Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Петрова И.В. Компьютеризация образовательного процесса в области музыкального искусства

Автор: 
Петрова Ирина Викторовна
Место работы: 
Учитель музыки Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
Контакты: 

 

Компьютеризация образовательного процесса в области музыкального искусства

 

Достоинство преподавания каждого предмета
зависит сколько от личности преподавателя,
столько же и от тех учебных средств,
 какими он может свободно распоряжаться.
В.Я. Стоюнин

 

Соотношение технического прогресса и человеческого духа всегда было в эпицентре внимания мыслителей различных эпох. Возможности науки и техники тесно связаны с совершенствованием человека. Процессы развития человеческого духа, его общей культуры должны опережать, или, в крайнем случае, идти параллельно техническим новшествам. Это единый путь, следуя которому, человечество способно избежать гибели. Следуя в логике компететностного подхода в обучении  школьников, можно отметить, что предметы художественно-эстетической направленности, в частности музыка, располагают наибольшими возможностями в области формирования общекультурной компетентности учащихся.

На современном этапе появляются новые и новые разновидности электронных инструментов, компьютерные обучающие программы по искусству, электронные информационные справочные базы и т.д. Поэтому для меня является совершенно очевидным, что дальнейшее развитие педагогики в области преподавания искусства, в частности музыки, должно опираться на передовые достижения науки и техники. Стремительный прогресс современных компьютерных технологий открывает неограниченные возможности для модернизации концептуально-методических и методологических подходов к обучению музыке и другим видам искусства.

Компьютерная среда как совокупность условий, реализуемых компьютером в качестве специально разработанного педагогического программного продукта в области искусства, является средством организации познавательного интереса личности ребенка, оказывая существенное влияние на формирование её творческой активности, осознанное отношение к произведениям искусства, что создает повышенный интерес к учению, способствует более продуктивному усвоению знаний.

Интерес в обучении неотделим от целостного становления личности ребенка или подростка, интеллектуального, нравственного, эстетического её развития. Познавательный интерес совершает своеобразный переворот в области учения, сообщает участнику вдохновение, вызывает стремление преодолеть трудности, стимулирует организованность учебных действий, пробуждает инициативу и творчество. Вместе с этим познавательный интерес становится тем посредником, благодаря которому удовлетворение и успех в области искусства благоприятно влияют на его отношение к другим видам деятельности, на характер общения с окружающими. Поднимая познавательный интерес до уровня устойчивой черты личности, мы тем самым решаем важную воспитательную задачу, далеко выходящую за сферу обучения.

Таким образом, информационные технологии открывают обучаемым широкие возможности использования разнообразных источников информации, создают условия для творчества и успешного личностного развития, повышают эффективность самостоятельной работы. В моей педагогической деятельности можно выделить следующие основные направления использования ИКТ-технологий в обучении музыке учащихся общеобразовательной школы:

  1. получение теоретических знаний (усвоение закономерностей и правил построения музыкальных произведений; игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие термины, элементы музыкальной грамоты, ритмического рисунка, теории музыки и т.д.);
  2. изучение материалов энциклопедических цифровых ресурсов по искусству, которые включают иллюстрированные справочники, звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии композиторов, выдающихся деятелей других видов искусства);
  3. развитие творческих способностей (составление собственных презентаций, работа над проектами различной музыкальной тематики, составление собственной базы данных о композиторе, исполнителе, художнике или поэте; использование программ, предназначенных для развития навыков в области композиции и аранжировки и т. д.)
  4. контроль за усвоением учебного материала (викторины, тесты, кроссворды и т.д.)

Внедрения ИКТ-технологий в учебный процесс позволяет разработать и провести интересный урок даже на очень сложную для восприятия учащихся тему. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Поэтому, «искусство слышать» становится более доступным благодаря рассказам, стихам, произведениям изобразительного искусства, биографическим зарисовкам, фольклорному материалу, которые расширяют границы понимания музыкальных произведений, дают возможность знакомства с неповторимым внутренним миром композиторов. Цифровые образовательные ресурсы позволяют научить видеть и слышать музыку в ее неотрывной органической связи с литературой, изобразительным искусством, другими предметами гуманитарного цикла. Так, например, в 7 классе учащиеся, изучая тему «Музыкальный образ», знакомятся с образами - состояниями в творчестве А.Н.Скрябина (Прелюдия N4, Этюд N12). На уроке знакомлю детей с уникальными проектами композитора, обладавшего незаурядным цветомузыкальным восприятием. Развивая интерес учащихся к предмету, использую компьютерную презентацию и видеосюжеты  цветомузыкальных произведений и композиций современных исполнителей, реализующих в своем творчестве принцип «цвет - музыка – движение», разработанный великим русским романтиком еще в начале XX века.

Широкие возможности для культурного обогащения и развития личности ребенка дает изучение творческой деятельности выдающихся людей искусства. Например, многогранный талант поэта и писателя, музыканта и живописца Бориса Пастернака. Его стихи, музыка, рисунки, используемые на уроках, могут стать отправной точкой в осмыслении ребенком творческого поиска человека, являясь как бы положительным примером в данной сфере. Компьютерная презентацию к данному уроку позволяет не только проиллюстрировать творческое наследие мастера, но проверить полученные ранее знания, умения и навыки учащихся, включив в презентацию к уроку тестовое задание или проверочный кроссворд.

Новые возможности аудио- и видео-воспроизведения, которые предоставляет компьютерная техника, решили проблему качественного прослушивания музыкальных шедевров. Однако твердо убеждена, что в ходе уроков обязательно должна звучать музыка в «живом» исполнении. Поэтому разработанные мною конспекты уроков содержат не только компьютерные презентации, видио-материалы, но и нотные приложения произведений, которые может и должен исполнить для ребят учитель музыки.

Урок музыки - это: человекоформирующий процесс; урок - это искусство, а не только учебное занятие; своеобразный спектакль с продуманным сценарием, в котором совместная  деятельности учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Урок музыки. VII класс

ТЕМА: "Музыкальные образы в творчестве А.Н.Скрябина."

Презентация

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  1. познакомить учащихся с содержанием музыкальных образов, передающих состояния человека в произведениях А.Н.Скрябина, творческими исканиями композитора.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

-    формировать эмоциональное отношение к музыке, художественное   мышление, умение самостоятельно применять полученные знания на практике;

  1. развивать интерес к предмету;
  2.  расширять музыкальный кругозор учащихся.

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.         Средства звуковоспроизведения. Звукозаписи Этюда N12 А.Н.Скрябина,   фрагменты увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена, романса «Островок» С. Рахманинова, прелюдии «Девушка с волосами цвета льна» К. Дебюсси, пьесы «Дым» Дж. Керна.
2.         Компьютерная презентация к уроку.
3.         Тексты песни Г. Струве «Вечная Русь» и карточки с заданием для повторения в форме кроссворда по количеству учащихся.

 

План урока:

I.

Повторение музыкально-теоретического материала.

II.

Образы - состояния в музыке А.Н.Скрябина.
Слушание произведений.

III.

Творческие искания композитора и их претворение в современной музыке.

IV.

Вокально-хоровая работа. Исполнение русской народной песни «Милый мой хоровод» и песни
Г. Струве «Вечная Русь».

V.

Подведение итога урока.

Ход урока

- Мы продолжим изучение темы I полугодия «Музыкальный образ» и сегодня на уроке познакомимся с образами состояния человека в произведениях А.Н. Скрябина, творческими исканиями композитора. Но сначала, ответив на вопросы занимательного кроссворда, повторим то, что изучили ранее. /Учащиеся работают с индивидуальными карточками, сверяют ответы с ответами презентации/
Слад №1 Музыкальный кроссворд.
В кроссворд включены музыкальные и теоретические вопросы (по «щелчку» мыши):

  1. Прослушать фрагмент произведения немецкого композитора. Вспомнить название и автора. Ответ: Бетховен увертюра «Эгмонт».
  2. Ударный инструмент. Ответ: литавры.
  3. Прослушать фрагмент произведения русского композитора. Вспомнить название и автора. Ответ: Рахманинов романс «Островок».
  4. Небольшое музыкальное произведение. Ответ: прелюдия.
  5. Прослушать фрагмент произведения французского композитора. Вспомнить название и автора. Ответ: Дебюсси прелюдия «Девушка с волосами цвета льна».
  6. Пьеса – упражнение или виртуозное концертное произведение. Ответ: этюд.

- Если, вы правильно ответили на все вопросы, то выделенные буквы и музыка подскажут название музыки Дж. Керна.
/Исполнение учителем пьесы Дж. Керна «Дым». Возможно прослушивание музыкального файла из презентации./Ответ: «Дым».

-Теперь перейдем к новой теме.
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: "Идет человек, можно ли по походке определить его настроение?"
/Ответы детей/
-     Предположим, человек идет пружинистой походкой с поднятой головой, что можно сказать о его  настроении?
/Ответы детей/
-           А если голова и плечи опущены, человек бредет медленно, какое у него настроение?
      /Ответы детей/
-    Идя рядом с человеком, можно проникнуться его настроением, чувствами. На память приходят слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: "Зорко одно лишь сердце". Человек говорит, а мы чувствуем искренне или лжет. Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь понять человека, которого вы никогда не видели, не знаете, а он прислал нам звуковое письмо.

         Слушание Прелюдии N4 А.Н.Скрябина в исполнении учителя (в звукозаписи)

-           Что вы можете сказать об этом человеке?
/Ответы детей/
-     Как удивительно много можно сказать в маленьком произведении. Интонация мелодии идет вверх, но вырваться не может - повторяющиеся аккорды в басу как бы тормозят, что создает ощущение безысходности. Заканчивается произведение недосказано. Как вы думаете, пытается ли человек вырваться из сетей обстоятельств?
/Ответы детей/
-           Но смог ли этот человек справиться с судьбой?
/Ответы детей/

Слайд №2Образы-состояния человека в творчестве А.Н. Скрябина

-     Вы молодцы. Вы сердцем увидели человека. Но ведь жизнь состоит из разных дней, и нельзя судить о ней по одному моменту. Давайте перевернем еще   одну звуковую страницу, послушаем "Этюд" N12 Скрябина.

            Слушание Этюда  N12 А.Н.Скрябина.

- Что можно сказать об этом человеке?
/Ответы детей/

Слайд №3 ПортретА.Н. Скрябина и высказывание о нем Р. Щедрина.

-    Прослушав Прелюдию и Этюд Скрябина, скажите, как вы думаете, какая главная черта в характере этого композитора (учитель обращает внимание учащихся на портрет А.Н.Скрябина.)
/Ответы детей/
-       Скрябин - оптимист, это человек, переживший отчаяние, но не сдавшийся, сумевший   его преодолеть. Внутренний мир человека, его чувства и переживания - содержание его творений. Композитор Родион Щедрин так охарактеризовал творчество А.Н. Скрябина: «Каждый великий композитор созидает свой собственный мир звуков. Мир Скрябина самобытен и глубоко поэтичен. Музыка Скрябина пронзительно искренна. Она богата переживаниями, насыщена творческим горением, душевным подъемом».

Слайд №4 Цветомузыкальное восприятие А.Н. Скрябина

В последние годы жизни Скрябин мечтал о синтетическом искусстве, в котором сольются в единую гармонию слово, цвет, музыка, движение. Он обладал уникальным даром, цветомузыкальным слухом или синопсией /учитель указывает термин в   музыкальном словаре/. В свою симфоническую поэму «Прометей», о герое, похитившем у богов огонь для людей, композитор включил строчку «люкс» (итал. «свет») - для световых эффектов, для не существовавшего в то время инструмента, «световой клавиатуры».
В начале XX века многое было не возможно и поэтому многим не понятно.
Посмотрите слайды, а я зачитаю некоторые моменты из проектов А.Н.Скрябина, написанные в 1900 - 1910 годах.

Слайды №5-10 Цветозвуковое решение концертов группы «Пинк Флойд»
«Во время исполнения зал должен освещаться различно окрашенными световыми волнами. Например, начальное звучание возникает в лиловато-сером сумраке, далее погружение в волны синего, затем багрово-красного света. В некоторых эпизодах - появление лишь одного окрашенного луча, а в других – ряд кратких световых вспышек, подчиненных ритму. В заключительной кульминации весь зал должен быть залит ослепительно белым светом».
- О каком направление в искусстве мечтал композитор?
        /Ответы учащихся/

Слайд №11  видеосюжет Фрагмент концерта группы "Пинк Флойд".
«Громоподобный голос должен зачаровывать и объединять людей».

- Какое техническое изобретение гениально предвидел А.Н.Скрябин?
/Ответы детей/

  1. А.Н.Скрябин гениально предвидел основные направления развития электронной светомузыки, объединение звука, движения, цвета, поэзии в раскрытии эмоционально-психологического образа. Творческое наследие Скрябина обогатило русскую и мировую музыку. И сегодня вдохновляет музыкантов и восхищает слушателей.

              Слайды  №12-13 Лазерное шоу

Слайд № 14 Цветомузыкальные фонтаны
  1. Скрябин был великолепным пианистом, много выступал с концертами в России и за границей. Жил и работал в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, но всегда тосковал по Родине.
Слайд №15 Пейзаж И.И. Шишкина
  1. В письмах он писал: "Как ни хороша Европа, а русскому человеку русскую деревню ничто не может заменить, есть какая-то особенная, необъяснимая прелесть, в основе которой лежат ширина и полет".

         Давайте, ребята, споем русскую народную песню.

Слайд №16 Пейзаж И.И. Шишкина
Исполнение р.н.п. "Милый мой хоровод".

Слайд №17 Картина И.И. Левитана, стихотворение С.Есенина
Живописцы И.И. Шишкин, И.И. Левитан воспели красоту русской природы в своих полотнах, поэты  - в стихах, композиторы  - в музыке. Исполняя песню Г. Струве «Вечная Русь», постарайтесь в пении «высказать» свою любовь к Родине.

Слайд №18
  1. Сегодня мы повторили изученный ранее музыкально-теоретический материал, познакомились с образами, передающими состояние человека в произведениях А.Н. Скрябина, творческими исканиями композитора, постарались передать в песни свою любвь к Родине.

То, чему я хочу вас научить,
Точно яблоня, покрытая листвою.
То, что я при этом знаю, 
Всего лишь яблоко на ветке,
А то, что у вас останется,
Всего лишь плодовое зернышко…
Но из него иногда вырастает яблоня

Пусть из плодового зернышка вырастет яблоня, а из семян добра, любви к людям, Родине, посеянным в ваших сердцах, вырастет ответственность за судьбу нашей великой и прекрасной Отчизны.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн