Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие в рамках недели физики "Физика вокруг нас"

Submitted by Анна Вячеславовна Новикова on Wed, 31/07/2013 - 23:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новикова Анна Вячеславовна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №15 г.о.Коломна Московской области, учитель физики
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

знакомство учащихся с предметом физики, стимуляция у них познавательного интереса к данному предмету естественно-научного цикла (учащиеся младшего возраста), повышение уровня мотивации учебной деятельности и создание условий, способствующих проявлению знаний и умений в нестандартной обстановке, совершенствование коммуникативных навыков (учащиеся старшего возраста).

Краткое описание: 
Внеклассное мероприятие по физике с постановкой опытов для учащихся 6 - х, 7 - х классов

Внеклассное мероприятие в рамках

недели физики «Физика вокруг нас»

Цель: знакомство учащихся с предметом физики, стимуляция у них познавательного интереса к данному предмету естественно-научного цикла (учащиеся младшего возраста), повышение уровня мотивации учебной деятельности и создание условий, способствующих проявлению знаний и умений в нестандартной обстановке, совершенствование коммуникативных навыков (учащиеся старшего возраста).

 

Задачи:

1.     Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.).

2.     Расширение кругозора учащихся.

3.     Создание деятельной, творческой обстановки, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.

 

Участники: учащиеся 6 – х, 7 – х классов

 

Ход мерприятия:

Ребята, в нашей школе сейчас идет физико-математическая неделя. С математикой вы все хорошо знакомы, а вот что такое физика пока не знаете. Сегодня я (имя, отчество)  расскажу немного об этой науке. Слово «физика» происходит от латинского слова physis, что означает «природа». Таким образом, физика – наука о природе. В русском языке это слово появилось благодаря нашему соотечественнику Михаилу Васильевичу Ломоносову. Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснять наблюдаемые явления. Мы пытаемся анализировать течение различных процессов, чтоб ответить на вопросы о том, как они происходят, почему они происходят так или иначе, как можно использовать их на благо человека. Многие области человеческого знания связаны с физикой и ее отраслями: астрофизикой, которая изучает происхождение и эволюцию звезд; биофизикой, объясняющей физические основы биологических процессов; геофизикой, исследующей строение Земли и процессы, происходящие в ее недрах. Техника развивается во многом благодаря исследованиям, проводимым учеными-физиками. Новые, все более совершенные приборы и инструменты позволяют ученым глубже изучать явления, происходящие как на Земле, так и за ее пределами.

 

Опыт №1 «Подводный вулкан»

 

Оборудование:пузырек, широкая банка с водой, нитка, пищевой краситель или чернила.

 

1.Завяжи нитку вокруг горлышка пузырька.

2. Заполни пузырек горячей водой и добавь одну-две капли красителя или чернил.

3. Осторожно опусти пузырек в банку.

 

Понаблюдай, как окрашенная вода поднимается вверх, словно извергается вулканчик.

 

Объяснение опыта

Горячая вода легче, чем холодная, поэтому она поднимается вверх. По мере остывания вся вода постепенно перемешается и станет одного цвета.

 

 

Опыт № 2 «Удивительный подсвечник»

 

Оборудование:свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

 

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2

Утяжелить конец свечи гвоздём.

Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.

Зажечь фитиль.

 

Объяснение опыта

- Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

- В том-то и дело, - ответишь ты, - что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

 

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

 

Опыт № 3 «Свеча за бутылкой»

 

Оборудование:свеча, бутылка, спички

 

Этапы проведения опыта

Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.

Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3

 

Объяснение опыта

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

 

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

 

Оборудование:плотная бумага, свеча, ножницы.

 

Этапы проведения опыта

Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.

Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

 

Объяснение опыта

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

 

 

Рисунок 4

 

             

 

 

 

 

 

 

 

Опыт № 5 Извержение Везувия

 

Оборудование: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

 

Этапы проведения опыта

В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.

В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.

 

 
 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 5

 

 

 

 

Объяснение опыта

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

 

Опыт №6 «Свободный обмен жидкостями»

 

Оборудование:апельсин, бокал, красное вино или молоко, вода, 2 зубочистки.

 

Этапы проведения опыта

Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.

Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.

Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.

Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.

Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.

 

 

Опыт №7 «Непромокаемая бумага»

 

Воздух можно использовать в самых разных магических трюках. Вот один из способов, которыми можно удивить зрителей при помощи воздуха.

 

Оборудование:

Бумажное полотенце

Стакан

Пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан

 

Подготовка

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

Объяви зрителям: «C помощью своего магического мастерства я смогу сделать так, чтобы кусочек бумаги остался сухим».

Сомни бумажное полотенце и положи его на дно стакана.

Переверни стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.

Произнеси над стаканом какие-нибудь волшебные слова, например: «магические силы, оградите бумагу от воды». Потом медленно опусти перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайся держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.

Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.

 

Результат

Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.

 

Объяснение

Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Опыт №8 «Не трясти!»

 

Достаточно ли давления воздуха для того, чтобы удержать в стакане воду, если ты перевернёшь его кверху дном? Проделай этот опыт и узнаешь.

 

Оборудование:

Ножницы

Тонкий картон

Линейка

Стакан

Маркер

Стеклянная или пластмассовая миска

Кувшин с водой

 

Подготовка

Вырежи ножницами из картона квадратный кусок такого размера, чтобы их можно было накрыть стакан и он выступал с каждой стороны примерно на 2,5 см.

Напиши маркером на картоне «Не трясти».

Расставь на столе миску, стакан, кувшин с водой и кусок картона.

Начинаем научное волшебство!

Объяви зрителям, что сейчас ты с помощью тонкого куска картона сможешь удержать воду в перевёрнутом стакане.

Налей в стакан до краёв воды.

Накрой стакан картоном, чтобы надпись была сверху.

Положи одну руку на картон и переверни стакан над миской, продолжая удерживать картон.

Произнеси волшебные слова, а затем медленно убери руку, которой держишь картон.

 

Советы учёному волшебнику

Рука, которой ты придерживаешь картон, должна быть сухой, чтобы он не прилип к ладони.

 

Что ещё можно сделать

Попробуй провести такой же эксперимент с разным количеством воды в стакане, с картоном разного качества, или вообще попытайся удержать воду с помощью других материалов. Удастся ли тебе это, если стакан будет полон наполовину или на три четверти, или с куском пластика вместо картона?

 

Результат

Когда ты уберёшь руку с картона, вода останется в стакане и не будет выливаться.

 

Объяснение

Этот фокус удаётся выполнить благодаря поверхностному натяжению, то есть склонности молекул на поверхности жидкости связываться вместе, формируя тонкую плёнку. Поверхностное натяжение воды создаёт прочную связь между водой и картоном, и он оказывается словно «приклеенным» к стакану. Но помимо поверхностного натяжения здесь задействованы и другие силы.

Вода не выливается из поверхностного стакана также благодаря давлению воздуха, действующего на картон. Это давление превышает давление воды внутри стакана, которое создаётся из-за силы тяжести, тянущей воду к земле.

 

Если ты попробуешь выполнить тот же эксперимент при других условиях (см. «Что ещё можно сделать»), ты увидишь, что такого же эффекта можно достичь, даже если в стакане будет всего половина воды. Сила атмосферного давления на картон снова будет превосходить силу давления воды внутри стакана.

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №9 «Прилипчивый стакан»

 

Из этого эксперимента ты узнаешь, как благодаря воздуху предметы могут прилипать друг к другу.

 

Оборудование:

2 больших воздушных шарика

2 пластиковых стакана по 250 мл

Помощник

 

Подготовка

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

Вызови кого-нибудь из зрителей в качестве ассистента.

Дай ему шарик и стаканчик, а другой шарик и стаканчик оставь себе.

Пусть твой ассистент надует твой шарик примерно наполовину, и завяжет его.

Теперь попроси его попытаться прилепить к шарику стаканчик. Когда он не сможет выполнить это, наступает твоя очередь.

Надуй свой шарик примерно на треть. Приложи стаканчик к шарику сбоку.

Удерживая стаканчик на месте, продолжай надувать шарик, пока он не будет надут по крайней мере на 2/3. Теперь отпусти стаканчик.

 

 

Советы учёному волшебнику

Докажи зрителям, что твой стаканчик не намазан клеем. Выпусти из шарика некоторое количество воздуха, и стаканчик отваливается.

 

Что ещё можно сделать

Попробуй одновременно прикрепить к шарику одновременно 2 стаканчика. Это потребует некоторой тренировки и помощи ассистента. Попроси его приложить к шарику два стаканчика, а потом надуй шарик, как было описано.

 

Результат

Когда ты надуешь шарик, стаканчик «прилипнет» к нему.

 

Объяснение

Когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается, однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте.

Опыт №10 «Упорная воронка»

 

Может ли воронка «отказываться» пропускать воду в бутылку? Проверь сам!

 

Оборудование:

2 воронки

Две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру

Пластилин

Кувшин с водой

 

Подготовка

Вставь в каждую бутылку по воронке.

Замажь горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.

Начинаем научное волшебство!

Объяви зрителям: «У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку»

Возьми бутылку без пластилина и налей в неё через воронку немного воды. Объясни зрителям: «Вот так ведёт себя большинство воронок».

Поставь на стол воронку с пластилином.

Налей воды в воронку до верха. Посмотри, что будет.

 

Результат

Из воронки в бутылку протечёт несколько капель воды, а затем она прекратит течь совсем.

 

Объяснение

Это ещё один пример действия атмосферного давления. В первую бутылку вода течёт свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

 

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через неё. Из-за этого его давление в бутылке будет падать, и вода сможет течь в неё.

Опыт №11 «Летающий мячик»

 

Видел ли ты, как на выступлении фокусника человек поднимается в воздух? Попробуй провести подобный эксперимент.

 

Обрати внимание: Для этого эксперимента понадобиться фен и помощь взрослых.

 

 

Оборудование:

Фен (пользоваться должен только взрослый помощник)

2 толстые книги или другие тяжёлые предметы

Мячик для пинг-понга

Линейка

Взрослый ассистент

 

Подготовка

Установи фен на столе вверх отверстием, откуда дует горячий воздух.

Чтобы установить его в таком положении, используй книги. Проверь, чтобы они не закрывали отверстие сбоку, где воздух засасывается в фен.

Включи фен в розетку.

Начинаем научное волшебство!

Попроси кого-нибудь из взрослых зрителей стать твоим ассистентом.

Объяви зрителям : «Сейчас я заставлю обыкновенный пинг-понговый шарик летать по воздуху».

Возьми шарик в руку и отпусти, чтобы он упал на стол. Скажи зрителям: «Ой! Я забыл сказать волшебные слова!»

Произнеси над мячиком волшебные слова. Пусть твой ассистент включит фен на полную мощность.

Аккуратно помести шарик над феном в струю воздуха, примерно в 45 см от выдувающего отверстия.

 

Советы учёному волшебнику

В зависимости от силы выдувания, тебе, возможно, придётся поместить шарик немного выше или ниже, чем указано.

 

Что ещё можно сделать

Попробуй проделать тоже самое с мячиком разного размера и массы. Одинаково ли хорошо будет получаться опыт?

 

Результат

Шарик зависнет в воздухе над феном.

 

Объяснение

На самом деле этот трюк не противоречит силе тяжести. В нём демонстрируется важная способность воздуха, называемая принципом Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы, согласно которому любое давление любого текучего вещества, в том числе воздуха, уменьшается с ростом скорости его движения. Иначе говоря при низкой скорости потока воздуха он имеет высокое давление.

 

Воздух, выходящий из фена, движется очень быстро и следовательно его давление невелико. Мячик со всех сторон становится окружён областью низкого давления, которая образует конус у отверстия фена. Воздух вокруг этого конуса обладает более высоким давлением, и не даёт мячику выпасть из зоны низкого давления. Сила тяжести тянет его вниз, а сила воздуха тянет его вверх. Благодаря совместному действию этих сил, шарик и зависает в воздухе над феном.

 

 

Опыт №12 «Упрямая карточка»

 

Как ты думаешь, если подуть на бумажную карточку, она отлетит от тебя? А вот и нет, по крайней мере, не всегда. Проверь сам!

 

Оборудование:

Карандаш

Линейка

Карточка величиной 7,5х12,5 см

Кнопка

Пустая катушка от ниток

Помощник

 

Подготовка

С помощью карандаша и линейки проведи на карточки две диагональные линии, соединяющие противоположные углы. Точка пересечений этих линий будет центром карточки.

Воткни в центр карточки кнопку.

Начинаем научное волшебство!

Пригласи одного из зрителей побыть твоим ассистентом.

Положи карточку на стол и положи на неё катушку, так, чтобы кнопка оказалась в отверстии катушки.

Возьми карточку вместе с катушкой в руки. Предложи помощнику взять катушку и сильно подуть в дырку.

Когда он будет дуть, убери руку. Улетит ли карточка от дуновения твоего помощника?

 

Советы учёному волшебнику

Чтобы трюк удался лучше, лёд должен быть очень хорошо заморожен. Если у тебя дому есть морозильная камера, лучше воспользуйся ею, потому что обычно там более низкая температура, чем в морозильном отделении обычного холодильника.

 

Результат

Карточка будет держаться на катушке и не упадёт.

 

Объяснение

Этот фокус также иллюстрирует принцип Бернулли, который гласит, что давление быстро движущегося воздуха меньше, чем медленно движущегося. Когда твой помощник дует в отверстие катушки, в неё создаётся поток быстро движущегося воздуха. Этот поток создаёт зону низкого давления между катушкой и карточкой. Давление воздуха с другой стороны оказывается выше. Оно прижимает карточку к катушке и удерживает её на месте. Если твой помощник прекратит дуть, давление с разных сторон карточки сравняется, и она упадёт.

 

Опыт №13 «Найди середину»

 

Найти середину деревянной планки с помощью рулетки не составляет никакого труда. Но сможешь ли ты сделать то же самое, не используя рулетку? Попробуй проделать этот опыт и научишься.

 

Оборудование:

Деревянная планка или ручка от швабры длиной 60-70 см

Длинная линейка или рулетка

Помощник

 

 

Подготовка

Положи ручку от швабры на стол.

Начинаем научное волшебство!

Объяви зрителям: «В моих руках волшебная сила. С её помощью я смогу найти середину этой деревяшки, не используя никаких измерительных приборов».

Возьми палку и держи её примерно на уровне талии. Положи её на 2 указательных пальца, расставленные примерно на 60 см.

Медленно начни сдвигать пальцы друг к другу, следя за тем, чтобы палка сохраняла на них равновесие.

Место, в котором сойдутся твои пальцы – при том, что палка будет оставаться в равновесии – и будет её серединой.

Положи палку на стол, отметив пальцем середину. Пригласи одного из зрителей, чтобы он с помощью линейки или рулетки проверил, правильно ли ты определил середину.

 

Что ещё можно сделать

Попробуй повторить этот опыт, прилепив на один конец палки большой кусок глины. Сможешь ли теперь найти её середину?

 

Результат

Твои пальцы встретятся точно в центре палки.

 

Объяснение

Найти середину деревяшки тебе помогла сила тяжести. Та точка, в которой палка находится в равновесии на твоих пальцах (или на любом другом предмете), называется центром масс. Центр масс предмета – та точка, в которой как бы концентрируется сила тяжести на этот предмет. Для симметричного объекта, каким является ручка от швабры или любая другая деревянная планка, центр масс совпадает с серединой самого предмета.

 

Симметричным называется такой предмет, обе стороны которого по отношению к центру абсолютно одинаковы.

 

Когда ты передвигаешь пальцы от концов палки к её середине, возникающее различие в трении заставляет один из пальцев сильнее прижиматься к палке. В то же время другой палец продолжает двигаться по направлению к центру масс. Однако когда этот палец оказывается ближе к середине, чем другой, сила тяжести, действующая на него, возрастает. Первый палец, который до этого приостановил своё движение, начинает снова двигаться. Такое чередование крохотных задержек и возобновление движения продолжается, пока оба пальца не соприкоснуться в центре масс.

 

Опыт №14 «Сырой или готовый?»

 

Настоящий волшебник часто оказывается способен что-нибудь предсказать. Вот один из таких трюков с предсказанием. Обратите внимание: этот эксперимент требует помощи взрослых.

 

Оборудование:

Варёное крутое яйцо

Сырое яйцо

Небольшая миска или пиала

Взрослый ассистент

 

Подготовка

Попроси взрослого сварить яйцо в крутую. Остуди его до комнатной температуры.

Разложи всё необходимое на столе.

Начинаем научное волшебство!

Расскажи зрителям, что у тебя есть два одинаковых яйца, одно сырое, а другое – варёное в крутую. Предложи нескольким зрителям подойти к тебе и попробовать отгадать, где какое яйцо, не разбивая их!

Когда добровольцы из зрителей признают, что не могут этого определить, наступает твоя очередь.

Положи оба яйца на бок на стол и одновременно раскрути их с одинаковой силой. Укажи на то яйцо, которое будет крутиться быстрее и более ровно, и объяви, что это и есть варёное яйцо.

В доказательство своей правоты разбей другое яйцо в мисочку.

 

Что ещё можно сделать

Подготовь для продолжения эксперимента ещё одно сырое яйцо и бумажное полотенце. Предложи нескольким зрителям установить сырое яйцо на верхушку полотенца. После того, как у них ничего не получиться, покажи им как это делается.

 

Возьми сырое яйцо и быстро потряси его вверх-вниз Держи вертикально в течении, приблизительно, 30 секунд. Сразу же после этого поставь яйцо тупым концом на бумагу. Оно должно прекрасно стоять.

 

Результат

Крутое яйцо будет крутится быстрее и более ровно. Сырое яйцо, крутясь, будет колыхаться из стороны в сторону.

 

Объяснение

Этот трюк возможен потому, что центр масс сырого яйца расположен иначе, чем у варёного. Куриное яйцо состоит из желтка, белка и скорлупы. Большая часть его массы приходится на желток, поэтому центр масс яйца тоже находится в желтке или около него. Если раскрутить сырое яйцо, желток движется по кругу, и положения центра масс всё время меняется; из-за этого вращение замедляется и яйцо колеблется. Содержимое твёрдого яйца становится твёрдым, и положение центра масс при вращении не меняется, поэтому яйцо может с большей скоростью вращаться вокруг этой точки.

 

Продолжение эксперимента, предложенное в рамке «Что ещё можно сделать», возможно потому, что при встряхивании яичный желток перемещается легче, чем остальные части яйца. Когда ты перестаёшь трясти яйцо, желток перемещается к его тупому концу, следовательно, центр масс также смещается вниз, и яйцо становится более устойчивым. Но установить яйцо на остром конце практически невозможно, даже если хорошенько потрясти его, потому что центр масс оказывается слишком высоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №15 «Танцующие хлопья»

 

Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас ты узнаешь, можно ли рисовые хлопья научить ещё и прыгать и танцевать.

 

Оборудование:

Бумажное полотенце

1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев

Воздушный шарик

Шерстяной свитер

 

Подготовка

Расстели на столе бумажное полотенце.

Высыпь на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!

Объяви зрителям: «Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать».

Надуй шарик и завяжи его.

Потри шарик о шерстяной свитер.

Поднеси шарик к хлопьям и посмотри, что произойдёт.

 

Что ещё можно сделать

Попробуй взять вместо рисовых какие-нибудь другие хлопья. Получится ли тоже самое с овсяными или пшеничными?

 

Результат

Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

 

Объяснение

В этом эксперименте тебе помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счёт трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов – отрицательный. Когда эти заряды равны предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты,- например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдёт от шерсти на шарик, и он приобретает отрицательный статический заряд.

 

Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращённая к шарику, становиться заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

 

Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

 

Опыт №16 «Волшебный компас»

 

Существует много способов, с помощью которых фокусник может перемещать предметы, не касаясь их. Познакомься с одним из них.

 

Оборудование:

Клей

Квадратный кусочек дерева размером 2,5х2,5 см или деревянный кубик

Швейная игла

Ножницы

Кусочек писчей бумаги

Стеклянный (не пластиковый) стакан диаметром (длина линии, проведённой через центр окружности, образованной верхней кромкой стакана) не менее 5см

Шерстяной свитер

 

Подготовка

Капни немного клея посередине кусочка дерева.

Установи иголку ушком вниз в каплю клея, под прямым углом (перпендикулярно) к поверхности деревяшки. Подержи её в таком положении, пока клей не подсохнет настолько, что иголка сможет стоять сама, а потом оставь до полного высыхания.

Вырежи из бумаги прямоугольник со сторонами 1,25х3,75 см.

Сложи получившийся прямоугольник пополам вдоль. Разверни и сложи поперёк. Снова разверни бумагу. Там, где линии сгиба пересекаются, будет центр прямоугольника.

Начинаем научное волшебство!

Объяви зрителям: «Я могу сделать специальный компас, который будет указывать не на север, а на меня».

Поставь на стол перед собой деревяшку с иголкой.

Установи бумажный прямоугольник на иголку, так, чтобы её остриё попало точно в место пересечения линий сгиба. Сообщи зрителям 6 «Стакан будет защищать мой компас от моего дыхания».

Произнеси волшебные слова, призывающие бумажный компас повиноваться твоим командам. Потри шерстяной вещью стенку стакана в месте, расположенном дальше всего от концов прямоугольника. Посмотри, что получится.

 

Советы учёному волшебнику

Тот же самый трюк можно выполнить другим, более эффектным, способом. Возьми монетку и установи её ребром на кусочке пластилина. Сверху на ребро монеты аккуратно уложи тонкую спичку. Накрой сооружение стаканом или стеклянной банкой. Потри стенку стакана шерстью, как описано выше, и наблюдай за результатом.

 

Результат

Бумажная «стрелка» повернётся и укажет в том направлении, где ты потёр об стенку стакана шерстью.

 

Объяснение

Этот фокус также основан на действии статического электричества. При трении шерстью о стенку стакана на неё переходят электроны с шерсти. В этом месте на стенке стакана скапливается отрицательный заряд. Он отталкивает отрицательно заряженные частицы, находящиеся в бумаге. Часть бумаги, ближайшая к стеклу, становится заряженной положительно. Положительно заряженная бумага притягивается отрицательно заряженной стенкой стакана и поворачивается к тому месту, где ты потёр стакан.

 

Опыт №17 «Сортировка»

 

Как ты думаешь, удастся ли тебе разделить перемешанные перец и соль? Если освоишь этот эксперимент, то точно справишься с этой трудной задачей!

 

Оборудование:

Бумажное полотенце

1 чайная ложка (5мл) соли

1 чайная ложка (5мл) молотого перца

Ложка

Воздушный шарик

Шерстяной свитер

Помощник

 

Подготовка

Расстели на столе бумажное полотенце.

Насыпь на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

Предложи кому-нибудь из зрителей стать твоим ассистентом.

Тщательно перемешай ложкой соль и перец. Предложи помощнику отделить соль от перца.

Когда твой помощник отчается их разделить, предложи ему теперь посидеть и посмотреть.

Надуй шарик, завяжи и потри им о шерстяной свитер.

Поднеси шарик поближе к смеси соли и перца. Что ты уведешь?

 

Что ещё можно сделать

Получится то же самое с другими смесями? Можешь попробовать, например, смешать сахар с корицей и попытаться разделить эту смесь.

 

Результат

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

 

Объяснение

Это ещё один пример действия статического электричества. Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместится как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику.

 

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

 

Опыт №18 «Невесомая иголка»

 

 

 

Опыт №19 «Яйцо в бутылке»

 

Это многим хорошо известный, классический опыт, которому уже более ста лет. Тем не менее, мы приводим его здесь, т.к. он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях.

 

Оборудование:

Сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера

Стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком

Полоска бумаги

Спички или зажигалка

Растительное масло

 

Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.

 

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!

3. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.

4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

 

Объяснение

Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Далее следует подвести итоги мероприятия, узнав у детей мнение о нем.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн