Submitted by Ирина Дмитриевна Твердохлеб on пн, 14/01/2013 - 11:32
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
Какие бывают звуки? Какие звуки называются гласными, согласными?
Повторение пройденного
Фонетическая разминка
- Какую речь вы знаете? (Мы знаем устную и письменную речь.)
- Из чего состоит устная и письменная речь?( Устная и письменная речь состоит из предложений.)
- Из чего состоят предложения?(Предложения состоят из слов.)
- Что могут называть слова?(Слова могут называть предмет, действие, признак.)
- Из чего состоят слова?(Слова состоят из звуков и букв.)
- Какие звуки вы знаете?(Гласные и согласные звуки.)
- Как определить гласные звуки?(Их можно пропеть.)
- Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите.(Шесть гласных звуков. Звуки а,о,у,э,и,ы.)
- Сколько гласных букв?(Десять гласных букв.)
Игра «Буква и звук»
- Найдите к буквам их звуки.(карточки.)
о у а и э ы ю е ё я
«о» «у» «а» «и» «э» «ы» «у» «э» «о» «а»
Игра«Путаница»
- Ребята послушайте стихотворение Н.Матвеевой.
Что там перепуталось?
Чтение стихотворения учащимися.
Игра «Волшебная цепочка»
- Запишите гласную букву в словах. Объясните, что изменилось.
лак – лук – люк
мышка – мошка – мишка
Работа по теме урока
- Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о согласных звуках.
Что вы о них знаете?(Согласные звуки произносятся при помощи губ,языка,зубов.)
- Произнесите первый и последний звуки в этих словах.(р, к; з, т; м, к; т, р.)
Какие это звуки? Как вы определили, что они согласные?
Правильно. Если воздуху удаётся вырваться наружу, преодолев преграды, которые устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук.
Сколько согласных букв в русском алфавите?
Давайте наши буквы поделим на две группы.
По каким признакам я хочу их разделить?
согласные
Б
В
Г
Д
Ж
З
Л
М
Н
Р
Й
звонкие
П
Ф
К
Т
Ш
С
Х
Ц
Ч
Щ
глухие
- Сколько согласных букв в русском алфавите?
Игра «Двойняшки» и «одиночки»
- Произнесите, пожалуйста, звук –ш-. Слышится только шум.
А теперь произнесите звук –ж -. Что вам пришлось «подключить», чтобы получился звук? Конечно, голос! Один шум с этой работой справиться не может. Итак, при рождении согласных звуков могут работать и шум, и голос. Причём шум бывает всегда, а голос - нет.
Давайте проверим согласные звуки « на шум и на голос». Произнесите звук – к - . Услышали голос? Конечно, нет! А теперь подключите голос! Получится звук – г - . Теперь давайте, наоборот, попробуйте включить голос. Произнесите – б -. Уберите голос. Получилось – п - .
Теперь понаблюдайте за некоторыми органами речи. Что, например, делают ваши губы, когда вы произносите – в -, - ф - . Губы и зубы ведут себя одинаково: верхние зубы касаются нижней губы. А вот голос… Он то исчезает, то появляется.
Попробуйте ещё разок на других звуках. Произнесите – з - , - с - ; - д - , - т - .
Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее и немного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие.
Звуки – «двойняшки» - парные звуки доставят нам много хлопот.
Звуки – «одиночки», которые не хотят стоять в паре. Среди них есть звонкие и глухие. Определите их и поселите их в домик.
Послушайте, с какого звука начинается слово – название предмета. Запишите только те слова, которые начинаются с согласного звука. Какие это согласные? (Это согласные звонкие и глухие.)
- Рассмотрите рисунки. Назовите изображённые предметы. Послушайте, с какого звука начинается слово – название предмета. Запишите только те слова, которые начинаются с согласного звука. Какие это согласные? (Это согласные звонкие и глухие.)
Дети читают стихотворение А.Шибаева «Буква заблудилась».
- Давайте посмотрим, какие буквы заблудились.
Игра «Волшебная цепочка»
5.Рефлексия учебной деятельности
- Что вспоминали сегодня на уроке?
- Какие согласные звуки вы знаете?
- Как определить звонкую согласную?
- Как определить глухую согласную?
- Какие цели ставили в начале урока?
- Каких целей достигли? Покажите пиктограмму самооценки своей работы на уроке.