Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методический доклад преподавателя Андриановой Ирины Анатольевны «Проблемно-творческая методика обучения, как новая модель обучения учащихся»

Submitted by им. В.В.Андреева ДМШ on чт, 19/01/2017 - 08:34

 

НГ МБОУ ДОД

«Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

 

«Проблемно-творческая методика обучения,

как новая модель обучения учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: зав. отдела сольного пения, преподаватель класса эстрадного вокала Андрианова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

Город Нефтеюганск 2015 год

 

Проблемно-творческая методика обучения,

как новая модель обучения учащихся.

 

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых  дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой  личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как  инновация, (с лат. яз. - «обновление, новинка, изменение»), которая  рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия. Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное  значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников

Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди  новых моделей обучения  наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение. Преподаватель, работая в ДМШ, на собственном педагогическом опыте ощущает проблемы обучения музыке и пытается их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на 3 составляющие образования: обучения, воспитания и развития.

Вокалисты-исполнители и педагоги Ирина Образцова, Ирина Отиева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, в своих практических и теоретических изысканиях, а так же в работе со студентами музыкальных школ и вузов прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего знания, навыки, эмоции и мышление. Всё перечисленное неизменно выделяет интелектуальность музыкальных занятий.

Практика  показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения, но при  этом  применение проблемного метода требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя. Данный  проблемно-творческий  метод может применяться на самых ранних этапах  при постановочных моментах обучения  вокального искусства. Добиваясь от ученика правильной звукоизвлечения, мы часто используем педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос, задание или ситуация. Для более глубокого и осознанного понимания темы предлагаемой ученику на уроке, педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» решения проблемы. В этом случае, ученик является своего рода «первооткрывателем», и  добившись осознанного им самим решения, не навязанное учителем, а  предложенное, он будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания.

Основополагающим элементом проблемно-творческой методики обучения является положительность фона обучения.

Если музыка и пение увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат. Таким образом, существует закономерная связь между отношением детей к учению и их успехами. Учителю необходимо так построить занятие, чтобы ученик не только получал определённые знания, но и мог осознанно, с пониманием дела применить их на практике, чтобы он добровольно участвовал в творческом процессе, чтобы у него была уверенность, что без него не состоится данный процесс. Основная задача учителя – заинтересовать и увлечь учащихся музыкальной деятельностью. Только заинтересованность может стать  основой дисциплины на занятиях, она обеспечит внимание ребёнка, его собранность и серьезность.

Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере собственного исполнения показывает ученику несколько примеров правильного звукоизвлечения и не правильного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником среди представленных  примеров правильного примера. Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления:  сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод.

Как пример можно рассмотреть следующую ситуацию. Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно,  это еще связано с нехваткой вокальной техники, недостатка  знаний и умения, но именно на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука. Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи, педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое  внимание, мышление, со всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые звуки для ученика – это творческий процесс. На уроке педагог может предложить ученику оценить несколько приёмов звукоизвлечения, которое он ему продемонстрирует. А ученик путем собственного слухового опыта должен проанализировать услышанное, и оценив предложенные ему варианты поделиться с педагогом своими выводами о важности обдуманного корректного и некорректного подхода к звуку. Положение корпуса, наклон головы, использование правильного дыхания, часто вытекают в неправильное звукоизвлечение и нечистое интонирование, поэтому важно, используя  проблемные вопросы и ситуации, донести до ребенка важность данной темы.

Следующим элементом проблемно-творческого обучения является сравнительный  анализ, который нашел широкое применение в обучении детей вокальному искусству. Одним из способов сравнительного анализа, которым часто пользуются многие музыканты – это запись собственного исполнения на аудионоситель: таким образом, ученик получает полную картину своего исполнения «со стороны», делает выводы, выявляет неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения трудных моментов в исполнении произведения. Сравнительный  анализ необходимо использовать в работе с первых же уроков, когда дети могут давать свои первые эстетические оценки певческому звуку: красивый или некрасивый. Дети учатся не только слушать, но и  слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению. Известно, что поющий слышит себя иначе, чем его слышат со стороны. Вот почему в учебном процессе целесообразно использовать запись голосов учащихся на магнитофон. Поэтому сравнение звучания своего голоса в записи помогает учащемуся наиболее ярко услышать недостатки своего исполнения, осознать проблему и с педагогом найти пути решения данной проблемы. Ребёнок сам может найти творческий решение, ему только нужно немного помочь. Не навязывать, а предлагать разные пути и он выберет нужный только ему выход.  А со временем музыкальное восприятие маленького музыканта постепенно станет осознанным, углубятся и уточнятся вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования.

           

Следующим элементом проблемно-творческой методики обучения учащихся можно назвать межпредметные связи.

При работе над звукоизвлечением, большая часть работы должна быть отведена развитию мелодического и гармонического слуха учащегося. И этот процесс должен быть осознанным и контролируемым. Для лучшего результата осмысления и понимания определённого вокально-технического навыка, определённого мелодического или гармонического хода, или характеристики динамических оттенков, педагог может проводить параллель между вокальным искусством и изобразительным. На уроке происходит сравнение двух великих направлений творческой мысли, искренних и свободных.

На уроках учителю необходимо постоянно держать в тонусе интерес ученика. И это является следующим элементом данной методики. Проблемные задания, наводящие вопросы, должны помочь учащемуся самостоятельно осознать  происходящее. Только путем постоянного подпитанного интереса может произойти желание понять и принять, а после и попробовать изобразить.

Пример из педагогической деятельности: при работе с ученицей  3 класса по классу вокала, с которой мы работали над песней А. Ермолова «Баллада о солдатской матери». На  первом этапе не было ни интонационной точности, ни характера произведения. Вместо традиционного объяснения, что это песня о событиях, произошедших во время Великой отечественной войны (1941-1945 г.г.), я  создала проблемную ситуацию – предложила  ей найти материал в интернете. Девочка самостоятельно узнала о создании этой песни, о её авторе. Она самостоятельно нашла видео и аудио записи этого произведения, и даже в разных исполнениях. Это было сделано для того, что бы она могла оценить, как не похожи созданные каждым исполнителем характеры и образы этой песни. На уроке проиграна мелодия этой песни в различных жанрах и стилях и был выбран именно тот характер исполнения, который подходил именно этому ребёнку.

После прохождения таких проблемных ситуаций, в которых ученик самостоятельно ищет неизвестное, он может найти свой характер исполнения,  яснее станут штрихи, эмоциональное отношение. Ученица самостоятельно разделила произведение на две части (мужскую и женскую, что было связано с характером музыкальных образов). При этом появилось желание самой сочинить какую-нибудь песню, и даже были первые наброски стихов и мелодии, что говорит о том что она была вовлечена в творческий процесс созидания. Исходя из этого, очевидно, что проблемность стимулирует мыслительные процессы и развивает творческие способности.

Ещё хочется отметить,  что данная проблемно – творческая методика может диагностировать творческие навыки учащихся с  учетом их психологических особенностей, которые необходимо отслеживать в течении учебного года. Ярким показателем может выступать диагностика уровня различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на различных музыкальных инструментах, которые представлены для учащихся отделения сольного пения, как предмет по выбору, поэтому каждый ученик может выбрать наиболее понравившийся ему инструмент.

Огромное значение для каждого музыканта имеет сцена. Она является итогом всех начинаний и стараний. Можно выделить три момента, для безусловного успеха концертного выступления музыканта и вокалиста и инструменталиста:  а) чистота звуковысотной интонации; б) точное осмысление исполняемого материала; в) донесение исполняемого материала до зрителей.  Для достижение успеха в решении  этих трёх задач и существует тандем учитель – ученик, в котором каждый должен доверять друг другу.

         Инновационный подход предполагает интеграцию различных наук.  Основная цель учебного процесса - дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение обучающихся, а так же научить их учиться. Поэтому важно помнить, что достижение этих целей возможно также на основе применения достижений психологии.

Еще один важный момент, на который следует обращать внимание на уровне педагогического общения, что учащиеся  имеют  различия  восприятия, где преобладает тот или иной тип сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической. То есть, проще говоря, это вид ощущений, преобладающий в понимании жизни и информации. Соглашусь с мнением педагогов и психологов, что в педагогической деятельности понимание типа ощущений имеет весомое значение. Определить ведущую систему другого человека можно обращая внимания на слова, обозначающие процессы  (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний мир и опыт. Если хотите установить хороший контакт с учеником, вы можете использовать те же самые  слова, что и он. Употребление слов из другой сферы ощущений может установить дистанцию. Часто ребенок с трудом воспринимает то, что хочет донести до него учитель, а причиной может быть незнание типа, к которому относится учащийся. Владение педагогом знаниями в области общей и музыкальной психологии и учет психологических особенностей  важен на всех этапах обучения (как рабочем, так предконцертном и концертном).

Формирование познавательной активности может проходить методом рисования музыки. На своих уроках я использую метод рисования музыки как способ постижения образа, его раскрытия, прослеживания параллели между сочетанием цвета и звука (система цвет-звук, цвет-настроение), осознание формы, динамики и мн. др. Использование данной методики, как одного из элементов проблемно-творческого метода, в тоже время позволяет развить послепроизвольное внимание. Можно назвать ряд современных авторов, в трудах которых затронуты интеграционные процессы в системе искусств и на этой основе сделаны важные педагогические выводы. В их числе: Э.Б.Абдуллин, Л.М.Баженова, В.П.Михалев,  А.А.Мелик-Пашаев, Г.П.Нестеренко, Г.П.Шевченко, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Г.М.Цыпин, Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Анализ рисунков педагогами и психологами, а также личный опыт автора позволил сделать следующие  выводы:

- почти все дети (96%) обладают способностью выразить в
рисунке свои музыкальные впечатления;

- на форму и цвет рисунка влияет эмоциональный строй
музыкального произведения;

- пространственное   расположение   цвета,   линии   и   фигур
определяется звуковысотной линией мелодии;

- настроение мелодии диктует выбор цвета.

Рисование музыки – яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного. Рисование музыки осуществляется в игровой привлекательной форме, тем самым,  активизация познавательной активности и внимания происходит естественно, а не в дисциплинарном порядке. Рисование музыки - «обратная связь», которая другими средствами (опрос, анкетирование, беседа), не достижима на каждом уроке в такой степени и по отношению к каждому ребенку. Результаты «рисования музыки» - это и «автопортрет» ученика. Поэтому для грамотного педагога-психолога рисунки детей отражают и типологические особенности личности, их пристрастия, настроения и, возможно, даже диагностические симптомы. Перспективно сочетание «рисования музыки» с иными формами активизации творческого  потенциала, сочинением стихов с применением новых технических средств (рисование на дисплее компьютера).

Данный пример подтверждает эффективность использования приемов проблемно-творческого метода в музыкальной  школе на уроке музыки как фактора развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В классе вокала мыслительная деятельность – неотъемлемая часть педагогического процесса, поэтому я считаю, что развитие интеллектуальной и творческой сферы учащихся целесообразно благодаря использованию в педагогической работе проблемно- творческого метода.

В наш компьютеризированный  век  музыка, в силу своей специфики, может заполнить эмоциональную брешь в душах и сознании современных школьников. Необходимо добиваться того, чтобы соприкосновение с музыкой (слушание, вокальное и инструментальное  исполнительство) не сводились к формальности, а у учащихся появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои умения и навыки, что является атрибутом музыкальности, которая стоит в одном ряду с креативностью и самоактуализацией.

На основе проблемно-творческого обучения на уроках музыки возможно применение различных методических приемов с учетом задач, условий, возрастных особенностей, специфики музыкального образования, в зависимости от индивидуальных и групповых занятий и образовательных учреждений (ДМШ, ОШ.) На более взрослых ступенях обучения использование проблемно-творческого метода также  целесообразно, но уже на более высоком уровне, с учетом знаний, психологических и возрастных особенностей учащихся.

Практически невозможно охватить все аспекты  обучения вокалу, но опираясь на теоретические исследования и практический  опыт, включая  опыт свой собственный опыт, можно сделать выводы:    

1) проблемно - творческое обучение сочетает два подхода - рациональный (мышление) и эмоциональный (творчество), таким образом, отвечает специфике музыкального  обучения;

2)  сохраняются основы логического мышления (анализ, синтез, обобщение и сравнение), которые объединяются с опережающим невербальным музыкальным мышлением, а также положительно влияют на развитие мотивации и эмоциональности;

3) данный метод возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, СУЗ, ВУЗ), в соответствии с типом  учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении  на индивидуальных и  групповых занятиях;

4)  применение данного метода будет эффективным при условии учета конкретных условий: содержание урока, уровень подготовки и возрастных особенностей учащихся.

Использование проблемно-творческого  метода в педагогической практике стимулирует и обязывает педагога к   повышению  профессионального мастерства и личностных качеств. Среди существующих методов проблемно-творческий подход способен ответить на запрос общества, который нуждается в творческой личности, профессиональном специалисте, вне зависимости от рода деятельности, обладающего мобильностью, гибкостью мышления, эмпатией и желанием  самоактуализациии.

 

Прикрепленный файл Size
Проблемно-творческая методика обучения, как новая модель обучения учащихся - Андриановой И.А. 2015 г. .doc 76.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Навигация по подшивке

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн