Секция литературы Нечистая сила в устном народном творчестве
Submitted by Татьяна Ивановна Кожевникова on чт, 28/03/2013 - 12:26
1.Описание исследования
1.1. Объект, методы, этапы исследования
Объектом исследования явились 100 обучающихся 5-11 классов МКОУ Чулымский лицей Новосибирской области. В состав данной группы входило 67 девочек и 33 мальчика.Был использован авторский опросник для проведения исследования среди подростков лицея (Приложение №1).
Анализ произведений устного народного творчества (40 источников) проводился в течение года (приложение №2).
Для проведения сравнительного анализа использовались произведения различных жанров.
Исследование включало в себя несколько этапов: -на 1-ом этапе осуществлялось изучение литературы по проблеме исследования для анализа степени разработанности темы; -на 2-ом этапе уточнялись объект и предмет исследования, его цели, задачи, методы; - на 3-ем этапе изучались произведения устного народного творчества; -на 4-ом этапе проводился опрос и обрабатывались его результаты.
2. Результаты исследования и их обсуждение
2.1.Результаты анализа произведений устного народного творчества
Воспользовавшись различными источниками: журналами, интернет-ресурсами, книгами из библиотеки лицея, я понял, что нечистая сила испокон веков не даёт покоя русскому народу. Прочитав русские народные сказки по теме исследования, я узнал, что под нечистой силой обычно подразумевали чертей, домовых, леших, кикимор, оборотней, русалок – одним словом, всех тех, кто лучше всего подходит под определение враждебных человеку злых духов (Приложение №3).
Духи, демоны, бесы, призраки, ведьмы, русалки, домовые и ожившие мертвецы есть и сегодня – так считают многие. В наш век науки и прогресса существует то, что многие не могут понять. Какой-то частью нашего сознания мы продолжаем верить в потусторонние силы, несущие зло и опасности для человека. Нечистая сила – это скрытое от полного понимания, научно-необъяснимое проявление темной энергии, часто оказывающее отрицательное воздействие на человека.
Для описания нечистой силы в произведениях устного народного творчества использовался прием расплывчатости, многоликости, неопределенности и изменчивости, способности к перевоплощениям. Я попробовал разобраться в том, что собою представляет нечистая сила.
Согласно сказкам Баба - Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей. В печи Баба - Яга старается изжарить похищенных детей. У Бабы одна нога – костяная, она – слепа (или у нее болят глаза). Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями (приложение №4).
Кощей Бессме́ртный — царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скупым. Кощей является весьма могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство, в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех, в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею, в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу. Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями (Приложение №5).
Чёрт - любимец русских сказок, занимает в дьявольщине огромное место. Русский черт в житейских делах совершенный невежда и всегда обманут смертными самым жалким и нелепым образом. Даже в предметах по собственной своей профессии черт слаб и недогадлив (Приложение №6).
Леший - сверхъестественное существо, обитающее в лесах. По всем сказкам, историям, преданиям Леший мог являться человеку в различных образах: зверей, знакомых людей, седовласого старца, косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на Лешем есть одежда, то она обязательно вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, и сам он обязательно не подпоясан. Можно сделать вывод, что Леший, довольно неординарное создание из сказок и былин (Приложение №7).
Кикимора– это дух, который пришелс воды. В избах они поселяются за печкой. Любимые занятия их – прясть и ткать. Рассказов о кикиморах не так уж много. Кикимора иногда вредит человеку: выживает его из дому, пугает, давит. Но если ей нравятся хозяева, она охотно помогает им по дому. Она, как и многие другие персонажи обладает нечистой способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать в одном месте и показываться в другом; кроме того, она "далеко видит, не стареет, все знает" (Приложение №8).
Кроме того, нечисть появляется в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса, вихря и т.п.
Нередки и такие варианты появления нечистой силы, что особенно часто используют в театральных постановках: сиплый, громкий голос, шум, треск, гул, вой; скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика.
Для отдельных персонажей из сказок, рассказов, небылиц я отметил бы характерные специфические формы поведения и образа жизни:
черти пируют, играют в карты, женятся и устраивают свадьбы;
русалки танцуют, поют, раскачиваются на деревьях, расчесывают волосы и т. д.;
леший пасет волков, плетет лапти, у него есть маленькие дети;
кикимора прядет и ткет, помогает по дому или устраивает беспорядки; (Приложение №9)
бесы закручивают вихри, поднимают метели, насылают дождь, бурю, умеют летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания;
призраки бродят по пустым замкам, коридорам, пугают людей своими воплями, криками, гремят цепями;
живые мертвецы пугают людей (Приложение №10).
Мне хотелось бы отметить наиболее типичные действия нечистой силы, описанные в произведениях устного народного творчества:
демоны пугают людей звуком (стуком, гулом, воем, треском), прикосновением (мохнатой лапы), давят во сне, душат человека, насылают бессонницу, щекочут до смерти – (домовой, русалка, ведьма);
«водят» людей, сбивают их с пути, увлекая в чащобу или топь – (леший);
учиняют беспорядок: переворачивают предметы, сдвигают их с места; навлекают на людей болезни (особенно душевные) – кикимора, черти);
искушают людей, толкают на грех, побуждают к самоубийству, соблазняют женщин, похищают и обменивают детей, мучают скотину, отнимают молоко и т. д. – (упырь, черт, ведьма)
Таким образом, произведения устного народного творчества подчеркивают своим содержанием, что добру всегда надо бороться с чем-то темным, нехорошим. Наверное, только в борьбе познается ценность доброго, хорошего. И чем больше испытаний прошел сказочный персонаж, тем сильнее к нему любовь.
Из множества версий возникновения нечистой силы, которые достаточно убедительно описаны в книгах, интернете, я все-таки не могу выбрать ту, которая, на мой взгляд, могла бы подходить к каждому представителю нечистой силы. Для меня сложилось представление о том, что возникала нечистая сила индивидуально и по времени, и по месту. Передача сказок, небылиц из уст в уста наложила вариативность возникновения нечистой силы.
Из того, что уже описано о нечистой силе, я понял одно: человек должен понимать, что наряду с реальным миром живых всегда соприсутствует мир потусторонний. Наши предки хоронили мертвых, придавливая могилу тяжелым камнем. Древние римляне на похоронах громко били в большие барабаны, чтобы напугать покойного для того, чтобы он не вернулся из мира мертвых. На ближнем востоке существует обычай: чтобы отогнать злых духов, надо вбить большой гвоздь в то место, где случилось убийство, иначе нечистая сила станет беспокоить живых.
2.2. Результаты опроса обучающихся лицея
Из 100 опрошенных ребят на первый вопрос: «Существует ли нечистая сила?» 60% не признали её существования. Следовательно, почти половина респондентов уверена в том, что нечистая сила не существует (Приложение №11).
На второй вопрос: «Кого из нечистой силы знаете?» 60% смогли вспомнить Бабу-Ягу и Домового, 20% Лешего и Русалку, 15% вспомнили Чёрта и Ведьму, 5% Живых мертвецов. Все участники опроса знают представителей нечистой силы, они довольно однотипны (персонажи сказок, художественных фильмов) (Приложение №12).
На третий вопрос: «Откуда появилась нечистая сила?» 39% дали ответ: нечистая сила появилась из «неправильных покойников» - самоубийц и из религиозных убеждений (Приложение №13).
На предпоследний вопрос :«Зачем нужна нечистая сила в сказках, небылицах?» 60% знают, что от этого сказки и небылицы становятся интереснее, напряжённее сюжет и добру противопоставляется зло (Приложение №14).
На последний вопрос: «Хотели бы узнать больше о нечистой силе?» 70% ответили положительно, что свидетельствует об интересе к проблеме исследования (Приложение №15).
Ответы учеников подтвердили мою мысль о том, что нужно заняться проблемой исследования нечистой силы, чтобы больше узнать о нечисти, так как многие сверстники мало знают что-то по этой теме
Заключение
Конечно, люди издавна сочиняют частушки, песенки, сказки, небылицы, стихотворения о нечистой силе. Представителями нечистой силы являются черти, домовые, лешие, кикиморы, оборотни, русалки. Они создают препятствия на пути положительных героев. Чем сильнее борьба с нечистой силой, тем любимее становится Иван, Марья, богатырь, старец и т.д.
Сегодня, по мнению некоторых людей, нечистая сила и борьба с ней служат для усиления влияния над нашим сознанием. Они придуманы с одной целью - устрашения людей. Конечно, трудно бывает поверить в то, что нельзя потрогать. Почти все современные мультфильмы построены на основе фильмов ужасов, когда не знаешь, откуда кто выскочит и что сделает в следующую минуту.
Верить или не верить в нечистую силу – это дело сугубо личное. И если старшее поколение очень ответственно относится ко всему, что связано с высшими силами, то для нас, подростков, нечистая сила стала своеобразным развлечением.
Извечная битва добра и зла только в сказках всегда заканчивается победой добра. В жизни все намного сложнее. Моя задача - попытаться сохранить в себе равновесие в этом противостоянии.
Выводы
В произведениях устного народного творчества есть такие представители нечистой силы, как: Черт, Домовой, Леший, Кикимора, Русалка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Нечистый дух, Ведьма, Живые мертвецы, Водяной и другие.
Человек относится к нечистой силе с одной стороны с предостережением, с другой- с безразличием. Например, некоторые проводят различные ритуалы, чтобы отогнать нечисть, а есть такие люди, которые сами вызывают различных духов и демонов, не думая о последствиях.
В русских народных сказках, нечисть играет особую роль. Она затрудняет жизнь положительным героям, создавая препятствия на их пути. Но добро всегда побеждает зло, и чем сильнее борьба с нечистой силой, тем любимее становятся главные герои.
70% опрошенных обучающихся лицея хотели бы узнать больше о нечистой силе, хотя 60% не признают её существования.