Учитель высшей категории: Борисова Наталья Ивановна
г. Петропавловск-Камчатский
2015 год
Конспект урока по предмету: «Изобразительное искусство»
Тема: «Театральная маска»
3 класс
Разработала учитель высшей категории МАОУ «Средняя школа №36»: Борисова Н.И.
Цель урока: совершенствование изобразительной деятельности учащихся и развитие их творческого воображения при изображении различных масок. Задачи урока:
1. Обучающие: формирование представлений об истории возникновения маски, назначении маски в театре ;о роли художника в создании маски; развитие навыков работы с ножницами, бумагой, развитие умения выбирать материалы и инструменты, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.
2. Развивающие: формирование учебно-познавательной компетенции через действие по плану, схеме, моделирование и конструирование изделия, развивать умения анализировать, видеть необычное в окружающих нас вещах, пространственное воображение.
3. Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, усидчивость, повышать интерес учащихся к изделиям искусства, воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Во время урока у учащихся формируются следующие компетенции:
Формирование информационно – аналитической компетенции через извлечение информации, представленной в разных формах (иллюстрации, схема), выделение информации, необходимой для решения поставленной задачи, систематизацию информации.
Формирование социально-коммуникативной компетенции через сотрудничество в решении задач, уважительное отношение к идеям и мнениям других.
Формирование проблемно-регулятивной компетенции через совместное с учителем определение темы урока, называние ресурсов, необходимых для изготовления изделия.
Оборудование для учителя:
- презентация по теме урока;
- опорный конспект урока;
- маски;
- новые слова на доске;
- музыкальное оформление;
- персональный компьютер и экран.
Оборудование для ученика: цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры и другие материалы для аппликации маски.
Музыкальный ряд:
записи с русской народной музыкой.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалоговый, репродуктивный, частично-поисковый, с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
Постановка цели и задач урока
Беседа об истории создания маски
Работа по анализу масок
Физкультминутка
Практическая работа с планированием этапов выполнения маски
Рефлексия деятельности (итог урока)
Этап урока
Речь учителя
Деятельность и речь учеников
Организационный момент
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
Постановка целей и задач урока.
Приветствие, организация рабочего места.
Прочитайте слова (актер, режиссёр, занавес, сценарий, афиша, маска)
и подумайте, какую тему мы сегодня будем изучать, куда мы мысленно отправимся сегодня?»
«Верно, и сегодня мы будем пристально рассматривать одну деталь, относящуюся к театральному миру.
Отгадайте загадку:
Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.
(на экране открывается стихотворение и символ театра - изображение двух масок)
Маски театральные,
Маски карнавальные,
Надеваешь маску,
Попадаешь в сказку.
Сформулируйте тему: ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ
Поставьте цели урока:
узнать историю возникновения масок,
из каких материалов делают маски,
узнать о роли художника в создании масок.
научиться делать маски
Все слова связаны с театром, поэтому наша тема - театр
отгадывают загадку - маска
формулируют тему, цели
4. Беседа об истории создания маски
Учитель рассказывает, рассказ сопровождается показом слайдов с изображением различных масок.
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.
Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.
У каждого народа были свои маски. Их делали из различных материалов: камня, дерева, пластмассы, бумаги и даже из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, вырезали на них орнамент и узоры, раскрашивали и украшали перьями.
На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. Кстати, маска Дионисия впоследствии стала символом театрального искусства. В зависимости от содержания маски меняли грустные на весёлые, гневные на радостные и так далее. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса. В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей.
Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.
Маски Японии: важнейшие атрибуты традиционного японского театра - кабуки: маски и танцы. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска). В Японии древние маски театра Но превратились в предмет массовой культуры. Их, как и эту маску лисицы, охотно надевают молодые люди.
Ритуальные маски: в глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. Маски издревле широко используются в различных ритуалах с целью добиться благосклонности предков или хорошего урожая, избавиться от опасностей и болезней, похоронить усопших. Обильный урожай и, как следствие, выживание всей общины зависели от щедрости растительных божеств, а помочь умершим предкам - священный долг.
Карнавальные маски: великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи.11 слайд Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. В 2001 году восстановлено проведение карнавалов в Венгеции.
И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными. Рядились в птиц и зверей — коня, быка, медведя, козу, курицу и журавля.
Маска козы – плодородие.
Затем праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.
5. Работа по анализу масок
Современные маски: в наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, кино, мультипликации. Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.
Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.
• Ребята, а каких форм бывают маски, как вы думаете? Маски в виде овала, они повторяют овал лица человека, маски, которые закрывают только часть лица – полумаска и маски, которые закрывают только глаза.
• Как вы думаете, почему маски выражают различные эмоции? И как художник добивается этого эффекта? Правильно, при помощи улыбки, расположения глаз.
Как вы видите, каждая маска украшена по- своему. Сделаем выводы:
- маски изготавливают из различных материалов,
- формой они повторяют лицо или морду героя, которого изображают,
- маски могут быть разных цветов и оформляются разными деталями, которые придают им схожесть с героями, которых они изображают.
Дети рассматривают маски, анализируют
1) Материал
2) Форма
3) Цвет
4) Герой
5) Что помогает понять, какой это герой?
Физкультминутка
Давайте немного отдохнем:
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Дети встают и повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.
Практическая работа с планированием этапов выполнения маски
Мы подробно рассмотрели различные маски, проанализировали их, теперь сможем спланировать свою работу.
А сейчас ребята мастерами украшений будем мы с вами. Нам нужно придумать и украсить свою собственную маску.
Этапы выполнения работы:
1. Измеряем размер своего лица, исходя из вида маски.
2. Намечаем места для глаз, определяем их форму.
3. Намечаем места для носа и рта и определяем их форму и размеры исходя из того персонажа, которого вы собираетесь выполнить (если мы выполняем полумаску или целую маску на всё лицо).
4. Дополняем свою маску аппликацией или дорисовываем необходимые элементы.
5.С помощью надрезов в области щёк и подбородка формируем объём маски, если хотим, чтобы маска была не плоской, а объёмной.
Приступаем к творческой работе.
Повторение техники безопасности
В нашей работе пригодятся ножницы, давайте вспомним правила безопасной работы с ними.
Дети повторяют правила пользования ножницами
Рефлексия (итог урока)
Давайте рассмотрим ваши работы. Производится анализ и самоанализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном уроке. Для ответа можете использовать клише, которое вы видите на слайде или составьте свое предложение.
узнал
понял
Я удивился
научился
выполнил
Ребята высказывают свое мнение и участвуют в коллективном обсуждении работ