Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Submitted by Тамара Федоровна Фролова on чт, 09/01/2014 - 17:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фролова Тамара Фёдоровна
Место работы, должность: 
МОУ Буранная начальная общеобразовательная школа. Учитель.
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цель: Формирование понятия корень как главной части родственных слов.

Задачи:

1.Образовательные:

- посредством наблюдения над однокоренными словами сформулировать правило, что называется корнем;

- выявить признаки родственных слов;

- научиться выделять корень в группе родственных слов.

2. Развивающие:

- развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;

- развивать познавательную активность и коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку;

- воспитывать умение вести учебный диалог.

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями «корень» и «однокоренные слова», научатся находить и выделять корень в группе родственных слов.

 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. Л.Ю.Комиссарова, Дидактический материал к учебнику "Русский язык"

Используемая методическая литература: 

Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.

Краткое описание: 
1.Организационный момент Прозвенел уже звонок Вот и начался урок Вы за парты ровно сядьте И тетради открывайте. Запись даты урока - Прочитайте высказывание, записанное на доске: КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, А ПЛОДЫ ЕГО СЛАДКИ. - Что это? (пословица) -Как вы её понимаете? - А где мы встречаемся со словом КОРЕНЬ? • Корень растения • Корень волоса, зуба • Корень слова - Какое это слово? (многозначное) -Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? - Что же нам нужно узнать о КОРНЕ? • Что такое корень? • Как найти корень в слове? Слайд 1 2. Минута чистописания С.29 тетради по чистописанию -На уроке русского языка мы не только изучаем русский язык, но и учимся красиво писать. - Написание какой буквы мы будем сегодня повторять? -Что вы знаете о ней? Объяснение учителем написания буквы О, прописывание по образцу. -Прочитайте запись на следующей строке. - Что это? Докажите. -Выделите опасные места. Запись предложения Осинку окрасила осень. -Выделите грамматическую основу. 3. Работа по теме урока - Итак, продолжим постигать тайны русского языка

 

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Вот и начался урок

 Вы за парты ровно сядьте

И тетради открывайте.

 

Запись даты урока

 

- Прочитайте высказывание, записанное на доске:

КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, А ПЛОДЫ ЕГО СЛАДКИ.

- Что это? (пословица)

-Как вы её понимаете?

- А где мы встречаемся со словом КОРЕНЬ?

  • Корень  растения
  • Корень волоса, зуба
  • Корень слова

- Какое это слово? (многозначное)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

- Что же нам нужно узнать о КОРНЕ?

  • Что такое корень?
  • Как найти корень в слове?                          Слайд 1

 

2. Минута чистописания

С.29 тетради по чистописанию

-На уроке русского языка мы не только изучаем русский язык, но и учимся красиво  писать.

- Написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

-Что вы знаете о ней?

Объяснение учителем написания буквы О, прописывание по образцу.

-Прочитайте запись на следующей строке.

- Что это? Докажите.

-Выделите опасные места.

Запись предложения Осинку окрасила осень.

-Выделите грамматическую основу.

 

3. Работа по теме урока

- Итак, продолжим постигать тайны русского языка

3.1 Разгадывание загадок и запись отгадок на доске и  в тетради.

  • Скатерть бела весь свет одела. (снег)

 

  • Чернокрылый, красногрудый,

           И зимой найдет приют,

           Не боится он простуды-

           С первым снегом

           Тут как тут! (снегирь)

 

  • Жил я посреди двора,

            Где играет детвора,

            Но от солнечных лучей

            Превратился я в ручей.(снеговик)   

 

-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)

- По каким признакам вы это узнали?  (проблема)

- Выделите общую часть.

Снег, снегирь, снеговик.

- Как по другому называют общую часть?

- Назовите слово, которое состоит только из корня.

Снег - слово-корень.

- Назовите слова, в которых, кроме корня, есть еще другие части.

- Закроем корень в каждом слове.

- Что останется?

-ирь,- инка, -овик                                             

- Понятен ли смысл?

- А теперь корень оставьте, а остальную часть закройте.

- Сохранился ли смысл?

- Сделайте вывод:

- Какой частью в слове является корень?

- Корень является главной частью слова.                                     Слайд 2

 

- Рассмотрим, что означают эти слова. Как они связаны со словом-корнем?

Снеговик – сделан из снега.

Снегирь- прилетает, когда выпадет снег.

- В какой части слова заключен общий смысл однокоренных слов.

 

- Что такое корень?                                                               Слайд 2

( Главная часть слова)

 

3.2 Знакомство с правилом по учебнику, с.86

- Сравните правило с нашим открытием.

 

Корень в слове самый главный,

Общий смысл хранится  в нем.

Много родственников славных

К любому корню подберем.

 

- Ребята, вы поняли о каких родственниках я говорила?

- Да, однокоренные слова иначе называются родственными.

 

Слова, как и люди, живут семьями. У слов есть корень и есть родня- слова с таким же корнем.

 

3.3   -Переходим к решению второй задачи. Выявим признаки однокоренных слов. Нам снова поможет загадка:

- А какое сейчас время года?

 

Кто снег белый разбросал,

Речку крепким льдом сковал?

С вьюгой, холодом  пришла…

Как зовут ее?    (зима)

 

- Записываем слово зима.

- Выделим корень. Какой корень?  Зим или зима?

- Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень в слове?

( Подобрать однокоренные слова.)

Зимний, зимует, зимушка.

- Назовите одинаковую часть.(зим)

- Какие слова встречаются среди однокоренных слов? (предметы, признаки, действия)

- Что можете сказать о корне в родственных словах?

- В однокоренных словах один и тот же корень- одинаковый.

- Это первый признак однокоренных слов.                                Слайд 3

 

- Что еще их объединяет?

- Они близки по смыслу.                          

- Сделайте вывод: какие признаки однокоренных слов?                   Слайд 3

(одинаковый корень, близкие по смыслу)

 

3.4  Отгадайте:

Что за художник без красок и кисти

Нарисовал на окне чудо - листья?   (мороз)

Подбор и запись однокоренных слов. Выделение корня.

Мороз, морозный, морозит, морозильник, Морозко.

 

3.5  Физкультминутка

Лепим мы снеговика:

Руки, ноги и бока.

Лепим снегом

Белым- белым.

Будет он большим

И смелым.

Будет бегать,

Будет  прыгать

И руками будет

Двигать.

Вот хлопки

Над головой,

Настоящий он,

Живой!

 

 

 

 

3.6  Домашнее задание

- Аналогичное задание дома: Д.М. с.48, з.100

 

 

3.7 Игра «Третий лишний»                                                    Слайд 4

 

Лист, лисица, лисенок.

Море, моряк, морж.

Грусть, печальный, грустить.

 

 

4. Самостоятельная работа

4.1.  Работа в парах

Повторение правил работы в группе.

 

- Прочитайте текст. Найдите группу однокоренных слов. Выделите у них корень.

 

Летят перелётные птицы

Прошедшее лето искать

Летят они в дальние страны,

 А я не хочу улетать.

 

- Прочитайте, какие слова вы нашли.

- Назовите признаки однокоренных слов.

- А было ли слово, которое вас смутило?(лето)

- Будут ли они однокоренными?  ( Нет )

- А почему?

 

5. Рефлексия

5.1 Самостоятельно

Выполнение заданий по уровням

  1. Найти однокоренные слова, соединить их стрелками, выделить корень

Гриб                            бегунья

Лес                                 зубной

Зуб                                 травушка

Бег                                 грибной

трава                           лесник

 

  1. Выделить корень в словах

Цвет, цветок, цветной, цветёт, разноцветный

 

 

- Какую мы цель перед собой поставили?

- Достигли мы цели?

- Что называется корнем?

- Назовите признаки однокоренных слов.

 

8. Самооценка. Итог урока.

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн