Специфика работы с учебниками географии заключается в одновременном привлечении методического аппарата учебника и других источников географической информации -компонентов УМК.
Уважаемые коллеги ,предлагаю обсудить и поделиться приёмами работы с учебником географии наиболее успешно применяемые вами.
Мы уже знаем, что изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения позволит учителям учить учащихся учиться. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Конечно, главный источник – это учебник. При помощи учебника, я формирую базовый уровень знаний. ( например,определить разницу между понятиями « горные породы» и « минералы»; или -"проанализируйте процесс «превращения» горных пород в метаморфические.")
Совершенно согласна с Ольгой Аленсандровной.Работа с учебником предполагает сочетание различных приёмов деятельности с текстом и внетекстовыми компонентами, а также усиление внимания к управлению учебной деятельностью.Стараюсь больше работать с внетекстовыми компонентами. В 6-7 классах по организации усвоения ( мотивационные вопросы, вопросы и задания на актуализацию восприятия, выводы. В 8 - 11 классах больше работаю с иллюстративным аппаратом( графические материалы, таблицы и материалы приложения. Напрмер, учебник " География 9 класс" авт Е,А. Таможняя и С.Г. Толкунова. Издательство Вентана-Граф, стр.78, рис. 46. Задания: 1 Дайте по рисунку характеристику отраслевому составу ОПК. 2. Составте тест на знание отраслевого состава ОПК. Такие задания очень нравятся детям.
Уважаемые коллеги! Вы подняли один из самых важных вопросов в деятельностном подходе концепции ФГОС: как работать с учебником географии. Несмотря на то, что мы, кажется, учим детей работать с учебником, они его не любят. Получая то или иное задание, им легче найти ответ в интернете, чем в учебнике. Так в 6 классе, организуя экскурсию на р. Кутум по теме: "Изучение форм рельефа, вод, горных пород своей местности", я дала домашнее задание: найти в учебнике, на указанной странице, определение понятий: что такое рельеф, река, пойма. Кто - то воспользовался учебником, но были и такие, кто из интернета выписал эти определения в заумной форме. Этот пример даёт нам пищу для размышления: значит, мы что-то делаем не так . Будем учиться!
В практике своей работы по характеру учебной деятельности применяю различные виды работ с методическим аппаратом учебника. В этом году появились проблемы из-за того, что дети стали вместо печатных учебников ходить с планшетами. Многие затрудняются быстро найти необходимый материал, выходят в интернет с поиском ответов на поставленные вопросы, списывают во время проверочных работ. Придется выйти на педсовет с этим вопросом.
Инновационность новых линий УМК с учётом требований ФГОС ООО предусматривает с 5 класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения. В учебниках заложены темы по разработке проектов, мини-исследований, уроки-диагностики, уроки исследования проблем, организации социальных проб, географических практик юного географа-следопыта, уроки заочного географического путешествия, уроки за страницами учебника, защита творческих работ учащихся.
Учебник – главное звено методического комплекса. Наряду с программой он занимает центральное место в целостной системе средств обучения, где все составляющие тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.
Учебник – один из методов передачи информации с помощью практической деятельности и восприятия. Можно выделить следующие приемы работы с книгой:
составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, практические работы, трудовая деятельность.
В настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников.
С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.
Комментарий был изменен с момента создания (KAR_ER76, Tue, 22/10/2013 - 08:44).
Добрый день, коллеги! Учебник, он помощник, он организатор, он источник. Сколько о нем говорят, а тема остается актуальной. Что же сейчас? Много интересных, творческих заданий, нестандартных, направленных на то, чтобы ребенок дошел до много сам, педагог помогает. Решая метапредметные задачи - ребенок должен научиться составлять план по люботу тексту, искать нужное. конспектировать. Предстоит работа с новым учебником.
Добрый вечер, коллеги! Когда мы говорим УМК, мы подразумеваем и работу с картой, и работу с местностью, и работу со статистическими данными, диаграмами, графиками, схемами, со снимками космическими, и конечно, с интернет-ресурсами. Есть необходимость, и очень большая, вовлечь основную массу детей в работу. Как уже было сказано, детям легче всего набрать в интернете, не заморачиваясь. И только самые любознательные и заинтересованные везде все посмотрят и сделают как надо. С ув. Юсупалиева Н.Ф.
Здравтсвуйте, уважаемые коллеги! Конечно, учебник главный источник знания. В своей работе я использую на уроках учебник, в основном работаем с таблицами, схемами, картами. Кроме учебника использую в работе Интернет-ресурсы и другие источники. (Материала, который дается в учебниках часто не хватает) Хотелось бы увидеть новые учебники по ФГОС более совершенными.
Добрый день. Учебник продолжает оставаться главным компонентомУМК.Сейчас работать с учебником стало легче и интереснее.Этому способствуют табпицы, диаграммы. статистические данные. интересные дополнительные факты. яркие фото ,.и дифференцированные задания.
Специфика работы с учебниками географии заключается в одновременном привлечении методического аппарата учебника и других источников географической информации -компонентов УМК.
Уважаемые коллеги ,предлагаю обсудить и поделиться приёмами работы с учебником географии наиболее успешно применяемые вами.
С уважением Рудомётова Н.П.