Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ подрастающего поколения

Фото пользователя Валентина  Григорьевна Суворина
Размещено: Валентина Григорьевна Суворина - чт, 15/04/2010 - 16:38

 

ВВЕДЕНИЕ
 
Отечественная культура на протяжении всех веков неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие непрерывно складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом.
Одной из особенностей формирования российской культуры является развитие религии сосредоточенной на духовности. Религия способствовала развитию духовных и нравственных принципов. Наработка толерантных отношений – одно из главных условий развития многонационального общества.
Рубеж веков как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Под ценностями понимают то, что свято для конкретного человека - Добро, Истина и Красота. Именно эти и другие ценности постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.
 Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Сегодняшняя пропаганда  европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.
Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
В Толковом словаре русского языка душа определяется как «…внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «…совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека».
Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.
Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения  как подвижника возрождения и развития нации должен составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.
Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.
Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий – сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.
Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.
Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.
Духовная личность – это человек, приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства.
Духовный человек – это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном. Духовное формирование, осознание своей сопричастности жизненно важным, судьбоносным проблемам общества – итог не только собственных усилий. Важное звено здесь – правильно поставленная и организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающих поколений.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.
Данная программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательном учреждении.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, нового, гуманистически направленного, воспитательного потенциала системы образования.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательного учреждения. Программа предназначена для средне-специальных образовательных учреждений. Данная Программа разработана на основе проекта программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения (1).
 
 
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
 
Формирование личности студентов в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;
- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;
- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;
- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека;
- выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;
- уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения;
- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
Понимая культуру как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, следует выделять основной предмет культуры, определяющий ведущие направления в воспитании духовно-нравственной личности: правовая культура, культура поведения (этикет), экологическая культура, сексуальная культура.
Формирование экологической культуры как элемента духовно-нравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису из-за неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям.
Поиск новых, эффективных методов непрерывного экологического образования, использование доступных возрасту природоохранных мероприятий и многое другое – требование сегодняшнего дня.
Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человека, определяемое как сексуальная культура, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Произошедшие в последнее время социальные процессы повлекли за собой изменения в сексуальной морали общества. Серьезные упущения в нравственном и половом воспитании молодежи стали причиной того, что декларированные в нашей стране демократические принципы распространились и на сферу интимных отношений. Толкование понятия «свобода» стало отождествляться с беспорядочным, безнравственным удовлетворением своих потребностей. При этом подростки имеют чрезвычайно низкий уровень навыков в области личной гигиены и гигиены половой жизни, знаний о контрацепции, возможности заражения инфекцией при половом контакте. К тому же части молодых людей несвойственно чувство ответственности за партнера, за зарождающуюся будущую жизнь.
Задача педагога состоит в распространении и утверждении научно обоснованных сведений по вопросам здоровой сексуальной жизни и профилактике ее нарушений, в воспитании навыков, обеспечивающих репродуктивное здоровье подрастающего поколения. Сексуальная культура в значительной мере определяет также гармоничность супружеской и семейной жизни.
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:
·          знание традиционных устойчивых норм поведения;
·          представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
·          нормативная система этикета.
Воспитательная работа в указанной области требует формирования у воспитанников именно этих компонентов. Разработка действенных, практико-ориентированных методов и средств развития правильного, соответствующего социальным нормам поведения возможна при условии создания системы взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций. В то же время, опираясь на роль народных традиций в современном воспитании, необходимо приобщать детей к народным этикетным традициям, к духовным и нравственно-этическим ценностям народа.
Успехи на пути формирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.
В то время как интерес населения к правовой информации возрастает, и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры.
Воспитание правовой культуры предполагает формирование умений видеть ценность права и его социальную роль, правовым способом разрешать конфликты.
Задача образовательных учреждений – способствовать развитию правовой культуры учащихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, а главное – через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Этому должно способствовать использование различных форм обучающей деятельности: право как учебный предмет, факультативные занятия, классные часы, общешкольные мероприятия, интеграция нескольких учебных дисциплин, участие студентов в деятельности учреждений дополнительного образования, реализующих образовательную программу правового воспитания.
В сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Предлагаемую Программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения студентов Бузулукского Финансово-экономического колледжа следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной программы в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.
 
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
 
Цель Программы – обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека – гражданина – семьянина – родителя – специалиста-профессионала.
 
Задачи Программы:
-    повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания в системе образования;
-   укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
- развитие системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций народов, населяющих Республику Башкортостан;
- совершенствование системы повышения квалификации работников социально-педагогической сферы, обновление содержания профессиональной подготовки педагогов с учетом необходимости профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства;
- развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры; формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
- внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании студенческих коллективов и в индивидуальном развитии личности;
- осуществление финансовой поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений, совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
-   развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;
-   оказание помощи семье в решении проблем в духовно-нравственном воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
-   повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи;
-   повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.
 
 
3. Духовно-нравственное воспитание в
 Бузулукском финансово-экономическом колледже.
 
 
Бузулукский финансово-экономический колледж осуществляет подготовку специалистов в экономической, финансовой и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования оказывает преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Развитие духовно-нравственного воспитания предполагает решение следующих задач:
- возрождение региональных центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
-    развитие досуговой, клубной деятельности как особых сфер жизнедеятельности студентов и функционирования молодежной субкультуры;
-    развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в Бузулукском финансово-экономическом колледже;
-    изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона;
-     участие преподавателей колледжа в решении возникающих внутрисемейных проблем.
Решение выделенных задач возможно при:
-    оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания;
-    разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям БФЭК, а также модели специалиста, которого здесь готовят;
-    сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;
-    создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, реализация педагогических наклонностей и др.).
 

Мероприятия
Срок
Исполнитель
 
Разработка концепции развития духовно-нравственного воспитания колледжа
2008
В.Г.Суворина
1.
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей студенческих групп по организации духовно-нравственного воспитания
2008-2009
 
2.
Создание Центра молодежи с программой деятельности по духовно-нравственному развитию
2008-2011
 
3.
Организация клубной деятельности студентов, направленной на формирование духовной личности
2008-2011
 
4.
Приобщение студентов к здоровому образу жизни
2008-2011
 

 
 
 
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения.
 
 
4.1. Развитие нормативно-правовой базы
 
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения как полноценного социального института. Необходимо определение стратегии, принципов и систем воспитания; границ воспитательного пространства и его субъекта; баланса семейного и общественного воспитания; соотношения религиозного и светского воспитания; экспертизы и контроля процессов воспитания; разграничения полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др. Важно законодательно определить направления духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, способов защиты от информации, наносящей вред их благополучию.
В связи с этим целесообразно сформировать оригинальную концепцию правового регулирования духовно-нравственного воспитания молодежи.
 

Мероприятия
Срок
Исполнитель
1.     
Разработка рекомендаций об организационном и методическом обеспечении взаимодействия образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями
 
 
2.     
Разработка рекомендаций о порядке введения в образовательные учреждения должностей: руководитель МО классных руководителей,  педагог-психолог, социальный педагог
 
 
3.     
Разработка минимальных социальных стандартов, включающих услуги по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях
 
 
4.     
Подготовка предложений о разработке проекта плана совместной деятельности общественных, системы образования, средств массовой информации по созданию и распространению средств наглядной агитации, передач в СМИ и других материалов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения
 
 

 
 
 
4.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
 
Обеспечение готовности специалистов БФЭК к решению проблем и современных задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является ключевым вопросом всей предстоящей работы по реализации Программы.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности в целом и духовно-нравственного воспитания в частности требует существенных изменений. Необходимо для специалистов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности предусмотреть систему их переподготовки и повышения квалификации.
 

Мероприятия
Срок
Исполнитель
1.
Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров по проблемам духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования
2008
МО
2.
Обобщение опыта работы педагогических вузов и колледжей по подготовке специалистов в области воспитания и дополнительного образования детей, подростков и молодежи
2008-
МО,
педвузы, педколледжи
3.
Разработка программы элективного курса для слушателей курсов повышения квалификации по теме “Культура речи – духовная культура человека”
200
 
4.
Подготовка и переподготовка педагогов, разработка соответствующего научно-методического сопровождения
 
 

 
 
 
 
 
4.3. Научное обеспечение
 
Реализация Программы предусматривает последовательный системный анализ духовно-нравственного воспитания студентов в БФЭК, создание механизмов воспитательных процессов и их осуществление, мониторинг развития воспитательных систем, создание соответствующей информационной системы. Исследовательская работа по обеспечению развития духовно-нравственного воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания студентов, передового педагогического опыта.
Основными направлениями исследований в области воспитания являются:
-    анализ состояния проблем духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях и в БФЭК;
-    разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;
-    поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.
 
 
 

Мероприятия
Срок
Исполнитель
1.
Разработка и реализация программ по воспитанию у подрастающего поколения устремления к высшим духовным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование чувства ответственности за сохранение ее достижений
 
 
2.
Проведение научной дискуссии «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях: развитие содержания и механизмов»
 
 
3.
Проведение исследований  влияния этической и эстетической компоненты воспитательного процесса на состояние психологического здоровья
 
 
4.
Проведение региональной научно-практической конференции «Духовность и образовательный процесс»
 
 
5.
Разработка методических рекомендаций по проведению Дня Культуры в образовательных учреждениях
 
 
6.
Разработка мероприятий, учитывающих специфику духовно-нравственного воспитания
 
 
7.
Создание экспериментальных площадок по отработке различных моделей духовно-нравственного воспитания студентов
 
 
8.
Проведение НПК, семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
 
 

 
 
4.4. Программно-методическое и информационное обеспечение
 
Для реализации духовно-нравственного воспитания студентов необходима работа по созданию конкретных направлений развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными задачами этой работы становятся:
-    разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания;
-    решение комплекса вопросов по вопросам повышения квалификации педагогов - организаторов воспитательной деятельности;
-    проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания;
-    формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации направлений воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований;
-    расширение сотрудничества со СМИ в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритетов общечеловеческих ценностей.
 

Мероприятия
Срок
Исполнитель
1.
Разработка методических разработок по реализации программ духовно-нравственного воспитания
 
 
3.
Использование СМИ в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
 
 
4.
Проведение родительских собраний по проблемам духовно-нравственного воспитания студентов
 
 
5.
Разработка системы воспитательной работы по формированию экологической культуры, правовой культуры, сексуальной культуры, культуры поведения
 
 
6.
Работа со средствами массовой информации по освещению лучшего опыта организации воспитательной работы
 
 
7.
Создание базы данных передового опыта, систем воспитания по каждому направлению духовно-нравственного развития детей, подростков и молодёжи
 
 
8.
Организовать выступления по ТВ специалистов в области воспитания
 
 
9.
Ходатайствовать перед Областным отделом образования о создании Совета по экспертизе детских и юношеских теле- и радиопередач
 
 
10.
Разработка примерного «Календарно-тематического планирования» экспериментальных элективных курсов: «Ценности современной семьи»
 
 
11.
Создать на сайте БФЭК вебстранички «Задай вопрос – и мы ответим» по проблемам прав человека, культуре поведения, культуре половых взаимоотношений и др.
 
 
12.
Организация конкурсов, презентаций лучшей модели воспитательной работы по формированию экологической, правовой, сексуальной, поведенческой культуры студентов
 
 

 
 
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Реализация Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на 2008-2011 годы предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях на основе широкого общественного согласия. К ожидаемым результатам относятся:
-      подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности;
-      повышение культурного уровня образовательного процесса;
-      развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
-      создание условий для развития духовной личности;
-      поддержка инновационной деятельности педагогических работников и развитие научно-педагогического потенциала, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций;
-      оптимизация учебной нагрузки, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья студентов и педагогических работников.
 
 
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
 
Координация и контроль выполнения Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на 2008-2011 годы осуществляется директором БФЭК.
Программа реализуется за счет средств текущего финансирования в пределах бюджета в БФЭК.
 
 
 
Литература:
 
 
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". - М.: 1999. - 144 С.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка 
3. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241
4.   Потаповская О.М. «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» М.: Издательство "Планета 2000", 2002
5. Святитель Феофан Затворник Спасение в семейной жизни. - М.: 1995. - 63 С.
6. Священник Сергей Молотков «Практическая энциклопедия. Православие от А до Я». Сатисъ Санкт-Петербург,2003
7. Старец Паисий Святогорец. «Мысли о семье христианской". - М., 2001. - 63 С.
8. «С болью и любовью о современном человеке» Перевод на русский язык иеромонаха Деримедонта (Сухинина). Издательский дом «Святая гора», М., 2005.
        9. Рахматуллина З.Я., Галяутдинова С.И. и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: Программа (проект). – Уфа, 2004. – 29 с.
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Валентина  Григорьевна Суворина

На: Рабочая программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ подрастающ


Программа по духовно-нравственному воспитанию является примерной. Она может быть изменена на ваше усмотрение. Программа помогает строить воспитаттельную работу в учебном заведении.

Суворина Валентина


Поиск

Loading