Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «Ермиеская основная общеобразовательная школа»
Создание мультимедийных учебных проектов в основной школе
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.
Данный метод, предполагает решение какой – то проблемы, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений, из различных областей науки, технологии, творческих областей.
Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно – полезного учебного продукта. Все, что создают учащиеся, - их тексты, буклеты, газеты, презентации, - становится частью их индивидуальных достижений. Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
Основные требования к проекту:
- Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Оформление конечных результатов.
Существуют различные типы учебных проектов: исследовательских, творческих, ролево - игровой, информационный, ознакомительно – ориентировочный, практико- ориентированный. В соответствии с выбранным типом учебного проекта следует сразу же определить: основной вид деятельности учащихся и учителей;
- место проекта в учебном процессе;
- количество учащихся, необходимых для осуществления данного проекта;
- примерное время для его выполнения и презентации.
Самый современный тип учебного проекта – мультимедийный. Мультимедийный продукт – это интерактивная (т. е выполняемая в диалоговом режиме) компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, наборы рисунков и слайдов, фотографии, различные базы данных и т. д. Мультимедиапродукты объединяют текстовую, графическую, аудио – и видеоинформацию, что позволяет существенно расширить объём информации, представляемой пользователю. Таким образом, мультимедийные продукты могут использоваться в дальнейшем в образовательных целях.
Опыт показывает, что создание учебных мультимедийных продуктов вполне по силам школьникам. Разработка мультимедийного учебного проекта должна включать в себя следующие этапы:
- определение темы, цели, содержания, структуры;
- составление планы работы;
- сбор, обработку и анализ информации;
- обсуждение и редактирование материалов;
- оформление презентации;
- публичную защиту;
- публикацию (в печатном виде и/или в Интернете).
Рассмотрим подробнее применение описанной выше технологии разработки учебных мультимедиапродуктов на примере учебного проекта «Телеграмма» , разработанного учащимися 8 классаМОУ «Ермиевская ООШ».
На первом этапе происходило знакомство с теорией и методическим обеспечением проектной методики, определялись возможные модули для обучения, разрабатывался план проекта и обобщение профессиональных действий в его визитной карточке. Это обусловлено тем, что не все учащиеся обладают одинаковыми навыками в области компьютера. Некоторые знакомые только с играми или только с программированием.
На втором этапе, связанном с организаторской деятельностью, обучаемые познакомились со структурой проекта и методами исследования, обсудили темы индивидуальных исследований и способы поиска нужной информации, определили творческое название проекта, основополагающий и проблемные вопросы, формы сбора, хранения и представления результатов и разбились на группы.
Пример.
Тема проекта: «Телеграмма».
Возрастная категория учащиеся; учащиеся 8 класса.
Основополагающий и проблемный вопросы: Существует ли вкус у книги?
Почему взрослые дети часто забывают о своих родителях?
В чем сила материнской любви?
Почему прощают родители ошибки своих детей?
На третьем этапе каждая группа учащихся собирала информацию по одному из проблемных вопросов, учитывая его содержание. Ученики научились работать с различными программами, а также правильно размещать информацию в структуре проекта. Работа с программой Microsoft Word помогла лучше освоить методы редактирования текста и правильно оформить текст по шаблону.
Овладение PowerPoint помогло каждой группе оформить программу исследования в виде мультимедийной презентации, что стимулировало познавательный интерес и индивидуальную потребность учащихся. Это позволило не только оформлять обычные тексты, анимированные рисунки, фотографии.
Компьютерные презентации часто применяются при выступлениях, конференциях и на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся. В некоторых случаях презентацию запускают в автоматическом режиме, и она передаётся без участия человека. Автоматический режим презентации часто используют во время выступления. Электронные страницы презентации называют слайдами. В процессе просмотра презентации могут реализовываться различные последовательности представления слайдов. Для осуществления перехода между слайдами используются управляющие кнопки с гиперссылками.
Подведение итогов самостоятельной работы ученика по проекту проводятся в виде публикации. Ученик на выбор используют готовые шаблоны публикации: буклет, бюллетень, оформление стенгазеты. Для повышения эффективности обучения учитель должен помочь спланировать публикацию так, чтобы учащиеся не отвлекались и работали по теме, учитывая требования к содержанию вопроса. Школьник, проявляя интерес и активное познание, стремится к окончательному положительному результату. Этим результатом является создание web – сайта в программе Microsoft Publisher , который представляет всю работу, указывая на сформированность знаний, умений и навыков. Основываясь на данной технологии, наши ученики успешно разработали следующие учебные мультимедийные проекты: «Образ Катерины Петровны», «Образ Насти»», «Роль природы и обстановки в рассказе «Телеграмма».
После изучения повести А. С. Пушкина « Капитанская дочка» был разработан проект «Береги честь смолоду».
Опыт показал, что использование данной технологии можно успешно применять на уроках информатики и во внеклассной работе со школьниками.
|