в другую, а учитель в это время, не ослабляя темпа, продолжает объяснение.

 

Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 18/06/2009 - 11:39).

С уважением, Марина Скуленкова

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн