Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



мини-группа Филологи

Выберите действие:

Название урока - Слово и его лексическое значение

Авторы: Муругова Е.А., Самозванкина Л.А.

аннотация

 Повторить изученное по теме"Лексика"

Научить различать прямое и переносное значение слова,употреблять в речи слова в переносном значении.

Развивать творческую активность учащихся.

Обогащать словарный запас языка,совершенствовать грамматический строй речи учащихся.


тема

 Прямое и переносное значение слова


возраст учащихся

 11-12 лет


цели виртуального урока

  •  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
  • организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.
  • организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;

    организовать самопроверку и самооценку;

    организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

     

этапы работы

 

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Посмотрите, ребята, на небо в тёмную, безоблачную ночь. Как много звёзд! И все звёзды разные. Есть большие и малые, голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся группами, которые называются созвездиями. Среди них есть и более яркие звезды и менее яркие, далекие и близкие.

Вам, наверно, показалось немного странным то, что я начала наш урок c астрономии, но в этом нет ничего удивительного. Созвездия и слова соединяются незримыми нитями. Мы знаем, что и у нас есть группы или разделы русского языка: фонетика, синтаксис, словообразование.

А сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме "Лексика" как одном из разделов языковедения.

Итак, мы начинаем наш урок.

III. Работа по теме урока.

1. Обращение к эпиграфу урока.

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем 
сознании, что нельзя было бы передать
русским словом.
К.Паустовский.

И это действительно так. Наш известный поэт А.С.Пушкин использовал более 21 тысячи слов, в языке произведений Горького около 30 тысяч. 

– Что образуют все слова русского языка?
– Как называется раздел науки о языке, изучающий его словарный состав?

2. Повторение изученного ранее.

а) теоретическая работа. Что такое лексика

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/159b347b-a5d6-4df8-a632-61c653e74e60/%5BRUS5_055%5D_%5BTQ_002%5D.htm

б ) практическая работа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c459c014-7dee-422a-a208-5d48889f4e1a/%5BRUS5_056%5D_%5BIA_004%5D.swf

3. Однозначные и многозначные слова.

В былине об Илье Муромце есть такие слова: "слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его повертывать..." Вдумайтесь в смысл этого предложения: слова разные бывают, нужно уметь владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений. К примеру, слово "идти" имеет 26 значений, стоять – 17, переводить – 14.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ И МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fdb3d96b-2a56-481c-903b-0e9f2ac6e3cf/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D.html

4. Слова с переносным и прямым значением. 

А сейчас у нас два понятия: прямое и переносное значение слова.

Слова имеют собственное (основное, прямое, первоначальное) и переносное (вторичное) значение. Перенос значения происходит на основе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения и т.д.

Выполнить тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/139dbad2-7da8-4e50-8cd2-e3fd9a6a8699/index_listing.html

5. Синонимы.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но
различными по звучанию. Что это?

Своё название синонимы получили от греческого “синонимус” – одноименный. Синонимы обогащают словарный состав языка. Чем лучше человек владеет синонимами, тем ярче, образнее его речь, тем меньше в ней повторении. Существует словарь “синонимов русского языка”

О чем идет речь в загадке? Подобрать синонимы к слову зеленая в этом тексте.

Шли двое. Остановились.
Один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
А почему она белая?
– Потому что зеленая.

6. Антонимы.

Как известно, слово с противоположным значением называются антонимы. Они употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления. Чаще всего антонимы употребляются в пословицах, в стихотворениях. Существует “Школьный словарь антонимов русского языка”. 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a172f474-0653-4ecc-909c-5e23d867f466/index_listing.html

7. Омонимы. 

О чем идет речь?
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им, что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их: “Вы откуда,
Появились, молодцы?”
Отвечали мне слова:
“Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим липам вопреки,
Мы по смыслу далеки.
Я.Козловский.

И ещё есть у нас интересные слова, одинаковые по звучанию (или написанию), но разные по значению. Это омонимы.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f15428b6-8d79-4454-90bf-36cadc704ffc/%5BRUS5_059%5D_%5BTD_020%5D.htm

IV. Домашнее задание.

Выписать из художественных текстов 3 предложения с переносным значением слов.

Найти в Толковом словаре 3 многозначных слова, составить с ними предложения.

Подобрать по 3 пары синонимов.

Подобрать по 3 пары антонимов.

 

V. Подведение итогов урока. 

Прощальная игра.

А вот прощальная игра... 
Нам книгу закрывать пора;

Мы все надеемся, что с ней 
Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных 
И много всяких всячин, 
И, если ты запомнил их, 
Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд 
Сыграть в игру "Наоборот ".

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:

Скажу я слово далеко,
А ты ответишь:

Скажу я слово потолок,
А ты ответишь:

Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:

Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты:

Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай

5.Итоги урока.

Дети научатся различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении, находить и определять роль олицетворения.

Они разместят свои презентации в сети

 

задания и рекомендации к выполнению заданий (1 - 2), формы представления результатов работы над предложенными заданиями

дети образовали 4 группы:

1)Сопоставление словарных статей в различных толковых словарях (можно взять любое слово).

2)

1 группа: определить лексическое значение слова «поэт»;

2 группа: подобрать однокоренные слова к слову "поэт";

3 группа: подобрать слова, близкие по значению к слову ПОЭТ;

4 группа: определить морфологические признаки и синтаксические функции слова ПОЭТ.

 

 

 


критерии оценивания заданий

 "5"-четкое выполнение всех заданий без помощи учителя, колличество баллов, полученных в тесте - 85-100;

"4"- оказана небольшая помощь при выполнении самостоятельной работы, колличество баллов, полученных в тесте -70-85

"3"-ученик выполняет задания только под руководством учителя, колличество баллов, полученных в тесте - 55-70

"2"-задания не выполнены, колличество баллов, полученных в тесте -ниже 55


организация обратной связи (вопросы, дискуссия, выполненные задания, групповая рефлексия)

 Сделать презентацию по теме "Лексика". Прислать готовые работы на мою электронную почту. Также со мною можно связаться по скайпу.


результаты (предполагаемые)

Дети овладеют ключевыми понятиями.

Узнают, какие существуют словари, научатся с ними работать.

Овладеют основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, научной терминологией, ключевыми понятиями. Разместят свои работы на сайте школы. Смогут пользоваться вики-словарями.


итоги

Дети закрепили понятия "прямое и переносное значение слов", выполнили задания на употребление в речи слов с переносным значением, обогатили словарный запас, закрепили умение работать с тестами и вики-словарем

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн