Место работы:
МОУ СОШ № 14 (г. Александров) Владимирская область
РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ
Проектная методика применительно к дисциплинам гуманитарного цикла имеет свою специфику. Это связано прежде всего с тем, что содержание предметов данного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественнонаучного цикла. Что же может стать содержанием исследования по литературе, мировой художественной культуре, риторике и другим профильным дисциплинам в гуманитарных классах? Учителя словесности пришли к общему решению данной проблемы. Это может быть сопоставление творчества различных писателей, художников, анализ развития определённой тематики в разных видах искусства, изучение новаторства и традиций в художественных произведениях, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы и прочее. Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нём как о явлении нормированном, закреплённом в словарях и справочниках. Трудность подобных исследований объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.
На сегодняшний день в школе отрабатывается практика применения ИКТ в ходе проектной деятельности учащихся в гуманитарных классах. Достигнуты первые результаты по внедрению апробируемых технологий в учебно-воспитательный процесс. Статистические данные констатируют: у учащихся повысился интерес к изучению профильных дисциплин, развивается их самостоятельность и критичность мышления. Учителями русского языка и литературы отрабатываются опорные точки грамотного, более эффективного внедрения в практику преподавания названных технологий: педагог в данном случае выступает в роли консультанта, между преподавателем и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения и др.
Несомненно, создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от педагога творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями. При разработке проекта создаваемые в компьютерном варианте дидактические и наглядные материалы позволяют решить следующие задачи:
1) повышается производительность труда учителя и учащихся в ходе подготовки;
2) увеличивается объём использования наглядности;
3) «оживляется» презентация проекта.
Педагоги отмечают, что старшеклассникам необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
1) обогащается презентация проекта эмоциональной окрашенностью;
2) возбуждается живой интерес учащихся к предмету познания;
3) расширяется общий кругозор школьников.
Аналитические материалы заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы, педагога-психолога, творческой группы учителей-словесников содержат ряд выводов по работе в данном инновационном направлении. К примеру, такие: работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить старшеклассникам реальный продукт своей деятельности. Она используется для оформления результатов групповой работы. Много дополнительного материала в ходе предварительной работы школьники находят в сети Интернет. Также выручает и чтение художественной литературы в электронном варианте в том случае, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеке. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их в своей проектной деятельности.
На сегодняшний день следствием применения ИКТ в ходе проектной деятельности учащихся явился целый ряд положительных результатов:
1) создание школьной медиатеки;
2) увеличение количества учащихся, желающих участвовать в создании проектов;
3) стабильное качество обучения (с 75 % до 100 %);
4) повышение интереса к изучению предметов гуманитарного профиля (до 95 %).
Активное внедрение в обучение метода проектов позволило сформировать исследовательские навыки старшеклассников гуманитарных классов, активизировать их деятельность, использовать полученные знания на практике. Примером этого явились презентации (на заседании школьного научного общества, уроках, экзаменах и др.) следующих проектов по ряду профильных дисциплин и элективных курсов учебного плана.
Русский язык:
«Изучение морфологии на синтаксической основе» (10-11 классы).
Литература:
«Любовь по нисходящей – угроза для самой жизни на земле». (По повести – современной пасторали - В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»).
«Состояние души главного персонажа повести В. Маканина «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».
«Проблема хозяина земли по роману Д. Абрамова «Дом».
«Путь утрат на дорогах войны в стихотворениях поэта Б. Окуджавы».
Мировая художественная культура:
«Айседора Дункан – секрет очарования».
«Клод Моне как художник-импрессионист».
«Утверждение красоты и радости бытия в творчестве Анри Матисса».
«Становление и развитие русской драматургии».
«Русский джаз: история и современность».
«Пабло Пикассо как художник-мыслитель».
«Кино как синтетический продукт искусства».
«Фантастика Рея Брэдбери как предостережение человечеству».
«Александр Бенуа как вдохновитель «Мира искусства», живописец, график, театральный художник, учёный».
«Казимир Малевич как представитель русского авангарда в живописи начала ХХ века».
«Творчество передвижников как расцвет реалистического искусства».
Риторика:
«Коммуникативные качества речи как составляющие успешного публичного выступления».
«Взаимодействие оратора и слушателя. Пути достижения контакта».
«Умение владеть своим голосом как залог успешного выступления оратора».
Из вышеизложенного следует вывод: применение метода проектов с использованием ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы имеет большие преимущества. Однако практика преподавания свидетельствует о необходимости использования его наряду с другими методиками поскольку учебный процесс невозможно построить только на проектировании. Создание проекта – это протяжённая во времени деятельность, не укладывающаяся в урочную систему и предполагающая большую дополнительную работу учащихся. Педагогу важно помнить, что только умелое сочетание различных технологий даёт наибольший эффект и положительную динамику в решении актуальных вопросов методики преподавания.
В заключение следует отметить следующий немаловажный факт: владение самим педагогом на профессиональном уровне прикладным видом деятельности – работой с компьютерной техникой – позволило поставить в школе на более высокий уровень контрольно-коррекционную деятельность. Чёткий и последовательный алгоритм её, а также эффективная и умелая организация имеет выход на реальные результаты – профессиональное отслеживание уровня и качества предметной подготовки школьников гуманитарных классов. Мониторинг результативности (индивидуальный, групповой и др.) чётко прослеживается через созданный завучем школы электронный информационный банк данных о работе каждого учителя – словесника, включающий графики, таблицы, диаграммы, циклограммы, справки, диагностические, технологические, рейтинговые карты и др.
|