Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Синие горы Кавказа, приветствую вас" Виртуальное путешествие сквозь время и пространство

Submitted by Дмитрий Евгеньевич Решетников on Fri, 20/02/2015 - 22:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Решетников Дмитрий Евгеньевич
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ №153 г.Челябинска

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Образовательные: формировать представление о литературе как об универсальном способе познания действительности; выделить основные особенности образов Кавказа в стихотворениях Пушкина и Лермонтова; формировать умение интерпретировать лирический текст; раскрыть значение некоторых слов «высокого» стиля; вспомнить значение понятий лирика, художественный образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись.

Развивающие: развивать умения анализировать текст и делать на основе анализа соответствующие выводы, использую сведения по истории и теории литературы; формировать навыки выразительного чтения произведения, соблюдая нормы произношения.

Воспитательные: формировать национальное самосознание учащихся, интерес к культуре и литературе русского народа, ценностные ориентации и убеждения на основе литературного, музыкального и художественного материала; воспитывать эстетический вкус учащихся.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, интерактивная доска, бумага (А3), карандаши, фломастеры, акварельные краски, мультимедийная презентация, репродукции картин М.Ю. Лермонтова "Крестовый перевал", "Вид Тифлиса", "Вид Пятигорска".

Краткое описание: 
<p>Урок проводится в рамках Года литературы и направлен на осознание учащимися познавательной и эстетической функций литературы. Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина &quot;Кавказ&quot;, воплощение художественных образов данного текста в собственном живописном произведении, подбор рабочего материала для сочинения-описания одной из &quot;кавказских&quot; картин М.Ю. Лермонтова, а также знакомство с его стихотворением &quot;Синие горы Кавказа, приветствую вас!&quot; позволяют донести до учащихся мысль о литературе как &nbsp;&quot;универсальном транспортном средстве&quot;, с помощью которого в одно мгновение можно оказаться в любой эпохе и любой точке пространства. Также данный урок даёт учащимся возможность понять, что литература не строго копирует действительность, а преображает её, помогает выделить из общего течения жизни самое важное, существенное.</p>

Ход урока

Ребят, я уже говорил вам, что 2015 год в России объявлен годом литературы. Кстати, на слайде вы можете видеть его логотип – профили трёх великих русских писателей. Кого узнаёте? (Слайд №1) Это говорит о том, что даже на государственном уровне литература признаётся неотъемлемой частью жизни человека, культуры народа. Мы с вами уже неоднократно говорили о важности литературы. Вспомните хотя бы статью Д.С. Лихачёва «Любите читать», которую мы анализировали в начале года. Соответственно, вопрос к вам: какую роль играет литература в нашей жизни?

 Сегодня мы с вами поговорим об одном из самых, на  мой взгляд, интересных свойств литературы. А для того, что понять, о каком свойстве пойдёт речь, ответьте на следующий вопрос: вы любите путешествовать? Почему?

Действительно, с  незапамятных времен человек стремился покорить время и пространство. Для этого люди изобрели колесо, повозку, карету, автомобиль, паровоз, самолет, мечтали о телепортации и машине времени. (Слайд №2) И, несмотря на то что в данный момент человек способен покорять даже космическое пространство, тем не менее, на то, чтобы преодолеть определенное расстояние с помощью всех этих транспортных средств, необходимы время и усилия. И, стремясь побывать во всех уголках планеты, мы часто забываем, что буквально у нас под боком существует универсальное транспортное средство, с помощью которого в одно мгновение можно попасть в любую эпоху, оказаться где угодно (Слайд №3), будь то вулкан Килиманджаро в Африке, греческий остров Санторини, храм Киомотцу в Японии или волшебный мир фэнтези.

Как вы думаете, какое транспортное средство я имею в виду? (Книгу, литературу).  (Слайд №4)

 Именно литература помогает нам мгновенно преодолевать время и пространство. И сегодня мы постараемся убедиться в этом, отправившись в виртуальное путешествие в одно из красивейших мест планеты, которое к тому же находится на территории нашего государства и несомненно является его украшением. Я говорю о горах Кавказа.

А помогут нам в этом поэтическое воображении и мастерство двух великих русских поэтов, неоднократно на Кавказе бывавших и очень любивших его, - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Неслучайно тема нашего урока выражена строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Слайд №5) Запишем тему. И буквально через несколько мгновений мы с вами  поприветствуем это замечательное место!

Ребят, а что вы знаете о Кавказе? Может, кто-то из вас бывал там?

(Слайд №6) Кавказ – это уникальная горная система, которая располагается на юго-западе нашей страны между Черным и Каспийским морями. Кавказ простирается более чем на 1100 километров и находится на территории сразу нескольких государств: Росии, Абхазии, Южной Осетии, Грузии, Азербайджана и Армении.На Кавказе находится высочайшая вершина России и Европы - гора Эльбрус. Большой Кавказ — горный регион с разнообразными ландшафтами, богатым растительным и животным миром.

Неудивительно, что многих творческих людей привлекает это прекрасное место. Как вы думаете, почему? Что может дать творческой личности созерцание красоты кавказских гор?

Не явился исключением и А.С. Пушкин, который побывал на Кавказе два раза. Первый - в 1820 году. Двадцатилетнего поэта поразили красота, краски Кавказа. Он восхищался жителями гор - их подвигами, характерами. Он изучал обычаи горцев, их предания, мелодии, песни. Кавказ становится с тех пор темой его творчества. Спустя девять лет, в 1829 году, Пушкин снова на Кавказе. Вот в этот-то приезд он и пишет стихотворение "Кавказ",  с которым нам предстоит познакомиться. И через него, через восприятие человека, жившего двести лет назад, увидеть непреходящую, вечную красоту кавказских гор.

Сейчас я прочитаю стихотворение. Ваша задача - внимательно послушать текст и почувствовать то настроение, которое хотел передать автор, внутренним взором увидеть Кавказ, картины, которые рисует Пушкин с помощью слов. Обратите внимание, что под текстом стихотворения даны значения устаревших слов, которые могут быть вам непонятны. (Чтение стихотворения происходит на фоне музыки, см. аудиофайл в приложении).

Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызвало?

Давайте выясним, какие чувства испытывает лирический герой, каким предстаёт образ Кавказа в стихотворении. Для этого проведём  подробный анализ текста. Наши выводы будем фиксировать в опорной схеме (Окончательный вариант схемы см. в приложении).

В первую очередь выясним, к какому типу речи можно отнести данное стихотворение? Описание чего? Как называется описание природы в художественном произведении? Соответственно, данное стихотворении мы можем назвать пейзажным. А какие еще из изученных нами стихотворений  можно назвать пейзажными? Выясним, в чем особенность пейзажа в стихотворении Кавказ.

Начнем с первой строфы. Где находится лирический герой? (На краю стремнины). Мы с вами выяснили, что стремнина - это пропасть. Давайте изобразим стремнину и фигурку лирического героя на её краю. Скажите, какая стилистическая окраска у слова «стремнина»? Найдите в тексте слова высокого стиля. Для чего их использует поэт? Каким он видит Кавказ? (Кавказ величественен)

Что открывается взору лирического героя? (Горы. Снега. Орел). Схематически изобразим данные образы на нашей схеме.

(Слайд №7) Образ орла встречается ещё в одном известном стихотворении поэта "Узник", первые строки которого очень узнаваемы: "Сижу за решёткой в темнице сырой. / Вскормлённый в неволе орёл молодой..." Даже если вы не помните продолжение стихотворения, всё равно можете догадаться, к чему стремится орёл-узник.   (К свободе, воле)  Что, соответственно, символизирует данный образ в поэзии Пушкина? Исходя из этого, сделайте вывод, воплощением чего является у Пушкина Кавказ? 

Где находится орёл относительно лирического героя? (Наравне с ним). Какие чувства испытывает лирический герой? (Чувство полёта, абсолютной свободы).

Что ещё видит лирический герой с края пропасти? (Потоков рожденье). Какой троп использует поэт? (Метафору). С какой целью? (Показать, что Кавказ - начало начал). 

Обратимся к последней строке первой строфы. Какой эпитет использует поэт для созданию образа горных обвалов? (Грозных обвалов). В какой строфе мы ещё раз встречаем этот эпитет? Словом какой части речи он является? (В последней строфе, наречием). Соответственно, каким ещё предстаёт Кавказ в данном стихотворении? 

Ещё раз перечитайте последнюю строфу. Какое фонетическое средство выразительности помогает выразить грозную мощь Кавказа? (Звукопись, аллитерация). С помощью каких звуков автор рисует образ грозного Терека? ([р], [г], [д])

Обратимся ко второй строфе. Какой образ предстаёт перед нами в первой строке? (Тучи смиренно идут). Какой это троп? (Олицетворение). Какие ещё олицетворения присутствуют в тексте? Для чего поэт использует олицетворения? (Кавказ живой).

Кавказ не просто живой, он полон жизни. Найдите в тексте стихотворения образы, подтверждающие эту мысль.

Как лирический герой относится к Кавказу? (С восхищением).

Теперь, когда мы разобрали данное стихотворение, в голове у вас сложился целостный образ, красочная картина. Сейчас по группам изобразите, каким же вы увидели Кавказ?

 Замечательные картины у вас получились. Сравним их с картинами ещё одного русского поэта, современника Пушкина, так же очень  любившего Кавказ и даже принявшего там свою смерть. О ком идет речь? Вот несколько из  "кавказских" картин М.Ю. Лермонтова. (Выводятся на слайдах).

Если только что мы с вами шли от слова к живописному образу, то теперь пойдем от живописного образа к слову. У каждой группы на столах лежит по одной репродукции картин М.Ю. Лермонтова. Представьте, что вам нужно написать сочинение-описание по этой картине. Соберите материалы к этому сочинение, то есть напишите на листочках тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения) и другие языковые средства выразительности - все, что приходит вам в голову, когда вы смотрите на данную картину.

А теперь давай сравним те выражения, которые подобрали вы, с теми, которые употребил сам поэт, создавая в слове образ Кавказа. Познакомимся со стихотворением, первая строка которого стала темой нашего урока.

 А теперь посмотрим, как же Кавказ выглядит на самом деле. (Любой видеоролик или слайд-шоу с видами Кавказа).

Ребята, к каким выводам мы можем прийти? Мы убедились мы в том, что с помощью литературы, не выходя из дома, можно мгновенно преодолевать время и пространство.

Но есть ещё один момент: можно ли сказать, что литература строго копирует действительность?

Действительно, литература преображает мир, помогает подчеркнуть, выделить самое важное, существенное, тем самым даря нам возможность познать мир во всем его многообразии. И в этом ещё одна ее уникальная особенность.

 Любите читать, путешествуйте вместе с книгой! Спасибо за урок!

 

Прикрепленный файл Size
Презентация Синие горы Кавказа 1.ppt 2.92 MB
Кавказ фон для чтения стихотворения.mp3 4.62 MB
Тексты стихотворений.doc 31 KB
Опорная схема на доске.JPG 64.23 KB
Размещение работ учащихся на доске.JPG 51.85 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн