Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Покровские посиделки. Занятие II

Выберите действие:

Данные об авторе
Автор(ы): 
Жарикова Марина Валерьевна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД "Печорский районный Дом детского творчества, педагог дополнительного образования

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Закрепить знания о традициях празднования  Покрова Пресвятой Богородицы. Познакомить с устройством и функциями русской печки.

Учеников в классе: 
16
Используемая методическая литература: 

Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждогодома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 768 с.: ил.

Терещенко А. В. Т 35 История культуры русского народа / А. В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.: ил.

Используемые ЦОР: 

http// www. ntvr. ru.

Краткое описание: 
<p> Интерактивное занятие для дошкольников по программе дополнительного образования &laquo;Бабушкина кукла&raquo; (тема &laquo;Праздники народного календаря). В ходе занятия дети знакомятся с устройством и функциями (грела &ndash; кормила &ndash; объединяла семью) русской печки, печной утварью. Русская печь в устном фольклоре.</p>

Тема: Ознакомление с традициями празднования  Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Цели:

  • Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
  • Развитие интереса к  народной культуре, потребности в получении информации.
  • Формирование навыков общения с культурным наследием.
  • Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству.

Задачи:

1.      Закрепить полученные ранее знания детей о традициях празднования  Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

2.      Познакомить детей с конструкцией и функциями традиционной русской печи и хозяйственной утварью крестьянского дома.

3.      Научить детей:

1)      пользоваться печной утварью (ухватом, заступом, кочергой);

2)      определять разницу между печной и прочей хозяйственной утварью;

3)      посиделочным играм.

4.      Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси).

5.      Воспитывать интерес к народным играм.

Материал:   

  • Набор традиционной печной утвари: ухват, заступ, чугунный горшок.
  • Набор традиционной хозяйственной утвари: «пралка», «рубль», «валек», чугунный утюг, квашня, ушат, прялка.
  • Калач домашней выпечки

Занятие проводится  в помещении «Театра в интерьере» в доме купца Шведова, который является памятником архитектуры XIX века. Архитектурные особенности помещения, его убранство, коллекция старинной домашней утвари, работающие старинная прялка и русская печь – всё это позволяет дошкольникам наиболее полно представить себе картину жизни и быта их предков.

Занятия по программе проводит педагог, предстающий перед детьми в образе Матрёны Сидоровны – хранительницы изборских традиций и старины. Дети включаются в предложенную им игру, и видят перед собой не педагога, проводящего с ними занятие, а бабушку, которая принимает их у себя в доме.

Ход занятия:

1.      Закрепление знаний об обрядах праздника «Покрав Пресвятой Богородицы», полученных дошкольниками на занятии 1-ого года обучения

Матрена Сидоровна:         Здравствуйте, люди добрые!

Напоминает детям правила русского поклона: «Моя правая рука, свободная от оружия, мое горячее сердце, мои светлые мысли – все это вам!».  Дети повторяют. Проходят в дом, раздеваются, садятся на лавки.

Матрена Сидоровна:         С праздником вас, гости дорогие! Сегодня большой праздник. Вы, поди, слышали, как в Изборске сегодня в колокола звонили? Раз в колокола звонили, значит, праздник сегодня. А знаете ли вы, какой праздник? Сегодня Покров. Мы с вами год назад в этот праздник встречались. Кто может мне подсказать, что же это за праздник такой – Покров Пресвятой Богородицы?

Дети вспоминают все, что узнали о празднике на занятии год назад.

Матрена Сидоровна: Молодцы, многоене забыли из того, что я вам рассказывала про этот замечательный праздник. А помните ли вы, как менялся наряд природы в этот день?

Дети отвечают (желтый цвет сменялся на белый).

Матрена Сидоровна: (напоминает поговорки о Покрове)

·        «До Покрова осень – за Покровом зима идет!»

·        «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

·        «Покров землю покроет, где листом, а где снежком».

·        «Чини избу до Покрова, не то не будет тепла».

·        «Захвати тепла до Покрова».

Матрена Сидоровна: А кто помнит, как ваши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-дедушки свои избы утепляли?

Дети отвечают.

Матрена Сидоровна проводит с детьми обряд, с которым они познакомились на прошлогоднем занятии. Ходят хороводом, повторяя: «Покров, Покров,покрой наш дом теплом и добром».

2.      Знакомство с русской печкой.

Матрена Сидоровна: Волшебные слова мы сказали, щели и окна законопатили, дом утеплили, до Покрова управились… А как вы думаете, в нашем доме зимой будет тепло? Нет, мои дорогие, в доме тепла не будет, если в доме не будет… Отгадайте-ка мою загадку:

«Стоит мать толста, у ней дочь красна, сын – синь под небеса». Что это такое? Это печка, огонь и дым.

Матрена Сидоровна о том, какими печками отапливались жилища в древности:

Древняя печь представляла собой небольшое глиняное корыто, устроенное на полу. Туда укладывали дрова. Трубы не было. Дым проникал в помещение, уходил через двери. Наши предки отапливали дома «по-черному».

Дети вспоминают, у кого из их бабушек бани топятся «по-черному». Приходят к выводу, что отапливать дома таким способом  очень неудобно и вредно для здоровья.

Матрена Сидоровна: Прошло много лет,и на Руси придумали вот такую печку, как наша. Стали называть ее «русская печь». Печку очень уважали в доме, говорили: «Печь нам мать родная», «на печи все красно лето», «добрая то речь, коль в доме есть печь», «уж лучше хлебом не корми, а с печи не гони».  Печка и в сказках русских не забыта.

Дети называют сказки, в которых упоминается русская печь:

·        «Гуси-лебеди»

·        «Баба-Яга»

·        «Илья Муромец»

·        «По щучьему веленью»

Матрена Сидоровна расспрашивает детей, какую роль играли печки в этих сказках.

Матрена Сидоровна: В сказке«По щучьему веленью» Емеля с печи слезать не хотел потому, что она теплая. И наша печь теплая.

Показывает детям топку, предлагает проверить, теплая ли печь.

В сказке«Гуси-лебеди» печка девочку пирожками накормила. Наша печка тоже может кормить кашей, пирогами, хлебом.

Показывает детям устье печи. Объясняет происхождение слова «заслонка».

Илья Муромец болел, 30 лет на печи лежал. Болел долго. А печка его своим теплом вылечила.

Показывает детям лежанку, разрешает забраться на нее.

А Баба-Яга? Правильно, она хотела посадить Иванушку на лопату и в печь горячую засунуть.

3.      «Печкины помощники»

Матрена Сидоровна: Вот она, эта лопата. Называют ее «заступ» – это печкин помощник. Только мы на эту лопату никого сажать не будем – ни мальчиков, ни девочек. Нам заступ нужен, чтобы хлеб и пироги в печке печь.

Демонстрирует детям, как использовался заступ.

А вот еще одна печкина помощница. Узнали? Правильно, кочерга. У кого есть дома кочерга? У всех. А чем они отличаются от моей кочерги? Правильно, моя кочерга на длинной ручке. А зачем такая длинная ручка у кочерги?

Демонстрирует детям, как пользоваться кочергой. Разрешает помешать воображаемые угли.

А это ухват. Почему его так зовут: уХВАТ? Потому, что он горшки с кашей и щами из печки ХВАТает!

Показывает, как пользоваться ухватом. Дети самостоятельно вынимают из печи и ставят обратно чугунок.

В нашем доме много других помощников. Кто стирать помогает, кто прясть, кто гладить белье.

Показывает хозяйственную утварь, рассказывает о предназначении каждого предмета.

4.      Игра «Кто печке помогает»

Дети располагаются на скамейках перед печкой. Матрена Сидоровна с двумя детьми прячется на лежанке печи. Над печкой, как над ширмой кукольного театра поочередно показывают предметы хозяйственной и печной утвари. Если показался «печкин помощник», дети должны хором его назвать и захлопать в ладоши. При виде предмета прочей хозяйственной утвари, дети топают ногами.

5.      Как печка семью объединяла.

Матрена Сидоровна расспрашивает детей, как их семья зимними вечерами отдыхает, кто чем занят?

Матрена Сидоровна: А в те времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров, зимними вечерами вся семья возле теплой печки садилась, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. А дети в игры играли. В одну такую игру мы с вами сейчас поиграем.

6.      Игра «Волк и ягненок»

            Играющие становятся друг за другом, держась за одежду (или бока). Первый игрок в цепочке – «пастух», последний – «ягненок», все остальные – «овцы». «Волк» становится перед «пастухом», пытается схватить «ягненка», которого защищают «пастух» и «овцы»: «пастух» протягивает вперед руки, стараясь преградить путь «волку», не задерживая его. «Овцы» должны двигаться так, чтобы находиться подальше от «волка» и прикрывать «ягненка», при этом цепочка «овец» не должна размыкаться. Если «волку» удалось поймать «ягненка», «ягненок» становится «волком», «волк» занимает место «пастуха», а «пастух» становится вторым в шеренге «овец», последний в шеренге – «ягненком».

7.      Вопросы:

·        Где готовили еду?

·        Где пекли хлеб?

·        Где спали, грелись?

Кто печке помогает:

·        «Хватать» горшки и чугуны?

·        Печь хлеб и пироги?

·        Перемешивать угли?

8.      Угощение.

Матрена Сидоровна предлагает детям закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Наша печка горяча, испекла нам калача».

Затем дети подходят к печи и видят торчащую из ее устья лопату заступ. На заступе калач. Вынимают его из печи, угощаются.

Матрена Сидоровна прощается с детьми и приглашает их в гости 14 декабря – на праздник «Наум-грамотник»

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн