Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Буквы е-и в корнях с чередованием

Submitted by Лариса Александровна Поддубная on вс, 18/12/2011 - 21:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Поддубная Л.А.
Место работы, должность: 
МОУ - СОШ №49, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

обучить умению различать чередующиеся гласные от гласных проверяемых и непроверяемых ;

обучить выбору чередующихся гласных в корне;

выработать навык выбора данной орфограммы. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
1.Оргмомент и вступительное слово учителя 2.Объявление темы и цели урока 3. Повторение ранее изученного и подготовка к восприятию нового материала 4.Распределительный диктант (предлагаемые слова с пропущенными буквами необходимо записать в одну из колонок в зависимости от гласной в корне). 2 ученика работают у доски, остальные на местах. После выполнения задания осуществляется взаимопроверка. 5.Работа с парами слов, у которых разное лексическое значение, но схожее звучание. 6.Материал для наблюдений ( даны пары слов на чередование е-и в корнях, необходимо орбучающимся сделать вывод об условиях выбора данной орфограммы). 7.Работа с учебником. Чтение правила, знакомство с обозначением орфограммы. 8.Закрепление. Работа с упражнением 635(составить слова с каждой парой корней, записать их и обозначить орфограмму). 9.Физкультминутка. 10.Продолжение закрепления темы. Выборочный диктант. 11.Работа по развитию речи. Конструирование предложения(из предлагаемых предложений выписать соответствующий член предложения, составить из них новое предложение и продолжить соответственно схеме: для 1 варианта –осложнить однородными членами предложения, для 2 варианта- составить сложное предложение). 12.Четвёртое лишнее (найти лишнее слово в строке, объяснить, почему оно лишнее). 13.Подведение итогов.

Открытый урок в 5 классе.

Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием».

Цели:

 обучить умению различать чередующиеся гласные от гласных проверяемых и непроверяемых ;

обучить выбору чередующихся гласных в корне;

выработать навык выбора данной орфограммы.

                                         Ход урока.

1.Оргмомент и вступительное слово учителя.

Мы продолжаем путешествие по стране «Морфология», знакомимся со страной Глагол. Многое об этой стране уже знаем: общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль. Сегодня познакомимся с правописанием чередующихся гласных в этой части речи. Прежде чем приступить к этому, настроимся на работу. (слайд «Релаксация»).

2.Объявление темы и цели урока.

 Тема нашего урока «Буквы е-и в корнях с чередованием». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться? (Ответы обучающихся).Да, ребята, сегодня мы должны познакомиться с условиями выбора чередующихся гласных  е-и в корне и научиться правильно писать слова с этой орфограммой.

3. Повторение ранее изученного и подготовка к восприятию нового материала.

 -Изучим очередную орфограмму. А что такое орфограмма?

 -В каком разделе изучаются орфограммы?

 -В какой морфеме данная орфограмма?

 -Какие корни с чередующимися гласными вы уже знаете?

 -Что является условиями выбора изученных орфограмм? Вспомните           правила с примерами.

-Что ещё нужно знать, чтобы не перепутать чередующиеся гласные с проверяемыми и непроверяемыми гласными?

4.Распределительный диктант (предлагаемые слова с пропущенными буквами необходимо записать  в одну из колонок в зависимости от гласной в корне). 2 ученика работают у доски, остальные на местах. После выполнения задания осуществляется взаимопроверка.

Изл…жение, р..стение, л…гичный, дор…сти, распол…житься, подр…стковый, сл…жение, р…сток, предл…гать, р…стекаться, р…стениеводство, р…синка, выр…щенный, р…стовщик, сл…гаемое, р…ссада, прил…гательное.

-Какие слова не вошли ни в одну колонку? Почему? Выпишите эти слова и обозначьте орфограмму.

5.Работа с парами слов, у которых  разное лексическое значение, но схожее звучание.

-Подумайте, какие буквы нужно писать в корне каждого из этих слов и почему?

Городской ст…рожил – ст…рожил склад

П…лоть грядку – п…лить из пушки

Зал…зать в окно -зал…зать раны

Сп…шите задание – сп…шите домой

Отв…рить дверь – отв…рить в молоке

Прож…вать хлеб – прож…вать в Белгороде

Вывод: необходимо не только видеть морфему, в которой находится орфограмма, но и знать лексическое значение слова.

-Что же нужно делать, если мы встретились с проверяемой гласной в корне? А если с чередующейся?

6.Материал для наблюдений ( даны пары слов на чередование  е-и в корнях, необходимо орбучающимся сделать вывод об условиях выбора данной орфограммы).

Собирать – соберу

Постилать -постелить

Замирать – замер

-Что же является условием выбора этой орфограммы?

7.Работа с учебником. Чтение правила, знакомство с обозначениеморфограммы.

-бер - - - бира-                     

-пер- - - пира-

-дер- - -дира-

-тер- - -тира-

-мер- - -мира-

-стел- - -стила-

-жег- - -жига-

 

8.Закрепление. Работа с упражнением 635(составить слова с каждой парой корней, записать их и обозначить орфограмму).

-Давайте ещё раз повторим правило и условия выбора данной орфограммы.

9.Физкультминутка.

10.Продолжение закрепления темы. Выборочный диктант.

-С какой орфограммой мы познакомились?

-Что является условием выбора этой орфограммы?

-Отгадайте загадку, найдите в ней слово с чередующейся  гласной в корне, выпишите его и обозначьте орфограмму.

1)Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

2)Летит орлица по синему небу: крылья раскрывает, солнышко застилает.

3)Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.

4)Белый Тихон с неба спихан. Где пробегает – ковром устилает.

11.Работа по развитию речи. Конструирование предложения(из предлагаемых предложений выписать соответствующий член предложения, составить из них новое предложение и продолжить соответственно схеме: для 1 варианта –осложнить однородными членами предложения, для 2 варианта- составить сложное предложение).

1)Далеко тянется сосновый лес. (найти обстоятельство)

2)Перед нами расстилается безбрежное море. (найти сказуемое)

3)Гладкое лицо мальчика сморщилось от боли. (найти определение)

4)Справо на стене висело маленькое зеркало.(найти подлежащее)

5)Мы расположились на берегу прозрачного озера.(найти дополнение)

12.Четвёртое лишнее (найти лишнее слово в строке, объяснить, почему оно лишнее).

1) ум…реть, отп…реть, пол…ететь, сж…гать.

2) выб…рать, раст…реть, пос…лить, зад…рать.

 

13.Подведение итогов.

-Над какой темой мы работали?

-Что нового вы узнали? Для чего эти знания вам пригодятся?

-Что является условием выбора изученной орфограммы?

14.Домашнее задание ( на выбор):

1)Стр.256-257, упр.654.

2)Составить рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне.

Пример рассказа.

Жил-был пятиклассник Саша. Он очень не любил уроки русского языка, особенно ему не нравилось писать слова с чередующимися гласными в корне.

Однажды мальчику приснился странный сон. Саша оказался среди высокорастущих зарослей елей. Острые иглы деревьев больно кололи мальчика.

Загорался восток. Лучи солнца коснулись вершин зарослей. Саша увидел небольшую полянку, на которой росла земляника, и принялся ее собирать. «Соберу ягоды, съем их и буду искать дорогу домой», — подумал мальчик. Вскоре он нашел узкую тропинку, которую пересекала глубокая яма. Саша подумал: «Как же мне быть?» И вдруг он услышал чей-то голос: «Ты переберёшься через яму, если правильно  объяснишь правописание слова «переберёшься». Мальчик стал вспоминать правила написания чередующихся гласных в корнях. И когда он сказал, что в корне нужно писать букву Е,  смог перебраться на другую сторону.

 Саша проснулся, вспомнил свой сон и решил, что теперь он будет добросовестно учить правила.

15.Рефлексия.

1.На уроке я работал                 активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я    доволен / не доволен

3.Урок  мне показался коротким / длинным, интересным/ скучным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен

7.Домашнее задание мне кажется           легким / трудным, интересным / неинтересным

Закончи подчёркивание…Нарисуй своё настроение . 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн