Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лесные зоны России

Фото пользователя Марина Валерьевна Каширина
Submitted by Марина Валерьевна Каширина on Tue, 19/04/2016 - 12:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каширина М.В.
Место работы, должность: 

Периксинский филиал МБОУ "Сатинская СОШ"

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Предмет:  география

Класс:  8 класс

Тема: «Лесные зоны России»

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Базовый учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011.

Используемая методическая литература: 

Базовый учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011.

Используемое оборудование: 

учебник 8кл «География России. Природа и население», атласы, презентации, видеоматериал, гербарий, карта природных зон России и мира.

Краткое описание: 
<p><strong>Предмет:</strong>&nbsp; география</p> <p><strong>Класс</strong>:&nbsp; 8 класс</p> <p><strong>Тема:</strong> &laquo;Лесные зоны России&raquo;</p> <p><strong>Базовый</strong> <strong>учебник</strong>: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011.</p> <p><strong>Задачи</strong>:</p> <ol> <li>&nbsp;<strong><em>Обучающие:</em></strong> Сформировать знания о лесных экосистемах нашей Родины, области, района, о возможностях рационального и бережного использования&nbsp; богатств леса, о мерах охраны лесных насаждений с использованием карт атласа&hellip;..</li> <li>Продолжить развитие научного мировоззрения о лесах как&nbsp; природной зоне России и мира, способствовать экологическому, гражданскому, эстетическому, духовному воспитанию обучающихся, привлечь внимание&nbsp; детей&nbsp; к проблемам сохранения и восстановления лесов страны и родного края.</li> <li>Продолжить формирование умений самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы,&nbsp; работать с различными источниками географической информации, предлагать пути решения экологических&nbsp; проблем; способствовать &nbsp;развитию коммуникативных&nbsp; навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.</li> </ol> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>Развивающие:</em></strong></p> <ul> <li>Организовать деятельность школьников по самостоятельному освоению новой информации.</li> <li>Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.</li> </ul> <p><strong><em>Воспитательные:</em></strong></p> <ul> <li>Формировать любовь к объектам природы и бережное отношение к ним.</li> <li>Учить самостоятельно выбирать главное, слушать своих товарищей.</li> </ul> <p><strong>Тип</strong> <strong>урока: </strong>урок изучения нового материала.</p> <p><strong>Вид урока:</strong> беседа, рассказ, объяснение, исследование</p> <p><strong>Оборудование:</strong> учебник 8кл &laquo;География России. Природа и население&raquo;, атласы, презентации, видеоматериал, гербарий, карта природных зон России и мира.</p>

Периксинский имени Героя Советского Союза Антонова Семена Михеевича

 филиал МБОУ Сатинской СОШ

Сампурского района Тамбовской области

 

 

 

 

План-конспект урока по географии с использованием ЦОР

8 класс

 

Тема  «Лесные зоны России»

                                                                    Выполнила:

                                                                  Учитель географии

                                                                           Каширина Марина Валерьевна

 

 

 

с. Перикса, 2013 год

 

 

 

 

 

Предмет:  география

Класс:  8 класс

Тема: «Лесные зоны России»

Базовый учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011.

Задачи:

  1.  Обучающие: Сформировать знания о лесных экосистемах нашей Родины, области, района, о возможностях рационального и бережного использования  богатств леса, о мерах охраны лесных насаждений с использованием карт атласа…..
  2. Продолжить развитие научного мировоззрения о лесах как  природной зоне России и мира, способствовать экологическому, гражданскому, эстетическому, духовному воспитанию обучающихся, привлечь внимание  детей  к проблемам сохранения и восстановления лесов страны и родного края.
  3. Продолжить формирование умений самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы,  работать с различными источниками географической информации, предлагать пути решения экологических  проблем; способствовать  развитию коммуникативных  навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

 

Развивающие:

  • Организовать деятельность школьников по самостоятельному освоению новой информации.
  • Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

  • Формировать любовь к объектам природы и бережное отношение к ним.
  • Учить самостоятельно выбирать главное, слушать своих товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: беседа, рассказ, объяснение, исследование

Оборудование: учебник 8кл «География России. Природа и население», атласы, презентации, видеоматериал, гербарий, карта природных зон России и мира.

Ход урока:

1.Организационный момент

 Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Проверка д/з  «Узнай меня»

Мы с вами изучили многие природные зоны нашей страны, а сейчас проверим насколько вы их хорошо знаете.

 

Определите по описанию природные зоны России.

  1. Избыточное увлажнение в сочетании с повсеместным распространением многолетней мерзлоты приводит к широкому развитию заболачивания. Встречается много водоплавающих птиц   _________

 

  1. Самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона ________ 

 

  1. Мягкая зима, большое количество осадков, равномерно выпадающих в течение года. Распространены леса из бука, граба, каштана, дуба   _________

 

  1. Зона занимает северное побережье Каспийского моря. Отличается изобилием тепла и солнечного света, недостатком влаги   __________

 

  1. Зона сплошного  земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами   _________

 

  1. Равнинный рельеф в сочетании с безлесьем и близостью морей Северного Ледовитого океана способствуют распространению очень сильных ветров   ___________

 

  1. Растительный покров развит слабо, имеет мозаичное распространение. Для зоны типичны лишайники, мхи   ________

 

  1. Для зоны характерна двухъярусная структура: древесный ярус и сплошной изумрудный ковер зеленых мхов под его пологом. Кустарников и трав совсем немного   _________

 

  1. Лето короткое и прохладное, а зима длинная и холодная, с сильными ветрами и метелями. Сезоны года здесь выражены нечетко   __________

 

10. Широко распространены породы: дуб, липа, клен, ясень, вяз.   Зима    мягкая, с оттепелями, а лето теплое, длинное_________

 

  1. Здесь нет постоянного населения. Ледниками занято 30% площади. Снег лежит несколько месяцев в году   __________

 

  1. Самая преобразованная зона хозяйственной деятельности человека. Значительная часть лесов вырублена. Распаханность местами достигает  40% и более  ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( в это время  несколько учеников класса работают по карточкам)

 

 

Раздаточный материал

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1.                                                                                                                

1.  Найдите соответствие между природными зонами и почвами:

1)тундра

2) тайга

3) смешанный лес
4)степь

5) полупустыня

   а)  подзолистые

б)  мерзлотно-таежные

в)  черноземы

г)  бурые, серо-бурые

д)  серые лесные

е)  тундрово-глеевые

 

 

 

Задание 2.     

1.  Определите природную зону, тип почвы (по цветному профилю), как она используется   человеком, где распространена? Отметить эту почву на контурной карте цветом     

 

2. Дайте описание строения почвенного профиля (схема)

 

Задание 3.    

1.  Определите природную зону, тип почвы (по цветному профилю), как она используется   человеком, где распространена? Отметить эту почву на контурной карте цветом     

 

2. Дайте описание строения почвенного профиля (схема)

 

Задание 4.    

1.  Определите природную зону, тип почвы (по цветному профилю), как она используется   человеком, где распространена? Отметить эту почву на контурной карте цветом     

 

 

2. Дайте описание строения почвенного профиля                         (схема)

 

 

Задание 5.    

1.  Определите природную зону, тип почвы (по цветному профилю), как она используется   человеком, где распространена? Отметить эту почву на контурной карте цветом     

 

 

2. Дайте описание строения почвенного профиля                      (схема)

 

А теперь обведите границы природных зон на к/к

 

 

- Расположите природные зоны, как они протянулись с севера на юг.

(показать на карте)

- Какая природная зона занимает самую большую территорию? Правильно, зона лесов.

 

 Наш сегодняшний урок посвящен  лесам нашей Родины и родного края, т.к. 21 марта  2013 года  проводится «Всероссийский день знаний о лесе». Тема нашего урока - «Лесные зоны  России». Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться  охватить взглядом просторы Родины с космических высот, можно увидеть, как с севера  на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине  отводится  лесам. Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют «лесной державой». Общий запас древесины в российских лесах свыше 25% мировых запасов. Установлено, что в среднем человек за свою жизнь расходует 100 м3 древесины.

«Леса  украшают  землю,  они  учат  человека  понимать  прекрасное  и  внушают  ему  величавое  настроение» -  говорил  А.П.Чехов. «Лес – это прекрасное      выражение    силы   природы   и   самый   яркий   образчик   её    совершенства» - К. Паустовский.

2. Изучение нового материала

Звучит  запись  голосов  лесных  птиц, на  фоне  этой  записи  1ученица читает   стихи                                       С. Погореловского  «Здравствуй, лес!». Идёт демонстрация слайдов на экране.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

 Ночью темной, грозовою?

 Что нам шепчешь на заре, -

 Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится, -

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи,

 Ты же видишь, - мы свои.

 

 

 

 

 

1

Справка о лесах

  • Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или 38 млн. км², т.е. около 27% площади суши, запасы  древесины на корню 350 млрд. м3.
  • Россия крупнейшая лесная держава. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км². Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн. км².
  • Россия  занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га
  • Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше-свыше10 млн. км²
  • Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.

 

  1. Можно ли Россию назвать страной лесов?

 (анализ справки о лесах, видеоролика «Леса России», текста учебника )

  1. Типы лесов  в России (анализ карт учебника и составление схемы «Типы лесов  в России»)

Типы лесов  в России

 

 

 

 

 

                                Хвойные                         Смешанные               Широколиственные

    (темнохвойные, светлохвойные)

  1. Самостоятельная работа в группах (составить  с помощью карт атласа, учебника и гербария  по каждому типу леса: 1гр.- тайга,2 гр.смешанные леса, 3гр.- широколиственные леса по плану).

 

 

КЛИМАТ

                                                                            

 

 

ПОЧВЫ

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

 

 

                                                                              Тип леса

 

ЖИВОТЫЙ МИР

 

 

 

 

 

 

 

Группы учащихся представляют  свой тип леса.

 

 

 

 

 

Богата ли Тамбовская  область и Сампурский район лесными ресурсами?  Какие типы лесов есть в Тамбовской области ,чему равны их площади их площади? Какие породы деревьев произрастают в нашей местности? Есть ли среди них лекарственные растения и  растения Красной книги? Какие животные обитают в наших лесах? Какие природоохранные мероприятия проводятся в лесах нашего района? Как отслеживаются пожары в наших лесах? На все эти вопросы попытаемся ответить проанализировав атлас Тамбовской области, дополнительный материал и ресурсы Интернет.

Ведь недаром

 

 По ходу самостоятельной работы  происходит беседа.

Какую роль играет лес в жизни человека?

 

  1. Значение леса  (анализ текста параграфа) по результатам составляется схема «Значение леса в природе и для человека», после просмотр презентации.

 

 

  1. Вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека?

(Фронтальная беседа с учащимися)

 (По ходу беседы 1 группа составляет схему, 2 группа заполняет таблицу) :

  • Лес – это древесина. Потребность в ней не уменьшается. Где же она используется? – Строительный материал, мебель, из неё производят бумагу. Современная физика и химия не в состоянии раскрыть секрет резонансной древесины, из которой изготавливают музыкальные инструменты. Из целлюлозы изготавливают небьющееся стекло, фотопленку, бездымный порох. (Демонстрация ЦОР “Мы сбиваем сосульки с крыш (о производстве бумаги) (№51805).
  • Лес – источник питания. Ещё не умея использовать древесину, человек добывал дичь, собирал ягоды и грибы.
  • Листья, хвоя, тонкие побеги деревьев – все это идет на корм скоту.
  • Около половины всех лекарственных препаратов изготавливается на основе растений, растущих в лесу.
  • Лес – защитник. Он сдерживает продвижения холодных воздушных масс в южные части страны.
  • Лес – естественный фактор, сдерживающий заболачивание территории.
  • Лес предохраняет почвы от эрозии, т. е. от разрушения.
  • В лесу снег лежит толстым пуховым одеялом, которое защищает почву от промерзания, снег весной тает медленно и вода не стекает сразу, а медленно просачивается в почву, постепенно попадает в реки.
  • Растущий вдоль берегов реки, лес защищает её воды от излишнего испарения, скрепляет берега корнями.
  • Лесные полосы вдоль железных дорог предохраняют пути от снежных заносов, уменьшают воздушное сопротивление при движении поездов, а это экономит топливо.
  • Проходя 1000км, автомобиль расходует годовую норму кислорода необходимого для жизни человека. Поэтому лес играет огромную роль в сохранении и производстве кислорода планеты. Их называют легкими нашей планеты.
  • Воздух городов насыщен пылью и копотью. Древесная растительность задерживает огромное количество пыли, поэтому вокруг каждого города необходимо посадить сплошное “зеленое кольцо”. Лес – источник кислорода. (Демонстрация ЦОР видеофрагмента “Значение кислорода для жизни на Земле” (№113312)
  • Один из героев Чехова говорит: “Леса украшают Землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”. Все мы наслаждаемся прохладой леса в жаркий день, любуемся его красками осенью.
  • Лес –источник эстетического наслаждения, он вдохновлял поэтов, писателе, художников и музыкантов. (Демонстрация ЦОР № 109790 иллюстрация “Утро в сосновом лесу” Шишкин И.)

 

  1.  

Значение леса

 

 

место отдыха

кладовая
аптека
источник древесины
источник топлива
источник физического и психического            
здоровья людей, эликсир от душевных болезней
 

источник кислорода на Земле
защита почвы от эрозии
улучшает климат приземного слоя воздуха
водоохранная роль

местообитание животных, растений, защита от суховеев, пыльных бурь
 

в природе                                                      для человека

 

 

 

 

 

 

(Физкультминутка c использованием музыкального сопровождения «Дождь в лесу)

 

  1. Лес  в искусстве

 Лес воспроизведён на бессмертных полотнах И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, В.Г. Перова, А.И. Куинджи, В.А. Серова, А.К. Саврасова, И.Е. Репина и многих других выдающихся художников. Ребята, посмотрите на эти картины!(видео-презентация «Лесов таинственная сень») Лучшие научные умы искали пути спасения лесов, познавали биологические законы их жизни и развития. Корифеями лесной науки были М.В. Ломоносов, Г.Ф. Турский, М.М. Орлов, К.А. Тимирязев, Н.С. Нестеров, М.Е. Ткаченко. Наши современники - это А.А Молчанов, А.Б. Жуков, В.П. Тимофеев, А.К. Исаев, Н.П.Анучин, И.С. Мелехов, В.Н. Виноградов, В.Эйсмонт, О. Дидус и др. Но не только о прекрасном говорили мастера культуры, касаясь лесной темы. А.П. Чехов писал, что леса трещат от пожаров, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи.

Послушайте отрывок С. Аксакова «Лес» (2 ученик, заранее подготовленный рассказывает отрывок) Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, – не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним не далеко и до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Из всего растительного царства дерево более других возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду,…но топор и пила промышленника не знают их. Я никогда не мог равнодушно видеть  не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобно шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.

А теперь поиграем в игру «Лесная аптека»

 

Лес- это не только богатство. Современный лес – это еще и проблемы.

  1.  

Подумайте, о какой  экологической проблеме , связанной с лесом идет рея идет речь? (вырубка лесов)

Для славян многие деревья были непросто строительным материалом. Из деревьев, по некоторым легендам, были сотворены первые люди. Как же срубить такое дерево, если  оно древнее человека, да еще и дало ему жизнь? Долгое время во многих местах России держался строгий запрет на рубку старых деревьев. Особо старые деревья почитались  и  считались священными. Да и до сих пор с такими деревьями связаны местные легенды.

(выступление учащихся 4 класса)

 

 

  1. Проблемы лесов

К сожалению, у лесов нашей страны много проблем, которые возникают по вине человека: вырубка, загрязнение, истребление растений и животных, пожары. Лесные ресурсы в России пока используются  очень нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса. К полному уничтожению леса приводят лесные пожары, которые в России достигают огромных размеров. 3 ученик читает стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»

 

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

 

(просмотр видеосюжета «Пожар в лесу»)                                                                                  Восстановление зелёного покрова Земли - дело благородное, и, недаром, великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев приравнивал создание лесов в степи к защите Отечества. И не только своего Отечества, но и всей Земли, ведь леса «вырабатывают» около половины кислорода, поступающего в атмосферу (просмотр видеосюжета о рациональном использовании и охране леса). Рассказ ученика и показ презентации «Лесные пожары».

Вывод: Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли. Лес- один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты. Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Но лес – это еще и древесина, и пастбищные угодья, бесчисленная кладовая разнообразных богатств и эликсир от душевных недугов. Каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо  разумно использовать данные нам природой богатства.

3.Закрепление

 

1.Составьте список негативных последствий сведения лесов.

2.Как вы понимаете слова А.П.Чехова: «Леса учат человека понимать прекрасное»?

3.Всегда ли ограничивающим фактором произрастания лесов являются только природно-климатические факторы?

 

4. Домашнее задание:

1) изучить § 22, 23;

2) выполнить задания 5 с.138, и 3 с. 144 учебника;

 3)  Задание по выбору: подготовить эссе «Как нам сохранить «зеленое золото» России?»; выполнить тестирование по пройденным темам; выполнить практическую работу по любому типу лесов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

 

Цель:  Доказать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.

Оборудование: карты атласа.

 

!  Компоненты природы: растения, животные, климат, воды, рельеф, полезные 

    ископаемые, человек, почвы,

    Природный комплекс -  это участок земной поверхности, который отличается

    особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

    Уровни природных комплексов: локальные, региональные, глобальные.

    Изменения природного комплекса локального уровня связаны с изменением местного  

    уровня (с отдельными элементами  рельефа).

    Изменения природного комплекса регионального уровня связаны  с тектоническими

    движениями, солнечной радиацией.

    Изменения природного комплекса глобального уровня связаны с 

    взаимопроникновением оболочек Земли.

    Все природные комплексы изменяются  под влиянием  деятельности человека.

     Ход работы:

Задание 1. Составьте прогноз изменения растительного и животного мира при изменении компонентов природы. Заполните таблицу 9.

                                                                                                                       Таблица 9.

Природный комплекс

Характеристика компонентов природы

Начальное состояние растительного и животного мира

Изменение других компонентов природы

Состояние растительного и животного мира

после изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделайте вывод о зависимости растительного и животного мира от других компонентов природы.   

                                               


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн