Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: ,,Есть сила благодатная В созвучьи слов живых.” (По произведениям М.Ю.Лермонтова ,,Ангел”, ,,Молитва”, ,,Когда волнуется желтеющая нива”).

Submitted by Мария Васильевна Исляйкина on вс, 22/12/2013 - 20:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Исляйкина М. В.
Место работы, должность: 
учитель литературы
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели урока:

1) познакомить учащихся с содержанием лермонтовских произведений;   

2  продолжить работу по анализу лирического произведения;

3) повторить теоретические сведения по лирике (эпитет, сравнение, олицетворение, лирический герой);

4)  привить чувство любви к поэзии М.Ю.Лермонтова;

5) создать условия для развития монологической и диалогической речи.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Когда волнуется желтеющая нива», Верди «Тоска», Жанна Бичевская «Господи, помилуй».

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 7 класс. В 2-х ч./ Авт.- сос. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение

Используемое оборудование: 

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Когда волнуется желтеющая нива», Верди «Тоска», Жанна Бичевская «Господи, помилуй».

Используемые ЦОР: 

видеоролик «Когда волнуется желтеющая нива», Верди «Тоска», Жанна Бичевская «Господи, помилуй».

Краткое описание: 
Какие технологии были использованы на уроке: технология индивидуализации и дифференциации обучения; технология использования взаимодействия искусств; метод проектов; коммуникативные технологии; технология педагогических мастерских.

                                                 Ход урока.

I.Запись на доске слова «молитва».

 Задание №1: запишите в тетрадях слова, которые возникли в вашем сознании при произнесении этого слова. (Молитва, просьба, свеча, церковь, монах, вера, крест, сияние, луч).

Задание №2: запишите словосочетания с данным словом (светлая молитва, тихая молитва, нежная молитва, грустная молитва, красивая молитва).

 Задание №3: запишите предложение.

«Молитва- это составленный текст, с помощью которого мы обращаемся к Богу с  какой- либо просьбой. Просьбы могут быть разные: о спасении души, детей, страны.

Послушаем песню в исполнении Жанны Бичевской «Господи, помилуй».

-  Как воздействует молитва на вас?

II. М.Ю.Лермонтов был верующим человеком и тонким лириком.    

Тема урока: «Есть сила благодатная  В созвучьи слов живых».

  Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Молитва».

Прочитаем вместе первую строфу: В минуту жизни трудную,

                                                            Тесниться ль в сердце грусть;

                                                            Одну молитвы чудную

                                                            Твержу я наизусть.

     - В какую минуту лирический герой твердит «одну молитву чудную»?

     («В минуту жизни трудную».

      Только ли лирический герой обращается к молитве во время сложных ситуаций? Не поступаем ли мы с вами таким образом?)

       Прочитаем вместе вторую строфу.

          Есть сила благодатная

         В созвучьи слов живых,

         И дышит непонятная,

         Святая прелесть в них.

      Благодатный- значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает «приносящий благо, добро, счастье. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучьи слов живых».

   «Созвучье  слов живых»- это поэтическая речь, которая обладает могучей святой, благодатной и не менее могучей чарующей, способной околдовать, обольстить, возвысить «силой».

     Читаем вместе третью строфу.

                                                         С души как бремя скатиться,

                                                         Сомненье далеко-

                                                         И верится, и плачется,

                                                         И так легко, легко…

    Какую силу имеет молитва?

(Молитва очищает душу, просветляет, успокаивает).

- Почему стихотворение заканчивается многоточием?

  (Состояние души после произнесения молитвы трудно передать словом).

  III. Анализ стихотворения «Ангел». Это произведение было написано М.Ю.Лермонтовым, когда поэту было 16 лет.

- Чтение наизусть стихотворения «Ангел» построфно.

- Имеет ли стихотворение сюжет?

- О чём повествуется в первой строфе?

(В полночь по небу ангел летел и тихую песню он пел. А слушали эту святую песню звёзды, месяц, тучи).

- Какую картину вы нарисовали к этой строфе?

- О чём повествуется во второй строфе?

(Ангел пел «о блаженстве безгрешных духов под кущами райских садов», пел о Боге великом, хвала его искренняя).

- Читаем и анализируем третью строфу.

(Ангел нёс на землю душу младую для мира печали и слёз. И звук песни ангела в душе земного человека остался живой).

- Читаем четвёртую строфу (здесь повествуется о том, что душа томилась на земле, какое-то чудное желание было у неё, потому что звуки небесные были красивые, божественные, и душа потянулась к Богу).

  Песня ангела- это воплощение мечты, стремлений, идеалов Лермонтова, душа которого «чудесного искала». Стихотворение удивительно, музыкально, оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, я «внимать ей».

  Послушайте музыку. Верди «Тоска».

- Какую-то параллель между стихотворением Лермонтова и музыкой Верди можем провести?

(Те же чудные звуки, возвышающие и очищающие душу).

Прочитайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

– О чём это стихотворении?

  (О природе средней полосы России, относится к пейзажной лирике поэта).

- Что такое лирика? Лирика – род литературы , в которой изображаются чувства, настроения. Переживания.

- Какими чувствами наполнен лирический герой? (счастья, радости, гармонии с природой).

- Назовите образы. («Желтеющая нива, свежий лес, малиновая слива, тенью сладостной, росой душистой, румяным вечером, час златой, ландыш серебристый, студёный ключ, мирный край»).

  Вся природа одушевлена.

- Найдите олицетворения.

«Нива волнуется». «слива прячется», «ландыш приветливо кивает головой», «ключ играет», «лепечет». Лирический герой этого стихотворения успокаивается на природе, забывает о невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, т.е. обретает внутреннюю гармонию.

Просмотр видеоролика «Когда волнуется желтеющая нива».

Защита проектной работы «Иллюстрирование».

Написать шесть предложений «Моя молитва» или «Лермонтов пишет о…».

                            Д/з: выучить наизусть одно из этих стихотворений.

                                                       


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн