Вы не зарегистрированы

Авторизация



ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Размещено: Марина Юрьевна Шпакова - сб, 03/04/2010 - 21:26

Педагогический коллектив МОУ «СОШ №1» проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В школе создана про­грамма «Одаренные дети».

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с боль­шинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доми­нирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровен­ные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в на­чальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. По­этому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется раз­личными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает наде­жду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом про­гресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей. Этой задаче уделяется большое внимание в МОУ СОШ №1.

                    Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выражен­ная познавательная потребность, проявляющаяся в любознатель­ности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю­бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любозна­тельность», а последняя - в устойчивое психическое образование -«познавательную потребность».

Детская любознательность многогранна. Учащиеся посетили картинную галерею нашей школы. И одна из учениц, четверо­классница Настя Мартынова, заинтересовалась картиной А. Небольсина «Золотая пора».

Мы подобрали с ней комплект учебных справочников, обра­тились за помощью к создателям картинной галереи, и Настя стала проводить собственное исследование. Работа длилась все канику­лы и завершилась после их окончания. Начинающим исследовате­лем тщательно фиксировались все собранные данные. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде реферата о картине «Золотая пора» А. Небольси­на. Завершив исследование, Настя участвовала в I научно-практической конференции учащихся «Произведения изобрази­тельного искусства в учебно-воспитательном процессе». На кон­ференции она рассказывала о результатах своих исследований. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить мно­гое из того, на что у простого посетителя галереи не хватает ни сил, ни времени, ни желания. В школьной картинной галерее толь­ко одна картина А. Небольсина, но исследования Насти не остано­вилась только на ней. Через Интернет она нашла еще несколько его картин, и учащиеся смогли познакомиться и полюбоваться другими произведениями этого автора.

Для одаренного ребенка решение задачи не является заверше­нием рабств. Это начало будущей новой работы. «В этой способ­ности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявлен­ская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, та­кое, что не видят другие».

В школе действенным средством сохранения интереса к ис­следованиям стало творческое проектирование. Почему бы и нам  не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым объяснением всей «кухни» исследования и правилами оформления его хода и результатов? В третьем классе учащиеся уже были участниками социального проекта «Поделись теплом родного очага». Активно участвовали в проведении кон­церта для детей-сирот Таловской школы-интерната.

В 4 классе решили уже сами стать инициаторами социального проекта «От сердца к сердцу...» и участвовать в IX областном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края -гражданин России».

Способность видеть проблему там, где другие не видят ника­ких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посред­ственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ре­бенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начина­ется с удивления тому, что обыденно: «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». «Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», - писал известный психолог С.Л. Рубинштейн.

Кто-то из великих сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их послед­ствия, человеческие достоинства и недостатки. Например, «Как сохранить доброту в людях». В игровой форме четко определяют­ся объект исследования - люди и предмет исследования - доброта.

Актуальность проекта выявили, изучив социальные проблемы живущих рядом людей. На их взгляд, самыми незащищенными оказались пожилые дедушки и бабушки, и у них возникло желание поделиться теплом сердец с одинокими людьми, волей судьбы оказавшимися в трудном положении. Оказалось, что такая актив­ная гражданская позиция присуща как педагогам, так и учащимся, да и их родителям тоже.

Увеличение добра и тепла в отношениях между людьми ста­новится актуальной необходимостью. Мы видим много брошен­ных детей и стариков. По статистике, взятой ребятами у школьно­го социального педагога, только в нашей школе обучаются двое детей-сирот, 10 детей находятся под опекой, шесть инвалидов. Но,

даже находясь в таком трудном положении, дети больше защище­ны, чем одинокие старики, «списанные из жизни». Ребятам захо­телось внести свою лепту в решение этой проблемы. Пусть пожи­лые почувствуют, что о них заботится не только государство, но и дети. Конечно, они не решат проблему в глобальном масштабе, но постараются обогреть души тех пожилых людей, кто находится рядом, привлечь внимание сверстников и общественности к этому вопросу.

Да и сами станут внимательные к людям. В том числе и к сво­им родным Забушкам и дедушкам.

Завершением проекта стала защита его на IX областном кон­курсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края -гражданин России» в г. Воронеже. Ребята заняли III место. Победа в конкурсе не стала завершением проекта. Учащиеся продолжили работу и в конце учебного года съездили с новой концертной про­граммой в Таловскую школу-интернат.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неиз­вестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого прояв­ления его возможностей

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение твор­ческих проектов развивают аналитические способности, форми­руют способность принимать решения, повышают конкурентоспо­собность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе

Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.

Учащиеся 4 класса в 2008/09 учебном году принимали участие и интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:

- в ученических научно-практических конференциях (район­ная конференция «Знатоки Воронежского края» (исследователь­ская работа «Улица Володи Попова»), в I научно-практической конференции учащихся «Произведения изобразительного искусст­ва в учебно-воспитательном процессе». (Реферат о картине «Золо­тая пора» А. Небольсина|;

-  в международных конкурсах-играх по русскому языку «Рус­ский медвежонок» (Н. Гурова награждена дипломом победителя);

-  во всероссийской интеллектуальной игре «Эрудит»;

-  в IX областном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края - гражданин России»;

-  в районной и областной олимпиадах по русскому языку, ма­тематике, окружающему миру для учащихся 4-х классов. По ито­гам районной олимпиады 2008/09 учебного года Н. Гурова заняла первое место по русскому языку, а А.Попов - 1 место по матема­тике. Таким образом, все заявленные на олимпиаду учащиеся во­шли в десятку сильнейших учеников района.

Это и есть результат работы с одаренными детьми.

Педагогический коллектив МОУ «СОШ №1» проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В школе создана про­грамма «Одаренные дети».

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с боль­шинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доми­нирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровен­ные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в на­чальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. По­этому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется раз­личными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает наде­жду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом про­гресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей. Этой задаче уделяется большое внимание в МОУ СОШ №1.

                    Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выражен­ная познавательная потребность, проявляющаяся в любознатель­ности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю­бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любозна­тельность», а последняя - в устойчивое психическое образование -«познавательную потребность».

Детская любознательность многогранна. Учащиеся посетили картинную галерею нашей школы. И одна из учениц, четверо­классница Настя Мартынова, заинтересовалась картиной А. Небольсина «Золотая пора».

Мы подобрали с ней комплект учебных справочников, обра­тились за помощью к создателям картинной галереи, и Настя стала проводить собственное исследование. Работа длилась все канику­лы и завершилась после их окончания. Начинающим исследовате­лем тщательно фиксировались все собранные данные. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде реферата о картине «Золотая пора» А. Небольси­на. Завершив исследование, Настя участвовала в I научно-практической конференции учащихся «Произведения изобрази­тельного искусства в учебно-воспитательном процессе». На кон­ференции она рассказывала о результатах своих исследований. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить мно­гое из того, на что у простого посетителя галереи не хватает ни сил, ни времени, ни желания. В школьной картинной галерее толь­ко одна картина А. Небольсина, но исследования Насти не остано­вилась только на ней. Через Интернет она нашла еще несколько его картин, и учащиеся смогли познакомиться и полюбоваться другими произведениями этого автора.

Для одаренного ребенка решение задачи не является заверше­нием рабств. Это начало будущей новой работы. «В этой способ­ности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявлен­ская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, та­кое, что не видят другие».

В школе действенным средством сохранения интереса к ис­следованиям стало творческое проектирование. Почему бы и нам  не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым объяснением всей «кухни» исследования и правилами оформления его хода и результатов? В третьем классе учащиеся уже были участниками социального проекта «Поделись теплом родного очага». Активно участвовали в проведении кон­церта для детей-сирот Таловской школы-интерната.

В 4 классе решили уже сами стать инициаторами социального проекта «От сердца к сердцу...» и участвовать в IX областном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края -гражданин России».

Способность видеть проблему там, где другие не видят ника­ких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посред­ственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ре­бенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начина­ется с удивления тому, что обыденно: «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». «Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», - писал известный психолог С.Л. Рубинштейн.

Кто-то из великих сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их послед­ствия, человеческие достоинства и недостатки. Например, «Как сохранить доброту в людях». В игровой форме четко определяют­ся объект исследования - люди и предмет исследования - доброта.

Актуальность проекта выявили, изучив социальные проблемы живущих рядом людей. На их взгляд, самыми незащищенными оказались пожилые дедушки и бабушки, и у них возникло желание поделиться теплом сердец с одинокими людьми, волей судьбы оказавшимися в трудном положении. Оказалось, что такая актив­ная гражданская позиция присуща как педагогам, так и учащимся, да и их родителям тоже.

Увеличение добра и тепла в отношениях между людьми ста­новится актуальной необходимостью. Мы видим много брошен­ных детей и стариков. По статистике, взятой ребятами у школьно­го социального педагога, только в нашей школе обучаются двое детей-сирот, 10 детей находятся под опекой, шесть инвалидов. Но,

даже находясь в таком трудном положении, дети больше защище­ны, чем одинокие старики, «списанные из жизни». Ребятам захо­телось внести свою лепту в решение этой проблемы. Пусть пожи­лые почувствуют, что о них заботится не только государство, но и дети. Конечно, они не решат проблему в глобальном масштабе, но постараются обогреть души тех пожилых людей, кто находится рядом, привлечь внимание сверстников и общественности к этому вопросу.

Да и сами станут внимательные к людям. В том числе и к сво­им родным Забушкам и дедушкам.

Завершением проекта стала защита его на IX областном кон­курсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края -гражданин России» в г. Воронеже. Ребята заняли III место. Победа в конкурсе не стала завершением проекта. Учащиеся продолжили работу и в конце учебного года съездили с новой концертной про­граммой в Таловскую школу-интернат.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неиз­вестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого прояв­ления его возможностей

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение твор­ческих проектов развивают аналитические способности, форми­руют способность принимать решения, повышают конкурентоспо­собность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе

Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.

Учащиеся 4 класса в 2008/09 учебном году принимали участие и интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:

- в ученических научно-практических конференциях (район­ная конференция «Знатоки Воронежского края» (исследователь­ская работа «Улица Володи Попова»), в I научно-практической конференции учащихся «Произведения изобразительного искусст­ва в учебно-воспитательном процессе». (Реферат о картине «Золо­тая пора» А. Небольсина|;

-  в международных конкурсах-играх по русскому языку «Рус­ский медвежонок» (Н. Гурова награждена дипломом победителя);

-  во всероссийской интеллектуальной игре «Эрудит»;

-  в IX областном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края - гражданин России»;

-  в районной и областной олимпиадах по русскому языку, ма­тематике, окружающему миру для учащихся 4-х классов. По ито­гам районной олимпиады 2008/09 учебного года Н. Гурова заняла первое место по русскому языку, а А.Попов - 1 место по матема­тике. Таким образом, все заявленные на олимпиаду учащиеся во­шли в десятку сильнейших учеников района.

Это и есть результат работы с одаренными детьми.


 

 

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория