Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Филимонова О.Н. Программа развития воспитательной системы колледжа «От успеха в колледже, к успеху в жизни»

Автор: 
Филимонова Ольга Николаевна
Место работы: 
ГАОУ СПО «Калужский колледж сервиса и дизайна» Должность: Преподаватель математики

Программа развития воспитательной системы  колледжа «От успеха в колледже, к успеху в жизни»

 Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, найти место в современном обществе. Важное место в жизни каждого студента занимает колледж, который как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но  благодаря своему воспитательному потенциалу он способен помочь в определении ориентации  личности каждого студента.  Задача педагога в колледже– помочь каждому определиться в этом обществе, выбрать  правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Разрабатывая концепцию воспитательной работы в группе, я как классный руководитель использую собственный немалый опыт воспитательной работы,  используя современные инновационные технологии. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы колледжа, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Я предлагаю, воспитательную программу, которая направлена на то, что реализация основных положений позволит совершенствовать механизм развития воспитания в колледже, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.
 

Цель:
создание условий для саморазвития и самореализации личности студента его успешной социализации в обществе.
 

Задачи:

  • формирование и развитие коллектива группы
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
  • личности, самоутверждения каждого студента, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
  • формирование здорового образа жизни
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
  • деятельности коллектива группы
  • защита прав и интересов студентов
  • организация системной работы со студентами в группе
  • гуманизация отношений между студентами, между студентами и педагогическими работниками
  • формирование у студентов нравственных смыслов и духовных ориентиров
  • организация социально значимой, творческой деятельности студентов

Этапы реализации программы.
1 этап  1 год обучения.
Задачи:

  • Изучение особенностей развития каждого обучающегося, состояния его здоровья, эмоционального самочувствия.
  • Изучение склонностей, интересов каждого студента, сферу его дарований.
  • Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого обучающегося в группе.
  • Изучение социальной ситуации развития каждого студента.
  • Установление контакта с родителями и лицами, их заменяющими.
  • Формирование  и стимулирование интереса к учебе и овладению профессией.
  • Формирование сознательного отношения к соблюдению учебной и производственной дисциплины, правил поведения и распорядка в колледже.

Ожидаемые результаты:
У обучающегося должны быть сформированы:

  • позитивные  личностные качества;    
  • нравственные нормы поведения;
  • культура общения в коллективе;
  • потребность к труду и учебе;
  • позитивное отношение к здоровому образу жизни;
  • навыки самообразования, самовоспитания, самоконтроля.  

2 этап 2 год обучения.
Задачи:

  • Формирование установки на спешное получение общего (полного) образования и овладение профессией.
  • Организация жизнедеятельности коллектива группы в соответствии с возрастными потребностями студентов с учетом социальной обстановки в стране.

Ожидаемые результаты.
У студентов должны быть сформированы:

  •   способность к профессиональной деятельности;
  •   стремление к физическому совершенству;
  •   научное, художественное и правовое сознание.

3 этап  3 год обучения
Задачи.

  • Поддержание и стимулирование в коллективе группы установки на совершенствование профессиональных навыков, подготовку к сдаче государственного квалификационного экзамена.
  • Подготовка обучающихся к будущей трудовой деятельности, продолжению профессионального образования.
  • Подготовка  студентов к адаптации в социуме по окончании колледжа.

Ожидаемые результаты.
У студентов должны быть сформированы:

  • способность к сотрудничеству и творчеству;
  • стремление к овладению приемами и способами оздоровления своего организма;
  • активная гражданская позиция;
  • способность к социальной адаптации.

Пояснительная записка.
Целесообразность создания единой воспитательной программы на период обучения в колледже (3 года) обусловлена следующими явлениями современности:

  • Изменение экономического и социально-культурного уровня жизни в стране.
  • Социальное расслоение семей студентов, снижение уровня жизни большинства из них.
  • Снижение воспитательного воздействия семьи, рост числа неблагополучных семей.
  • Ухудшение здоровья детей, быстрая утомляемость организма, неспособность многих родителей заниматься здоровьем своих детей.

Концепция программы.
В разработанной программе представлен комплексный подход :
а) к формированию у студентов
• установки на овладение теоретическими знаниями и профессиональными навыками;
• нравственной и гражданской позиции;
• коммуникативных качеств;
• позитивного отношения к здоровому образу жизни;
б) к стимулированию социального развития обучающегося: уровня общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости.
Реализация программы предполагается в тесном контакте:  классного руководителя и мастера производственного обучения. С родителями обучающихся и лицами, их заменяющими, при участии социального педагога, педагога дополнительного образования, руководителя физического воспитания и всего педагогического коллектива  колледжа.
Актуальность концепции.

  • Настрой педагогического коллектива на реализацию новых различных форм воспитательной работы с учетом изменяющейся социальной обстановки в стране.
  • Необходимость улучшения социально-культурной жизни учащихся группы, создания благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности в условиях колледжа.
  • Усиление внимания к студентам из семей социального риска.
  • Формирование у обучающихся позитивного отношения  и стремления к ведению здорового образа жизни.
  • Необходимость адаптации к социальным изменениям.
  • Формирование устойчивых методов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса.

Принципы воспитательной системы.

  • Гуманизм и эстетическая направленность воспитания.
  • Коллективное творчество.
  • Личностно – ориентированный подход.
  • Передовой педагогический опыт.
  • Направленность на сохранение и укрепление здоровья.

Системообразующие факторы и виды деятельности.
Ведущим системообразующим фактором воспитательной системы является развивающее обучение в процессе совместной деятельности студентов и педагогического коллектива колледжа.
Виды деятельности:
• спортивно – оздоровительная;
• ценностно – ориентированная;
• диагностическая;
• учебно – исследовательская;
• общественно – полезная;
• трудовая;
• творческая.
Основным подходом к реализации задач и становлению воспитательной системы в группе является программно – целевое планирование.
Целевые воспитательные программы.
Формирование интеллектуальной культуры.
Цель  -  становление культуры мышления студентов: усвоение правил и законов логики, развитие творческих способностей.
Задачи.
• Формирование у  студентов системы общечеловеческих ценностей с помощью трех взаимосвязанных категорий: истина, добро и красота, - которые необходимы для достижения идеала – творческого, гармонически развитого человека.
• Создание условий для оптимального развития каждого студента.
• Включение в работу не только тех обучающихся, способности которых уже проявились, но и тех, способности которых еще не выявлены.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.

В течение учебного года

классный руководитель
мастер п/о

Повышение мотивации в обучении.

Положительные эмоциональные отношения между учащимися и преподавателями.

Участие учащихся группы в организации и проведении предметных месячников, в предметных олимпиадах .

По плану работы колледжа

классный руководитель

 

Подготовка и участие в КВНах, творческих турнирах, конкурсах, викторинах, брейн-рингах.

классный руководитель

Организация работы учащихся с библиотекой: использование энциклопедий, справочной и специальной литературы, статей из периодических изданий при подготовке к урокам.

В течение учебного года

классный руководитель
зав. библиотекой

Проведение библиографических уроков.

Работа с учащимися с высоким уровнем интеллектуального развития: работа над рефератами, участие в научно-практических конференциях, публичные выступления.

В течение учебного года

классный руководитель
преподаватели-предметники

Развитие интереса к выбранной профессии: организация дополнительной работы в мастерской, профессиональных праздников, конкурсов внутри группы. 

В течение учебного года

 

мастер п/о

 

классный руководитель

Подготовка учащихся к общелицейским и областным конкурсам профессионального мастерства.

Подготовка и участие в выставках прикладного искусства.

Проведение познавательных тематических классных часов.

1 раз в месяц

классный руководитель

Организация экскурсий.

В течение учебного года

классный руководитель, мастер
преподаватели-предметники

Подведение итогов всех мероприятий на собрании группы.

По плану мероприятий

классный руководитель
мастер п/о

Сообщение родителям учащихся об их успехах.

В течение учебного года

классный руководитель
мастер п/о

Гражданское и патриотическое воспитание.
Цель – формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе.
Задачи
• Создать условия для формирования и расширения правового пространства лицея через систему ученического самоуправления.
• Воспитать социально ответственную личность.
• Сформировать у учащихся активную гражданскую позицию.
• Создать условия для развития патриотических чувств и гражданских качеств у обучающихся.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Выборы ученического самоуправления в группе.

сентябрь

классный руководитель
мастер п/о

Знакомство с традициями лицея.

 

классный руководитель
мастер п/о

Встречи с выпускниками прошлых лет.

 

классный руководитель
мастер п/о

Торжественная линейка, посвященная началу учебного года.

1 сентября

 

Урок знаний, посвященный знаменательным датам в истории родного края.

1 сентября

классный руководитель

Праздник, посвященный Дню учителя.

октябрь

 

Мероприятия, посвященные Дню народного единства.

ноябрь

классный руководитель
мастер п/о

Участие в вечере «Я – гражданин России»

декабрь

 

Встречи с работниками паспортных отделов милиции.

декабрь

 

Выпуск стенгазет, посвященных знаменательным датам и событиям.

По плану лицея

классный руководитель

Экскурсии по местам, связанным с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, духовными ценностями, боевой славой.

В течение всего периода обучения

классный руководитель
мастер п/о

Участие в Вахтах памяти и несении Почетного караула.

По плану лицея

классный руководитель
мастер п/о
руководитель ОБЖ

Участие в работе молодежной организации «Молодежь НПО».

В течение всего периода обучения

Актив МО
классный руководитель
мастер п/о

Участие в операциях «Забота» (ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды)

По плану колледжа

классный руководитель
мастер п/о

Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла.

По плану колледжа

 

Участие в военно-спортивной игре «Звезда».

По плану колледжа

классный руководитель
мастер п/о
руководитель ОБЖ
руководитель физвоспитания

Праздник, посвященный Дню Победы.

май

 

День колледжа

2 июня

 

Участие в выпускном вечере.

июнь

классный руководитель
мастер п/о

Встречи с депутатами местных органов власти.

По плану колледжа

 

Создание летописи группы.

В течение всего периода обучения

классный руководитель
мастер п/о

Физическое воспитание и здоровый образ жизни.
Цель – всестороннее гармоническое развитие студента, охрана и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и всестороннего психического развития, формирование личности обучающегося.
Задачи:
• Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности обучающихся.
• Приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре.
• Развитие основных двигательных качеств.
• Формирование представления о своем нравственном и физическом здоровье как личном и общем достоянии.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Участие в днях здоровья.

По плану колледжа

классный руководитель
мастер п/о

Участие в спортивных секциях.

 

 

Участие в соревнованиях и турнирах по различным видам спорта.

 

 

Встречи с врачами санитарно-просветительского центра, психологами, наркологами.

 

классный руководитель
мастер п/о

Беседы, классные часы, встречи, пропагандирующие здоровый образ жизни, об укреплении здоровья, а также по вопросам СПИДа, наркомании, алкоголизма, курения.

 

классный руководитель
мастер п/о

Антипропаганда курения.

 

 

Антинаркотические мероприятия.

 

 

Профилактика СПИДа.

 

 

Участие в конкурсах «Мы против СПИДа», «Мир без наркотиков».

 

классный руководитель
мастер п/о

Беседы о соблюдении норм санитарии и правил гигиены в быту.

 

классный руководитель
мастер п/о

Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

 

 

Инструктажи по соблюдению правил безопасности жизнедеятельности.

 

классный руководитель
мастер п/о

Участие во Всероссийских днях здоровья, легкоатлетических кроссах, соревнованиях «Лыжня России».

 

 

Оказание помощи медицинскому работнику лицея в организации диспансеризации учащихся группы.

 

классный руководитель
мастер п/о

Поддержание санитарно состояния мастерской, закрепленного кабинета, территории, а также жилых помещений в общежитии.

 

классный руководитель
мастер п/о

Эстетическое воспитание и культура поведения.
Цель – развитие интеллекта через развитие эстетического чувства, образного мышления, закладывание нравственных основ, постижение прекрасного мира искусства.
Задачи:

  • Формирование творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, в природе, искусстве прекрасное, совершенное; жить и творить по законам красоты.
  • Формирование образного мира подростка в импровизационно-художественной деятельности.
  • Развитие интуиции в сочетании с интеллектуальной творческой деятельностью, способности понимать прекрасное.

 

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Участие в традиционных общеколледжных мероприятиях эстетического цикла:

 

классный руководитель
мастер п/о

День знаний.

Сентябрь

 

День учителя.

Октябрь

 

Конкурсы поделок из природных материалов.

Осень

классный руководитель
мастер п/о

Конкурсы изделий прикладного искусства.

2-е полугодие

Новогодний вечер.

декабрь

 

Конкурсы елочных игрушек.

декабрь

классный руководитель
мастер п/о

Литературно-музыкальные композиции по творчеству писателей и поэтов.

ноябрь

преподаватель литературы, зав. библиотекой

Конкурсы самодеятельного творчества.

1 полугодие

педагог доп. образования

День всех влюбленных.

Февраль

День 8-го Марта.

Март

Юморина.

апрель

Выпускной вечер.

июнь

Участие в конкурсах сочинений, фотографий, рисунков.

По плану колледжа

классный руководитель
мастер п/о

Посещение спектаклей Калужского драматического театра.

В течение учебного года

 

 

классный руководитель
мастер п/о

 

Просмотр фильмов в кинотеатре.

Посещение выставок в Калужском краеведческом музее.

Беседы об этикете.

Классные часы.

Посещение концертов и тематических вечеров, организуемых в лицее.

Самоуправление в группе.
Цель – воспитание у учащихся гражданской активности.
Задачи:
• Обеспечение эффективной работы коллектива группы, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов учащихся.
• Приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой, организаторской деятельности.
• Развитие духовного мира студентов, их интеллекта, формирование нравственных и гражданских качеств.
Основные принципы построения ученического самоуправления:
• выборность;
• отчетность перед собранием коллектива группы;
• контроль выполнения принятых решений.
Выбор и организация работы в группе старосты, заместителя старосты, бригадиров, сектора учебы, редколлегии.
Правовое воспитание (работа с детьми группы риска).
Цель – социальная адаптация личности подростка в обществе.
Задачи:
• Координация деятельности классного руководителя и мастера группы со всеми соответствующими службами социальной адаптации подростков колледжа, города, области.
• Профилактика правонарушений среди подростков.
• Создание ситуаций успеха.
• Развитие  у детей группы риска интереса к жизни, оказание им помощи в обретении жизненных перспектив.

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Выявление подростков с осложненным поведением.

сентябрь

классный руководитель
мастер п/о

Посещение семей учащихся с целью изучения жилищно-бытовых условий и психологического климата в семье.

Сентябрь, октябрь

классный руководитель
мастер п/о

Изучение проблемных подростков: характер их педагогической запущенности, положение в коллективе группы, характер взаимоотношений в коллективе группы и с педагогическими работниками.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Учет динамики успеваемости учащихся с девиантным поведением.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Индивидуальные встречи с родителями.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Анализ занятости учащихся во внеурочное время.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Индивидуальная работа с учащимися.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Воздействие через коллектив группы.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Классные часы.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Встречи с представителями правоохранительных органов.

В течение года

классный руководитель
мастер п/о

Работа с семьей и общественностью.
Цель – содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой высшие общечеловеческие ценности являлись бы основой жизни.
Задача – содействие благоприятным условиям личностного становления подростков путем педагогического влияния на семейное воспитание.


Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Информирование родителей о воспитательной программе в группе.

1-е полугодие

классный руководитель
мастер п/о

Корректировка режима жизни и деятельности подростков.

В течение всего периода обучения

классный руководитель
мастер п/о

Тематические беседы с родителями:
• Роль семьи в формировании нравственных качеств личности.
• Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
• Технология реакции на поступок.
• Искусство любить ребенка.
• Формирование образа жизни, достойного человека.
• Грубость среди нас.

классный руководитель
мастер п/о
социальный педагог
мед. работник

Индивидуальные консультации родителей.

классный руководитель
мастер п/о

Привлечение родителей к проведению групповых мероприятий.

классный руководитель
мастер п/о

Групповые родительские собрания.

1 раз в полугодие

классный руководитель
мастер п/о

Защита прав студентов.
Цель-защита прав каждого студента группы и коллектива в целом.
Задача – формирование адекватного правового пространства для каждого студента.
Для каждой целевой   воспитательной программы разработан ряд мероприятий.


Мероприятия

Срок

Ответственные

1

2

3

Оказания  социальной помощи учащимся.

 

 

В течение всего периода обучения

 

 

 

 

классный руководитель
мастер п/о

Своевременное решения конфликтных ситуаций.

Проведение совместных консультаций  медицинского  работника социального педагога по оказанию помощи учащемуся

Ознакомления с правами и обязанностями учащегося лицея.

Использование возможностей педагогического совета и Совета профилактики правонарушений.

Ознакомления учащихся с их гражданскими правами и обязанностями.

Посещения учащихся проживающих в общежитии.

 

Возможные риски
В процессе реализации программы развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:
–       постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями студентов; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;
–       медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания юношества и молодежи.

 

 

 

Список литературы

  1. Красношлыкова О.Г., Буянова Т.А.: «Организация инновационной деятельности образовательного учреждения». – Завуч, №7, 2002.
  2. «Критерии и уровни инновационной деятельности». – Завуч, №4, 2004.
  3. Шмакова Л.Ф.: «Реализация воспитательного аспекта учебного занятия». – Научно-методический журнал ЗДВ, №1, 2003.
  4. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 – 75
  5. Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей//Народное образование. 1998, № 6. С. 108 - 111
  6.  Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52
  7. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
  8. Краткий справочник по педагогическим технологиям/ Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн