Автор:
Стёпкина Ирина Евгеньевна
Место работы:
Алтайский край, г.Барнаул МБОУ «Гимназия №74», учитель информатики
Дистанционное обучение. Проблемы и перспективы
Презентация
Викепедия определяет дистанционное обучение так: «Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения)».
В нашей стране дистанционное обучение осуществляется согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Согласно этому приказу «образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся», «образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ»
Формы проведения дистанционного обучения в приказе не прописаны - это свобода выбора учреждения.
С апреля 2010 в нашей гимназии мною начал создаваться сайт дистанционного обучения http://gimn74dist.ucoz.ru/.
Темой для создания сайта стал разработанный элективный курс «Дистанционное обучение компьютерной графике в растровом редакторе Gimp».
Растровый редактор Gimp был выбран для изучения в рамках реализации «Концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации».
С 1 сентября 2010 года сайт дистанционного обучения перешел из режима тестовой работы к полноценному функционированию.
В настоящее время на сайте размещены задания и дополнительные материалы к каждому из уроков элективного курса. Учащимся необходимо зайти на сайт курса, скачать и установить у себя на компьютере программу Gimp, на странице уроков открыть и прочитать выполнение урока, выполнить урок на компьютере в программе растрового редактора и выложить полученный результат в фотоотчет.
Для дополнительного более углубленного изучения материала на сайте имеется подборка учебных пособий различных авторов.
Если возникают вопросы по выполнению работы или появляется желание обсудить выполнение, то это можно сделать на форуме в разделе соответствующего урока. Возможно также прокомментировать работу других обучающихся, высказать свое мнение и оценки непосредственно в фотоотчете.
По выполнению работы можно задать вопросы непосредственно мне, как разработчику курса через окно сообщений.
Если у ребенка нет возможности дома выполнять работу за индивидуальным компьютером, то для работы над заданиями курса предоставляется образовательная среда гимназии.
К окончанию 2010-2011 учебного года дистанционно элективный курс изучили все учащиеся 9-х классов МБОУ «Гимназия№74».
Индивидуально дистанционное обучение также проходили учащиеся школ базового образовательного округа МОУ №52 и МОУ№53.
Целый год функционирования сайта выявил ряд проблем организации дистанционного обучения. Проблемы можно разделить на два типа: технические и методические.
Технические проблемы, с которыми мы столкнулись - это низкая скорость интернета в образовательных учреждениях Алтайского края и отсутствие компьютеров или интернет - подключения у учеников дома. Технические проблемы оказались наиболее решаемыми. Если за год обучения со скоростью подключения ничего сделать не удалось, то организовать возможность самостоятельного выполнения работы в учебных классах гимназии и средствами мультимедийного зала библиотеки стало вполне возможным. И если технические трудности были преодолены, то остальные проблемы дистанционного обучения не нашли полного своего решения.
Организуя работу по дистанционному обучению учащихся других школ базового образовательного округа наша гимназия столкнулась с проблемой нежелания других учреждений поддерживать такого рода сотрудничество. С одной стороны это можно понять. У всех учителей хватает и своей работы, и организовывать работу учащихся в другой школе, за которую нет никакой доплаты, никто не соглашается. В результате, уроки на сайте проходили в добровольном порядке только те учащиеся, которые самостоятельно узнали о проводимом обучении. Это является серьезным препятствием распространения дистанционного обучения. Оно устранимо только путем внесения дополнительного поощрения в оценочные листы для учителей. До тех пор, пока организация такой форма обучения для учащихся не будет поощряться администрацией всех уровней развитие дистанционных технологий будет серьезно тормозиться.
Другая, и самая важная проблема, которая высветилась при проведении дистанционного обучения - это не желание получать знания со стороны учащихся. Учащиеся, к сожалению, в большинстве не умеют и не желают учиться самостоятельно. Полученный опыт позволяет утверждать, что на данном этапе массовое внедрение дистанционных технологий приведет к падению уровня образовательной культуры. Большинство учащихся не заинтересованы в самостоятельном обучении. При отсутствии видимых стимулов или немедленного наказания учащиеся не заинтересованы в выполнении работы. В каждом классе лишь единицы вовремя добросовестно способны выполнять работу и как правило это те , кто и при очной форме обучения показывают высокие результаты.
Мы все понимаем, что основная цель правительства при внедрении дистанционного обучения - это снижение затрат на образование. Но внедрять его повсеместно как замену очной форме образования на данном этапе развития общества можно приравнять к преступлению.
Необходимо формировать сознательную потребность в дистанционном обучении начиная с начальных классов.
Только тогда, когда с первого класса школы учащийся приучается получать знания самостоятельно можно переводить обучение в дистанционный вид. На данном этапе дистанционное обучение может быть лишь альтернативой очной форме обучения или элементом очной формы. Начинать переход к дистанционному обучению необходимо, но для начала это должны быть элементы домашнего задания, индивидуальные задания или иные формы взаимодействия, позволяющие постепенно приучить ребенка заниматься дистанционно.
Необходимо как можно более активно публично поощрять тех учащихся, кто самостоятельно изучил тот или иной курс дистанционным способом, чтобы создать положительную мотивацию обучению в такой форме.
Только постепенное и поэтапное внедрение дистанционных технологий с постоянным поощрением и пропагандированием такой формы обучения, при полной заинтересованности всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, родителей и, наконец, учащихся может дать положительные результаты и позволит получить видимый положительный эффект от перехода на новые технологии.
|