Место работы:
МОУ «Андреевская СОШ» (Судогодский район)
Роль сетевых телекоммуникационных проектов в повышении мотивации школьников к изучению предметов
В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится исследовательская деятельность школьников. Это вызвано причинами социального характера: общество заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и свои достижения.
На современном этапе к числу основных задач школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
Решению этих задач способствует педагогическая технология – проектное обучение.
Организуя учебно-исследовательскую работу учащихся, педагог преследует определённые цели:
• сформировать у учащихся исследовательские умения;
• повысить мотивацию к изучению предмета;
• содействовать развитию личности ученика; помочь ему в самоопределении.
В последнее десятилетие особое место в проектной деятельности учащихся занимают учебные телекоммуникационные проекты.
Учебный телекоммуникационный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
Телекоммуникационные технологии используются для расширения зоны действия проектных методов и организации сотрудничества школьников не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных культур.
Телекоммуникационные проекты позволяют создавать серьёзные исследовательские лаборатории для школьников, значительно расширяют зоны совместных исследований, совместных творческих работ, используя язык в его подлинной функции – средства общения.
В методической литературе на сегодняшний день существует достаточно большое количество статей, посвящённых принципам организации телекоммуникационных проектов. Хочется подробнее остановиться на результатах участия школьников в таких проектах и на выводах, к которым пришли и ученики, и учитель, работая в проекте.
Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность , при этом воспитывается бережное отношение к родному языку и родной литературе.
Работая в телекоммуникационном проекте, дети не только повышают свой интеллект , но и практически осваивают способы получения информации. У некоторых ребят вопросы проектов вызывают семейное обсуждение, и их родители принимают активное участие в поисках правильных ответов, в обсуждении результатов исследований.
Кроме того, ребятам предоставляется широкая возможность участия : умеешь писать стихи – пиши, умеешь оформлять, рисовать – рисуй, любишь считать – обрабатывай числовую информацию. Главное – вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.
Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.
Участие в телекоммуникационном проекте, конечно же, создаёт условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, где бы они географически ни находились.
Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.
Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат , важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.
Результатами участия школьников в телекоммуникационных проектах можно считать следующие:
• повышение уровня познавательной активности учащихся;
• появление черт личности, присущих исследователям;
• увеличение числа учащихся, проявляющих интерес к предмету;
• повышение уровня обученности по предмету.
Показателями, позволяющими анализировать и оценивать личностно-смысловое отношение участников к процессу собственной познавательной деятельности в ходе телекоммуникационного проекта, могут служить:
• оценка участниками социальной значимости полученного результата;
• достаточность и удобность материала при его предъявлении, наличие или отсутствие ошибочного мннния при возникновении сомнения;
• потребность в преодолении привычных шаблонов воспроизведения и осмысления материала;
• потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной, а также творческой деятельности.
Когда работа над проектом завершена, учащимся можно предложить анкету, вопросы которой помогут школьникам подвести итоги своей работы не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане полодотворности исследовательской деятельности для собственного развития.
Анкета
• Чему вы научились, занимаясь данным исследованием? Что узнали?
• Где и как вы можете использовать полученный опыт?
• Что вам принесло удовлетворение в работе больше всего?
• Что было трудно?
• Как исследовательская работа по лингвистике или литературе изменила ваше отношение к изучению русского языка или литературы?
Результаты проведённой анкеты обязательно обрабатываются и анализируются.
Очень часто проект позволяет учителю-предметнику увидеть талант ребёнка на практике, которая в обычной школьной жизни не была замечена в силу особенностей характера. А совместные задачи учителя информатики и учителя-предметника при работе в телекоммуникационных проектах можно сформулировать, обратившись к словам немецкого педагога XIX века А. Дистервега: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой».
Организация участия в телекоммуникационных проектах позволяет учителю сделать процесс обучения русскому языку и литературе ярким и запоминающимся , помогает учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно, сделать осознанный и правильный выбор профиля обучения.
Успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от работы, выполненной и учителями, и учащимися. Каким же должен быть учитель-предметник? Прежде всего увлечённым своим делом человеком, способным, говоря опять словами Дистервега, «…не преподносить истину, а научить её находить».
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века.
|