Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Виртуальный методический кабинет

M. Skulenkova
Фото пользователя M. Skulenkova
На сайте с: 30/01/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 32 weeks назад.
На: Виртуальный методический кабинет

Характеристика отдельных методов обучения,
условия их успешного применения

 

Метод и его

назначе­ние

Функции

учителя

Функции

уче­ника

Средства

обуче­ния

Условия успеш­ного   исполнения

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

РАССКАЗ - монологиче­ское изложение учебного мате­риала, не прерывае­мое во­просами, содер­жащее  в ос­новном фактологический  материал. Рассказ имеет вступление, пове­ствова­ние и заключе­ние.

- привлечение вни­мания,  - использование мнемо­ниче­ских приемов

- приведение логи­ческих срав­нений, сопостав­лений

- резюмиро­вание,

- обучение гра­мотнму выражению своих мыслей и ло­гичной, убеди­тельной речи.                             

Внима­тельно слу­шать, чтобы уметь связно, ло­гично выра­жать свои мысли.

Речь, иллю­стра­ции, мето­диче­ские и мне­мони­ческие приемы, логические приемы сравне­ния, сопоставле­ния, резю­миро­вания.                  

Зависит от сочета­ния с другими методами, усло­виями (время, место), количества фактов (неперегружен­ность фак­тами), от умения учителя расска­зывать.

Положительно-эмо­цио­нальное воспри­ятие. 

БЕСЕДА - метод дидак­тиче­ской работы, ее сущ­ность состоит в том, чтобы побу­дить уча­щихся к актуализа­ции (припоми­нанию) уже известных фактов, дос­тиже­нию но­вых знаний путем выво­дов, рассуж­дений. Бе­седа не явля­ется универсаль­ным методом, не дает прак­тических навыков.

  Различают вводную,

Сообщающую и закреп­ляющую беседы.

Задать целена­прав­ленные, умело поставлен­ные во­просы. Четко опре­делить тему беседы, ее цель, составить план - конспект, подобрать нагляд­ные пособия, сфор­мулировать основ­ные  и вспо­мога­тельные вопросы, проду­мать мето­дику ее организа­ции и проведения. Сде­лать обобщение и выводы.

Должен сле­дить за мыс­лями учителя, в результате чего уча­щиеся про­двига­ются в освоении новых зна­ний. Внима­тельно  вы­слуш­ивать во­просы, отве­чать на во­просы, анали­зиро­вать от­веты своих това­рищей, вы­сказывать собст­венное мнение.

Речь, во­просы, поня­тия, нагляд­ные пособия

Зависит от кон­такта  с аудито­рией. Необходимо чтобы все прини­мали участие в беседе, внима­тельно вы­слу­шивали вопросы, об­думывали от­веты, анали­зиро­вали ответы това­ри­щей, высказы­вали собст­венное мнение 

УЧЕБНАЯ ДИСКУС­СИЯ - обмен взглядами по конкрет­ной теме; помо­гает упорядо­чить и у­глубить уже извест­ный мате­риал.

                    

Учитель должен позаботиться о том, чтобы ученики учились ясно  и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д.   

Приобре­тают новые знания, ук­репля­ются в собствен­ном мне­нии, учатся его отстаи­вать

Речь,  во­просы, спор.

      

Предварительная и основательная подготовка  к учебной дискуссии   учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.           

РАБОТА С КНИГОЙ. Воз­мож­ность ученика мно­го­кратно обрабаты­вать учебную ин­форма­цию в доступном темпе и в удобное время. Функ­ции: обучающая, раз­ви­ваю­щая, побуждаю­щая, кон­трольно-кор­рекцион­ная

Обязан ознако­мить учащихся с правилами  за­учи­вания раз­личной инфор­мации, по­стоянно контроли­ровать развитие памяти, помогать ее со­вершенство­вать, сочетать данный метод с другими мето­дами.

Чтение, по­нима­ние, за­пись, ана­лиз, синтез учебного ма­териала (урок+учеб­ник)

Книга, тет­радь

Умение  сво­бодно чи­тать и понимать прочи­танное, выде­лать глав­ное, состав­лять схемы, кон­спекты

ДЕМОНСТРАЦИЯ

заключается в на­глядно-чувственном ознакомле­нии  с явле­ниями, про­цессами, объектами в  натураль­ном виде, используется с внеш­ним видом пред­мета, его внутреннем устройством

Педагог направляет вни­мание учеников на существенные стороны демон­стрируемых яв­лений,  пра­вильно сочетает различ­ные ме­тодические приемы

Зарисовка, наблю­де­ние, ис­следова­ние, ос­мысление, обнаруже­ние свя­зей.

Иссле­дуе­мые объ­екты  (в нату­раль­ном виде) ис­кусст­вен­ные заме­нители на­ту­раль­ных объ­ектов.

Активное уча­стие уче­ников, правиль­ный вы­бор объек­тов, умение педа­гога направить вни­мание учеников на су­щественные  сто­роны явле­ний,  со­четание с другими мето­дами.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - показ и вос­приятие предметов, процес­сов, явлений в их символь­ном изображе­нии с помо­щью плака­тов, карт, портре­тов, ри­сун­ков, схем и т.д. Они су­щественно об­легчают процесс фор­мирования  по­нятий.

Определить оптимальный объем иллюст­рируемого мате­риала, подго­то­вить заранее ил­люстрации, пра­вильно исполь­зовать методику показа.

Осмысле­ние, вос­приятие, сделать вы­воды

Диа­граммы, графики, схемы, таб­лицы, карты, пла­каты и т.д.

 

 

Соче­тание с дру­гими  мето­дами, использо­вание раз­даточ­ного мате­риала

ЛЕКЦИЯ характеризу­ется более строгой структурой, логикой изложения, оби­лием информации, сис­темным  характером ос­вещения.

Составление де­тального плана, логически строй­ное и последова­тельное изложе­ние всех пунктов плана, обобщаю­щие вы­воды.   

Составление кон­спекта или плана лекции, запись данных в форме таблицы и т.п.

Ознаком­ление уча­щихся с темой, ис­поль­зование живого, языка, на­гляд­ности (демонст­рации, ил­люст­ра­ции, видео)

 Составление учите­лем деталь­ного плана, логи­че­ски  стройное и последо­вательное изложение, с краткими вы­водами,  эмо­цио­нальность изло­жения, задик­товка, контакт с  аудиторией, опти­мальный темп изло­жения, соче­тание лекции с последующими семинарскими или прак­тическими занятиями.    

ВИДЕОМЕТОД- экран­ное пре­поднесение ин­фор­мации, которое слу­жит не только для пре­под­несе­ния знаний, но и для их контроля, закре­пления, повторения, обоб­щения, системати­зации, т.е. вы­полняет все дидактиче­ские функции.

Подбор нужного материала, уме­ние вводить учащихся в круг изучаемых про­блем, делать обобщающие вы­воды, оказы­вать индивиду­альную помощь в про­цессе само­стоя­тельной ра­боты.

Осмысле­ние, вос­приятие, делать  вы­воды, выде­ле­ние необ­ходи­мой ин­формации, са­мостоя­тельное ис­следо­вание.

 проектор, ки­ноап­па­ратура, учебное теле­виде­ние, ви­део­проиг­рыва­тель, ви­део­магни­то­фон, а также ком­пью­тер с дис­плей­ным отра­же­нием ин­фор­мации.

Наличие видео­теки, учебный процесс дол­жен отличаться чет­ко­стью, проду­манностью, це­лесообразностью

УПРАЖНЕНИЯ - это пла­но­мерное повтор­ное вы­полнение действий с це­лью овла­дения ими или повыше­ния их ка­чества.

Виды:

Специальные, произ­вод­ные, комментиро­ванные, устные, пись­менные, графические, лабора­тоно-практиче­ские, про­извод­ственно-трудовые

Учитель должен заботиться о дос­таточном количе­стве и разнообра­зии  упражнений, проверять  пра­вильность вы­пол­нения  уп­ражне­ний, по­мощь в выпол­нении.

Четкое вы­полне­ние за­да­ний в за­висимости от типа упраж­не­ний.

Тетради, книги, при­боры и  т.д.

Сознательная направленность уча­щихся на по­выше­ние каче­ства деятельно­сти; знание пра­вил выполнения дей­ствий; созна­тельный учет и контролирование усло­вий; резуль­татив­ность.

СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД - скомбиниро­ванный из многих путей и спосо­бов метод, при­меняе­мый педагогом тогда, когда ни один из из­вестных изоли­рован­ных методов не дает воз­можности быстро и эф­фективно достичь на­ме­ченных целей в имею­щихся конкретных усло­виях, он признается не всеми педагогами, это творческий, не стандарт­ный метод

Индивидуаль­ность в подходе к обу­чению, на­учно-исследова­тельские работы

Осмысле­ние  и вы­полнение задания, предла­гае­мого учите­лем

Карта творче­ского роста учеников, ди­агно­сти­ческие карты.

Подготовка уче­ни­ков, наличие совре­менных наглядных средств. Ак­тив­ное участие уче­ни­ков, сочетание с дру­гими мето­дами, умение педагога напра­вить вни­мание на существенные стороны изучае­мого ма­териала, контакт с ауди­торией, по­ложи­тельное вос­при­ятие.

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕ­ТОД - само­стоятельное прове­дение эксперимен­тов, исследова­ний уча­щи­мися, дает воз­мож­ность приобретать уме­ния и навыки обращения с оборудованием обеспе­чи­вает превосходные условия для формиро­вания практи­ческих уме­ний.

Тщательная под­готовка учителя.

Ученик должен тщательно подго­то­виться, активно исследо­вать, са­мостоя­тельно ра­ботать, подбирать необходи­мые ма­те­риалы и при­боры.

Наличие лабо­рато­рии, на­личие специ­ального обору­до­вания.

Тщательная под­го­товка учителя и ученика, нали­чие дорогостоя­щего оборудова­ния, творческих подход к реше­нию задач

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕ­ТОД - применение полу­чен­ных знаний к реше­нию практических задач, умение использовать теорию на практике.

Объяснение, по­каз, руководство, работа со сла­быми учениками, контроль

Осмысление  ска­занного и пока­занного учителем, уча­стие в про­цессе, само­стоя­тельное выполне­ние задания, уме­ние делать вы­воды

Демонстраци­онный мате­риал, тетради, книги.

Сформирован­ность привычки организации тру­дового процесса (осознание цели и  условий ее реше­ния и т.д.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ - это специально создан­ные ситуации, мо­дели­рующие реальность, из которых учащимся пред­лагается найти вы­ход

Назначение: стимули­ро­вание познаватель­ного процесса

Симуляционные  игры

Метод инсценизации

Метод генерации идей

Подготовка плана и содержания, определение темы и цели, распреде­ление ролей, на­блюдение, руко­водство, подведе­ние итогов

Понимание,   мо­тивация, принятие ро­лей, участие, понимание

Комплект игры, обору­дование, ос­нащение

Тщательная под­готовка, положи­тельное воспри­ятие, поощрение

ОБУЧАЮЩИЙ КОН­ТРОЛЬ: важно обеспе­чить его включение в учебный процесс и дос­тичь того, чтобы кон­троль не стал не обособ­ленным эле­ментом учеб­ного про­цесса, а одно­временно выполнял обу­чающие, развивающие, воспита­тельные, побуж­дающие функции

Виды контроля: уст­ный, письменный, лабора­тор­ный, программиро­ван­ный, тестовый, са­мокон­троль

Подготовка  кон­трольных работ (тестов), опреде­ление вида кон­троля

Выполнение кон­трольных работ, само­контроль

Контрольные тетради, кон­турные карты, тесты, инди­видуальные карточки и т.д.

Правильность выбора формы контроля

 

-->

 

Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 12/06/2014 - 18:35).

С уважением, Марина Скуленкова

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн