Автор:
Филимонова Ольга Николаевна
Место работы:
ГАОУ СПО «Калужский колледж сервиса и дизайна» Должность: Преподаватель математики
Программа развития воспитательной системы колледжа «От успеха в колледже, к успеху в жизни»
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, найти место в современном обществе. Важное место в жизни каждого студента занимает колледж, который как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу он способен помочь в определении ориентации личности каждого студента. Задача педагога в колледже– помочь каждому определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Разрабатывая концепцию воспитательной работы в группе, я как классный руководитель использую собственный немалый опыт воспитательной работы, используя современные инновационные технологии. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы колледжа, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Я предлагаю, воспитательную программу, которая направлена на то, что реализация основных положений позволит совершенствовать механизм развития воспитания в колледже, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.
Цель:
создание условий для саморазвития и самореализации личности студента его успешной социализации в обществе.
Задачи:
- формирование и развитие коллектива группы
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
- личности, самоутверждения каждого студента, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
- формирование здорового образа жизни
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
- деятельности коллектива группы
- защита прав и интересов студентов
- организация системной работы со студентами в группе
- гуманизация отношений между студентами, между студентами и педагогическими работниками
- формирование у студентов нравственных смыслов и духовных ориентиров
- организация социально значимой, творческой деятельности студентов
Этапы реализации программы.
1 этап 1 год обучения.
Задачи:
- Изучение особенностей развития каждого обучающегося, состояния его здоровья, эмоционального самочувствия.
- Изучение склонностей, интересов каждого студента, сферу его дарований.
- Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого обучающегося в группе.
- Изучение социальной ситуации развития каждого студента.
- Установление контакта с родителями и лицами, их заменяющими.
- Формирование и стимулирование интереса к учебе и овладению профессией.
- Формирование сознательного отношения к соблюдению учебной и производственной дисциплины, правил поведения и распорядка в колледже.
Ожидаемые результаты:
У обучающегося должны быть сформированы:
- позитивные личностные качества;
- нравственные нормы поведения;
- культура общения в коллективе;
- потребность к труду и учебе;
- позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- навыки самообразования, самовоспитания, самоконтроля.
2 этап 2 год обучения.
Задачи:
- Формирование установки на спешное получение общего (полного) образования и овладение профессией.
- Организация жизнедеятельности коллектива группы в соответствии с возрастными потребностями студентов с учетом социальной обстановки в стране.
Ожидаемые результаты.
У студентов должны быть сформированы:
- способность к профессиональной деятельности;
- стремление к физическому совершенству;
- научное, художественное и правовое сознание.
3 этап 3 год обучения
Задачи.
- Поддержание и стимулирование в коллективе группы установки на совершенствование профессиональных навыков, подготовку к сдаче государственного квалификационного экзамена.
- Подготовка обучающихся к будущей трудовой деятельности, продолжению профессионального образования.
- Подготовка студентов к адаптации в социуме по окончании колледжа.
Ожидаемые результаты.
У студентов должны быть сформированы:
- способность к сотрудничеству и творчеству;
- стремление к овладению приемами и способами оздоровления своего организма;
- активная гражданская позиция;
- способность к социальной адаптации.
Пояснительная записка.
Целесообразность создания единой воспитательной программы на период обучения в колледже (3 года) обусловлена следующими явлениями современности:
- Изменение экономического и социально-культурного уровня жизни в стране.
- Социальное расслоение семей студентов, снижение уровня жизни большинства из них.
- Снижение воспитательного воздействия семьи, рост числа неблагополучных семей.
- Ухудшение здоровья детей, быстрая утомляемость организма, неспособность многих родителей заниматься здоровьем своих детей.
Концепция программы.
В разработанной программе представлен комплексный подход :
а) к формированию у студентов
• установки на овладение теоретическими знаниями и профессиональными навыками;
• нравственной и гражданской позиции;
• коммуникативных качеств;
• позитивного отношения к здоровому образу жизни;
б) к стимулированию социального развития обучающегося: уровня общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости.
Реализация программы предполагается в тесном контакте: классного руководителя и мастера производственного обучения. С родителями обучающихся и лицами, их заменяющими, при участии социального педагога, педагога дополнительного образования, руководителя физического воспитания и всего педагогического коллектива колледжа.
Актуальность концепции.
- Настрой педагогического коллектива на реализацию новых различных форм воспитательной работы с учетом изменяющейся социальной обстановки в стране.
- Необходимость улучшения социально-культурной жизни учащихся группы, создания благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности в условиях колледжа.
- Усиление внимания к студентам из семей социального риска.
- Формирование у обучающихся позитивного отношения и стремления к ведению здорового образа жизни.
- Необходимость адаптации к социальным изменениям.
- Формирование устойчивых методов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса.
Принципы воспитательной системы.
- Гуманизм и эстетическая направленность воспитания.
- Коллективное творчество.
- Личностно – ориентированный подход.
- Передовой педагогический опыт.
- Направленность на сохранение и укрепление здоровья.
Системообразующие факторы и виды деятельности.
Ведущим системообразующим фактором воспитательной системы является развивающее обучение в процессе совместной деятельности студентов и педагогического коллектива колледжа.
Виды деятельности:
• спортивно – оздоровительная;
• ценностно – ориентированная;
• диагностическая;
• учебно – исследовательская;
• общественно – полезная;
• трудовая;
• творческая.
Основным подходом к реализации задач и становлению воспитательной системы в группе является программно – целевое планирование.
Целевые воспитательные программы.
Формирование интеллектуальной культуры.
Цель - становление культуры мышления студентов: усвоение правил и законов логики, развитие творческих способностей.
Задачи.
• Формирование у студентов системы общечеловеческих ценностей с помощью трех взаимосвязанных категорий: истина, добро и красота, - которые необходимы для достижения идеала – творческого, гармонически развитого человека.
• Создание условий для оптимального развития каждого студента.
• Включение в работу не только тех обучающихся, способности которых уже проявились, но и тех, способности которых еще не выявлены.
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
|
В течение учебного года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Повышение мотивации в обучении.
|
Положительные эмоциональные отношения между учащимися и преподавателями.
|
Участие учащихся группы в организации и проведении предметных месячников, в предметных олимпиадах .
|
По плану работы колледжа
|
классный руководитель
|
Подготовка и участие в КВНах, творческих турнирах, конкурсах, викторинах, брейн-рингах.
|
классный руководитель
|
Организация работы учащихся с библиотекой: использование энциклопедий, справочной и специальной литературы, статей из периодических изданий при подготовке к урокам.
|
В течение учебного года
|
классный руководитель
зав. библиотекой
|
Проведение библиографических уроков.
|
Работа с учащимися с высоким уровнем интеллектуального развития: работа над рефератами, участие в научно-практических конференциях, публичные выступления.
|
В течение учебного года
|
классный руководитель
преподаватели-предметники
|
Развитие интереса к выбранной профессии: организация дополнительной работы в мастерской, профессиональных праздников, конкурсов внутри группы.
|
В течение учебного года
|
мастер п/о
классный руководитель
|
Подготовка учащихся к общелицейским и областным конкурсам профессионального мастерства.
|
Подготовка и участие в выставках прикладного искусства.
|
Проведение познавательных тематических классных часов.
|
1 раз в месяц
|
классный руководитель
|
Организация экскурсий.
|
В течение учебного года
|
классный руководитель, мастер
преподаватели-предметники
|
Подведение итогов всех мероприятий на собрании группы.
|
По плану мероприятий
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Сообщение родителям учащихся об их успехах.
|
В течение учебного года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Гражданское и патриотическое воспитание.
Цель – формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе.
Задачи
• Создать условия для формирования и расширения правового пространства лицея через систему ученического самоуправления.
• Воспитать социально ответственную личность.
• Сформировать у учащихся активную гражданскую позицию.
• Создать условия для развития патриотических чувств и гражданских качеств у обучающихся.
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Выборы ученического самоуправления в группе.
|
сентябрь
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Знакомство с традициями лицея.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Встречи с выпускниками прошлых лет.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Торжественная линейка, посвященная началу учебного года.
|
1 сентября
|
|
Урок знаний, посвященный знаменательным датам в истории родного края.
|
1 сентября
|
классный руководитель
|
Праздник, посвященный Дню учителя.
|
октябрь
|
|
Мероприятия, посвященные Дню народного единства.
|
ноябрь
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Участие в вечере «Я – гражданин России»
|
декабрь
|
|
Встречи с работниками паспортных отделов милиции.
|
декабрь
|
|
Выпуск стенгазет, посвященных знаменательным датам и событиям.
|
По плану лицея
|
классный руководитель
|
Экскурсии по местам, связанным с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, духовными ценностями, боевой славой.
|
В течение всего периода обучения
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Участие в Вахтах памяти и несении Почетного караула.
|
По плану лицея
|
классный руководитель
мастер п/о
руководитель ОБЖ
|
Участие в работе молодежной организации «Молодежь НПО».
|
В течение всего периода обучения
|
Актив МО
классный руководитель
мастер п/о
|
Участие в операциях «Забота» (ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды)
|
По плану колледжа
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла.
|
По плану колледжа
|
|
Участие в военно-спортивной игре «Звезда».
|
По плану колледжа
|
классный руководитель
мастер п/о
руководитель ОБЖ
руководитель физвоспитания
|
Праздник, посвященный Дню Победы.
|
май
|
|
День колледжа
|
2 июня
|
|
Участие в выпускном вечере.
|
июнь
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Встречи с депутатами местных органов власти.
|
По плану колледжа
|
|
Создание летописи группы.
|
В течение всего периода обучения
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Физическое воспитание и здоровый образ жизни.
Цель – всестороннее гармоническое развитие студента, охрана и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и всестороннего психического развития, формирование личности обучающегося.
Задачи:
• Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности обучающихся.
• Приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре.
• Развитие основных двигательных качеств.
• Формирование представления о своем нравственном и физическом здоровье как личном и общем достоянии.
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Участие в днях здоровья.
|
По плану колледжа
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Участие в спортивных секциях.
|
|
|
Участие в соревнованиях и турнирах по различным видам спорта.
|
|
|
Встречи с врачами санитарно-просветительского центра, психологами, наркологами.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Беседы, классные часы, встречи, пропагандирующие здоровый образ жизни, об укреплении здоровья, а также по вопросам СПИДа, наркомании, алкоголизма, курения.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Антипропаганда курения.
|
|
|
Антинаркотические мероприятия.
|
|
|
Профилактика СПИДа.
|
|
|
Участие в конкурсах «Мы против СПИДа», «Мир без наркотиков».
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Беседы о соблюдении норм санитарии и правил гигиены в быту.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
|
|
|
Инструктажи по соблюдению правил безопасности жизнедеятельности.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Участие во Всероссийских днях здоровья, легкоатлетических кроссах, соревнованиях «Лыжня России».
|
|
|
Оказание помощи медицинскому работнику лицея в организации диспансеризации учащихся группы.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Поддержание санитарно состояния мастерской, закрепленного кабинета, территории, а также жилых помещений в общежитии.
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Эстетическое воспитание и культура поведения.
Цель – развитие интеллекта через развитие эстетического чувства, образного мышления, закладывание нравственных основ, постижение прекрасного мира искусства.
Задачи:
- Формирование творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, в природе, искусстве прекрасное, совершенное; жить и творить по законам красоты.
- Формирование образного мира подростка в импровизационно-художественной деятельности.
- Развитие интуиции в сочетании с интеллектуальной творческой деятельностью, способности понимать прекрасное.
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Участие в традиционных общеколледжных мероприятиях эстетического цикла:
|
|
классный руководитель
мастер п/о
|
День знаний.
|
Сентябрь
|
|
День учителя.
|
Октябрь
|
|
Конкурсы поделок из природных материалов.
|
Осень
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Конкурсы изделий прикладного искусства.
|
2-е полугодие
|
Новогодний вечер.
|
декабрь
|
|
Конкурсы елочных игрушек.
|
декабрь
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Литературно-музыкальные композиции по творчеству писателей и поэтов.
|
ноябрь
|
преподаватель литературы, зав. библиотекой
|
Конкурсы самодеятельного творчества.
|
1 полугодие
|
педагог доп. образования
|
День всех влюбленных.
|
Февраль
|
День 8-го Марта.
|
Март
|
Юморина.
|
апрель
|
Выпускной вечер.
|
июнь
|
Участие в конкурсах сочинений, фотографий, рисунков.
|
По плану колледжа
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Посещение спектаклей Калужского драматического театра.
|
В течение учебного года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Просмотр фильмов в кинотеатре.
|
Посещение выставок в Калужском краеведческом музее.
|
Беседы об этикете.
|
Классные часы.
|
Посещение концертов и тематических вечеров, организуемых в лицее.
|
Самоуправление в группе.
Цель – воспитание у учащихся гражданской активности.
Задачи:
• Обеспечение эффективной работы коллектива группы, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов учащихся.
• Приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой, организаторской деятельности.
• Развитие духовного мира студентов, их интеллекта, формирование нравственных и гражданских качеств.
Основные принципы построения ученического самоуправления:
• выборность;
• отчетность перед собранием коллектива группы;
• контроль выполнения принятых решений.
Выбор и организация работы в группе старосты, заместителя старосты, бригадиров, сектора учебы, редколлегии.
Правовое воспитание (работа с детьми группы риска).
Цель – социальная адаптация личности подростка в обществе.
Задачи:
• Координация деятельности классного руководителя и мастера группы со всеми соответствующими службами социальной адаптации подростков колледжа, города, области.
• Профилактика правонарушений среди подростков.
• Создание ситуаций успеха.
• Развитие у детей группы риска интереса к жизни, оказание им помощи в обретении жизненных перспектив.
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Выявление подростков с осложненным поведением.
|
сентябрь
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Посещение семей учащихся с целью изучения жилищно-бытовых условий и психологического климата в семье.
|
Сентябрь, октябрь
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Изучение проблемных подростков: характер их педагогической запущенности, положение в коллективе группы, характер взаимоотношений в коллективе группы и с педагогическими работниками.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Учет динамики успеваемости учащихся с девиантным поведением.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Индивидуальные встречи с родителями.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Анализ занятости учащихся во внеурочное время.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Индивидуальная работа с учащимися.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Воздействие через коллектив группы.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Классные часы.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Встречи с представителями правоохранительных органов.
|
В течение года
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Работа с семьей и общественностью.
Цель – содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой высшие общечеловеческие ценности являлись бы основой жизни.
Задача – содействие благоприятным условиям личностного становления подростков путем педагогического влияния на семейное воспитание.
Мероприятия |
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Информирование родителей о воспитательной программе в группе.
|
1-е полугодие
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Корректировка режима жизни и деятельности подростков.
|
В течение всего периода обучения
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Тематические беседы с родителями:
• Роль семьи в формировании нравственных качеств личности.
• Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
• Технология реакции на поступок.
• Искусство любить ребенка.
• Формирование образа жизни, достойного человека.
• Грубость среди нас.
|
классный руководитель
мастер п/о
социальный педагог
мед. работник
|
Индивидуальные консультации родителей.
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Привлечение родителей к проведению групповых мероприятий.
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Групповые родительские собрания.
|
1 раз в полугодие
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Защита прав студентов.
Цель-защита прав каждого студента группы и коллектива в целом.
Задача – формирование адекватного правового пространства для каждого студента.
Для каждой целевой воспитательной программы разработан ряд мероприятий.
Мероприятия |
Срок
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
Оказания социальной помощи учащимся.
|
В течение всего периода обучения
|
классный руководитель
мастер п/о
|
Своевременное решения конфликтных ситуаций.
|
Проведение совместных консультаций медицинского работника социального педагога по оказанию помощи учащемуся
|
Ознакомления с правами и обязанностями учащегося лицея.
|
Использование возможностей педагогического совета и Совета профилактики правонарушений.
|
Ознакомления учащихся с их гражданскими правами и обязанностями.
|
Посещения учащихся проживающих в общежитии.
|
Возможные риски
В процессе реализации программы развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:
– постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями студентов; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;
– медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания юношества и молодежи.
Список литературы
- Красношлыкова О.Г., Буянова Т.А.: «Организация инновационной деятельности образовательного учреждения». – Завуч, №7, 2002.
- «Критерии и уровни инновационной деятельности». – Завуч, №4, 2004.
- Шмакова Л.Ф.: «Реализация воспитательного аспекта учебного занятия». – Научно-методический журнал ЗДВ, №1, 2003.
- Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 – 75
- Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей//Народное образование. 1998, № 6. С. 108 - 111
- Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52
- Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
- Краткий справочник по педагогическим технологиям/ Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
|