Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ломоносов М.В. Конспект беседы и презентация с интерактивными игровыми заданиями

Фото пользователя Татьяна Александровна Шевченко
Submitted by Татьяна Александровна Шевченко on Wed, 28/12/2011 - 15:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шевченко татьяна Александровна
Место работы, должность: 

ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4, заведующая библиотекой.

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p align="center"> <strong>Беседа с игровыми моментами для лучшего усвоения материала к 300- летию М. В.</strong><strong>Ломоносова</strong></p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p> Для классного часа к 300- летию М. В. Ломоносова</p> <p> Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему &laquo;Великие люди России&raquo;</p> <p> Компьютер,&nbsp; мультимедийный проектор, задания, распечатанные на карточках</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p> Цель: Популяризация истории нашей Родины</p> <p> Задачи:</p> <p> привлечь внимание к важной дате в истории России &ndash; 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711 &ndash; 1765)</p> <p> популяризировать материалы о личности М. В. Ломоносова</p> <p> в игровой форме помочь детям освоить новую информацию</p> <p> &nbsp;</p> <p> Презентацию можно открыть, либо двукратным щелканьем левой&nbsp; кнопкой мыши по значку презентации, либо&nbsp; правой кнопкой мыши выделить презентацию с названием &laquo;Ломоносов&raquo;, а затем левой кнопкой мыши открыть.</p> <p> &nbsp;</p> <p> Презентация откроется в Microsoft Office PowerPoint 2003, но вполне корректно открывается и в 2007 офисе.</p> <p> В меню программы выбрать ПОКАЗ СЛАЙДОВ, а затем показ слайдов с начала, либо нажать клавишу F5. Презентация запустится и откроется первый слайд &ndash; титульный.</p> <p> &nbsp;</p> <p> Презентация состоит из 33 слайдов</p> <p> 1-&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Титульный</p> <p> 2-&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 32,33 &ndash; ссылки на источники</p> <p> Смена слайдов происходит по щелчку стрелками на клавиатуре, переход слайда по щелчку отключен, для предотвращения&nbsp; случайного нажатия на левую клавишу мышки.</p> <p> Все задания распечатываются на карточках и раздаются детям&nbsp; во время&nbsp; рассказа.</p> <p> <strong>На слайде № 3</strong>после решения задания можно щелчком левой кнопки на прямоугольнике открыть ответ.</p> <p> <strong>Слайд № 10.</strong></p> <p> Половинки слов встанут на свои места, если навести курсор на первые части слова и щелкнуть левой кнопкой, когда курсор преобразуется в ладошку.</p> <p> <strong>Слайд № 11.</strong></p> <p> Чтобы появился правильный ответ &ndash; наведите курсор на сердечко в верхнем ряду, дождитесь, когда он преобразуется в ладошку, и щелкните левой клавишей мышки. Все остальные буквы сами встанут на место.</p> <p> <strong>Слайд № 14.</strong></p> <p> Ответ выйдет по щелчку на прямоугольнике.</p> <p> <strong>Слайд № 16.</strong></p> <p> Ответ выйдет по щелчку на прямоугольнике.</p> <p> <strong>Слайд № 19.</strong></p> <p> Дети начальной школы могут не знать этих дат, а тем более что дети нашей коррекционной школы плохо запоминают материал, поэтому в своих играх я не предполагаю проверку знаний, а стараюсь в игровой форме помочь запомнить новый материал. Для этого на слайде № 19 детям нужно высчитать суммы цифр и сопоставить их с датами. Ответ выйдет по щелчку на вопросе (курсор должен преобразоваться в ручку).</p> <p> <strong>Слайд № 21</strong></p> <p> Если беседа проводится со 2-3 классом, часть слайдов (начиная с 21) можно не использовать, задействовав функцию &laquo;Произвольный показ&raquo; или заранее убрав эти слайды. Но 4 классу можно предложить выполнить задание и сделать вывод, узнав в какие науки М.В. Ломоносов внес наибольший вклад.</p> <p> При нажатии левой кнопкой на название науки (курсор преобразуется в ладошку) происходит переход по гиперссылке на слайд с описание открытий, обратно на 21 слайд возвращаемся щелчком по стрелке.</p> <p> Если, М.В. Ломоносов не занимался какой-то наукой, то скругленный прямоугольник поменяет заливку.</p>

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

К 300 – летию со дня рождения

 

В России это было время, когда,  грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоцененным сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь.

О первых годах жизни Михаила Васильевича Ломоносова имеется немного сведений, основаны они в основном на воспоминаниях, написанных им самим. Официальной датой его рождения считается 8 (19) ноября 1711 года.

Примерно в 80 км от города Архангельска, где река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки. На берегу самого большого из них – Кур-острова (или Куроострова), почти напротив Холмогор, располагались деревеньки (сейчас они слились в одно село - Ломоносово). Холмогорского уезда Архангельской губернии.

Как называется деревня, в которой родился Ломоносов, вы узнаете, если решите ребус.

Если Вы последовательно выполните все задания, то у Вас получится

 название деревни, в которой родился М. В. Ломоносов.

См. слайд №  3

 

Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Отец Михаила Ломоносова Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У отца Ломоносова была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.

Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, дочери дьякона, Елены Ивановны Сивковой, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте « Чайка вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Впоследствии в своих учёных  поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Северный океан, Белое море, природу их берегов, жизнь моря и северное сияние.

Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными. Однажды в море Ломоносовых за­стала буря, и парусник выбросило на ледяную глыбу. К счастью, им с отцом удалось вбить в лёд клинья и кое-как закрепить лодку. Через не­сколько часов, когда буря стихла, Василий Дорофеевич и Михайло вновь спустили лодку на воду и отправились в обратный путь. Этот эпизод Ми­хаил Ломоносов часто потом вспоминал в своей жизни.

Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семену Сабельникову. Но мать Ломоносова рано умерла, а мачеха не любила его книжных занятий: по собственным словам Ломоносова, он « принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод.

Страсть к знаниям с годами всё крепла, но в деревне негде было учиться. И Михаил решил уйти из дома. В начале зимы, в декабре 1730 года по обычаям тех промысловых мест, тяжело нагруженные товаром сани отправлялись в сторону Москвы. Везли солёную и мороженую рыбу, мешки с солью, ткани, скупленные на кораблях у европейских купцов, многое другое. Всё это можно было быстро и выгодно распродать на столичных базарах.

С помощью управляющего земскими делами в Холмогорах, Ивана Васильевича Милюкова, он получил паспорт и, заняв у соседа полукафтан и три рубля денег, без разрешения отца отправился в белокаменную Москву (по другим сведениям: отец отпустил его, но ненадолго). Путь был долгим - около полутора месяцев шёл обоз до Москвы.

В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение. Это первое русское высшее учебное заведение, основанное в 1687 году, находилось на Никольской улице в доме N2 7.

Здесь училось около двухсот юношей, которые готовились стать учителями, православными священниками, переводчиками или учёными. В академии было восемь классов. Два последних (философии и богословия) считались высшими, в них учеников называли студентами.

Годы учёбы были для Михаила тяжёлыми. Несмотря на свой немалый возраст, Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, так как он не знал латыни. Школьники, с которыми учился Михайло, были намного моложе его. Впоследствии Михаил Васильевич вспоминал. Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться . Но ничто не останавливало Ломоносова: ни насмешки младших, ни нужда. Впоследствии в письме к И.И. Шувалову он писал: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели ... Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.»

В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс. А в ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Одной из первостепенных задач русских учёных на то время было изучение природных богатств России, возникла острая потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно, но нужны были свои, российские кадры. И вот уже через несколько месяцев, в сентябре 1736 года, Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов (с Д. Виноградовым и Д. Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела

В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 год. Затем путешествовал по Германии и Голландии. В Германии он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью пивовара. 6 июня 1740 года они тайно обвенчались, так как родные были против этого брака. Когда в июне 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург, им на время пришлось расстаться. Только через три года, не без трудностей, Елиза­вета всё же приехала в Россию с маленькой дочерью Екатериной-Елизаветой. В России у них родилась ещё одна дочь, Елизавета.

Вернувшись в 1841 году в Россию, Ломоносов был уже сформировавшимся учёным. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов ввёл в русскую речь новые термины:

 

 

Какие термины ввел М. В. Ломоносов вы узнаете, если выполните задание на слайде № 10

 

В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие свои оды: «Вечернее размышление о Божием величестве или случае великого северного сияния и «Утреннее размышление о Божием величестве.

 

В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.

 

В 19 в. учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул было подтверждено. Как Ломоносов назвал молекулы вы узнаете, если решите ребус на слайде № 11

Михаил Васильевич сделал множество открытий  в разных науках.

Чтобы узнать в каком году были сделаны эти открытия нужно вычислить сумму цифр каждого года. Слайд № 12

 

Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком, и в 1747 году он написал книгу «Краткое руководство к красноречию, которую чаще всего называли просто «Риторика. В этой книге он провёл настоящую реформу русского языка.

 

В эти годы М.В. Ломоносов столкнулся с немецким начальством Академии наук. Фактически управлявший Академией И.Д. Шумахер полностью развалил научную работу, препятствовал продвижению русских учёных. Ломоносов боролся с Шумахером, а в апреле 1743 года высказал откровенно всё наболевшее на заседании Академического собрания. В результате с мая 1743 по январь 1744 год. Ломоносов находился под арестом за оскорбление академического начальства.

Ломоносов бедствовал, жалование ему не выплачивалось, положение усугубилось ещё и тем, что в конце 1743 года в Петербург из Марбурга приехала жена Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном - Цильхом. Бедствующему и находящемуся под домашним арестом Ломоносову пришлось заботиться о своём разросшемся семействе. 27 января 1744 года Ломоносов прочёл в Академическом собрании предписанную ему формулу извинения на латинском языке и подписал её текст. Этим актом окончился ещё один нелёгкий период злоключений в жизни Ломоносова.

С июля 1744 года ему стали выплачивать полное жалованье, и он смог работать более спокойно. В этот год Ломоносов начал систематическое изучение грозовых явлений, написал две диссертации: «Физические размышления о причинах теплоты и холода и «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», проводил физические эксперименты.

Объём и уровень его плодотворной работы позволяли претендовать на профессорское звание, и в апреле 1745 года Ломоносов подаёт прошение о присвоении ему звания профессора химии. В июле 1745 года он получил эту должность.

В августе 1747 года Ломоносов перебрался с семьёй в новую квартиру в том же новом доме, но состоявшую уже из пяти комнат. Теперь у Ломоносова появился собственный кабинет, где впоследствии была размещена электрическая махина» (электроскоп), с помощью которой Ломоносов изучал атмосферное электричество.

В 1751 году Ломоносов получил чин коллежского советника, дающий право на потомственное дворянство. Получение чина VI класса, что соответствовало в военной службе полковнику, стало для Ломоносова залогом личной безопасности. Ведь у себя на родине Ломоносов вплоть до 1748 года, то есть ещё три года после того как стал академиком, числился положенным в подушный оклад черносошным» крестьянином.

Ломоносов-поэт воспевает науки, искусства, ремесла, ведь он сам и ученый, и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками.

Что в письме к И. И. Шувалову М. В. Ломоносов называл своим любимым детищем? Слайд № 15

Опыты по изготовлению цветного стекла были начаты Ломоносовым в его химической лаборатории. Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом (золотые рубины, их умели делать только древние ассирийцы, но секрет их изготовления был давно утерян). В 1752 году Ломоносовым была завершена первая мозаичная картина - Мадонна», состоящая почти из 4000 брусочков смальт различного цвета. Мадонна» была преподнесена в дар императрице Елизавете Петровне - дщери Петровой», при которой русская наука и искусство поддерживались и бурно развивались.

Свои успехи в создании цветного стекла и мозаик Ломоносов решает поставить на службу России. В 1752 году он получает разрешение на строительство под Петербургом фабрики цветного стекла. Строительство фабрики началось в 1753 году, при фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин.

Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. Ломоносовым было задумано создать в Петропавловском соборе мемориал, посвящённый Петру 1, из 12 мозаичных картин. Полностью была собрана только одна - Полтавская баталию. После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных злоключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде.

Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на "учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях" иностранных университетов.

В 1756 г. Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1759 г. он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование

Как А. С. Пушкин назвал М. Ломоносова, вы узнаете, если решите ребус на слайде № 17

В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием сочинения его: "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном" в 1764 г. снаряжается экспедиция в Сибирь... Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 г. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина.

 В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре.

Свою "науку" Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам "российского света" и "российского народа".

Из предложенных ниже, найдите науки, в которые Ломоносов внес значительный вклад. Слайд № 21

Ломоносов доказывал, например, "что у нас нет природных россиян ни аптекарей, да и лекарей мало, также механиков искусных, горных людей, адвокатов и других ученых, ниже самих профессоров в самой Академии и в других местах"; необходимо "набирать студентов из семинаристов", "отправлять природных российских студентов в чужие края для окончания обучения", допускать к образованию все без различия сословия, заботиться об умножении переводных книг.

"Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". Трудность положения Ломоносова заключалась в том, что ему, как Петру Великому, разом приходилось делать десять дел, - и "читать лекции", и "делать опыты новые" (по физике и химии), и "говорить публично речи и диссертации", и "сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)", и "составлять правила красноречия", и "историю своего отечества"

Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики.

М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Коль сие в человеческой полезно, всяк удобно рассудить может». Большой интерес представляет созданная учёным конструкция «горизонтоскопа» — большого перископа с механизмом для горизонтального обзора местности.

В 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой.

Для своих современников Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" (1738) и оригинальная "Ода на взятие Хотина" (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием; но современникам первые оды Ломоносова не тотчас напечатанные, долго, по-видимому, не были известны.

Академик С. И. Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени

Петр первый мозаика

http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovmozayka-1.jpg

Фабрика в Усть-Рудице

 

http://www.rusdeutsch.ru/image/history/Glava2/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC%2018%20%D0%B2.%20%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

Полтавская битва фрагмент

http://vivatfomenko.narod.ru/lib/poltava_2.jpg

Слово о пользе химии

http://ritz-btr.narod.ru/Pictures/lomonosov.gif

Российская граматика

http://www.museum-21.ru/files/57/lomonosov/53750145_Rossiyskaya_grammatika__.jpg

Слово о явлениях воздушной силы

http://www.museum-21.ru/files/57/lomonosov/x_10..JPG

Дом М. В. Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л. О. Премацци. XIX век

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Lomonosov_s_house_on_Moyka_river_in_St.jpg

Книги, статьи

Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов-М.: Просвящение, 1996 -255 с.

Ломоносов – великий сын России

http://rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm

Ломоносов

http://myxalych.narod.ru/Lomonosov.files/image004.jpg

http://40305-s-012.edusite.ru/images/p40_lomo.jpg

Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2%2C_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7

Молодой

http://s52.radikal.ru/i135/0911/41/e32d82ecf685.jpg

университет

http://www.uralstudent.ru/images/stories/03_66_nov_during_cb_4.jpg

памятник

http://content.foto.mail.ru/mail/ursum81/_answers/i-604.jpg

http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/bogdanov/images/pam2.jpg

Ориенбаум  (Ломоносов)

http://www.oranienbaum.org/img/anbo1.jpg

Славяно-

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Lomonosov_SGLAcademy.jpg

Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Lomonosov-house_marburg1.jpg

Дом М. В. Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л. О. Премацци. XIX век

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Lomonosov_s_house_on_Moyka_river_in_St.jpg

корабль поморов

http://www.e-reading.org.ua/illustrations/88/88120-_2.png

Андреева, М.С., Короткова, М.П. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765). По материалам журнала: Профессиональная библиотека школьного библиотекаря

 

Прикрепленный файл Size
Ломоносов.ppt 9.15 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн