Открытый урок
на тему:
Борис Заходер «Считалия».
Литературные игры.
урок литературного чтения 2 класс
Подготовила и провела:
Короткова Е.А., учитель
начальных классов скош №89
Набережные Челны
2005
|
Тема урока: Борис Заходер. «Считалия». Литературные игры.
Цель: углубить и систематизировать знания детей о считалках,
-продолжить работу над выразительностью речи,
-создать условия для формирования навыка беглого, осознанного и выразительного чтения,
-способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания,
-воспитывать активность и самостоятельность на уроке
Вид урока: урок-игра
Тип урока: развивающий
Оборудование:
- выставка книг «Считалочки»,
-маски кошки и мышки,
-корзиночка с лентами, помадой и т.п.,
- сувенирный самовар,
- две картофелины,
-таблички со словами (высоко – низко, далеко – близко, пол – потолок, потерял – нашел, трус – храбрец, начало – конец)
Ход урока:
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
-Сегодня у нас будет необычный урок, урок-игра.
2.Пальчиковая гимнастика
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал!
3.Речевая зарядка
Ро-ро-ро - доброе утро
Рок-рок-рок – начался урок
Гра-гра-гра – хорошая игра
4.Постановка целей и задач урока
Сегодня будем мы читать,
Считалки четко повторять,
А также думать – не молчать,
И на вопросы отвечать!
5.Проверка домашнего задания
а) Беседа.
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
-Что такое считалка? (Считалка – стишок, который произносится нараспев.)
(С помощью считалок распределяют участников игры.)
-Кто придумал считалку? Зачем?
-Какие бывают считалки? (Считалки бывают народные и авторские.)
-Как нужно произносить считалки? (Четко, ясно, плавно, громко.)
б) Игра «Кошки-мышки»
Все, кто выучил «Мышкину считалку» будут «мышками». А те, кто выучил «Кошкину считалку» - кошками. По сигналу учителя одновременно «кошка» и «мышка» начинают рассказывать каждый свою считалку. Кто не ошибся, тот победил.
в) Выставка рисунков
-Догадайтесь, к какой считалке относится рисунок.
Ученики рассказывают наизусть несколько считалок.
г) Предметы-загадки
- Догадайтесь, в каких считалках встречаются эти предметы. Прочитайте считалки.
-Корзинка с лентами (Я шла, шла, шла
И корзиночку нашла…)
-Самовар (Аты-баты шли солдаты…)
-Картофелины (Раз картошка, два картошка…)
6. Работа со стихотворением Б. Заходера «Считалия»
а) До чтения
-Ребята, вы уже знаете, что есть такая волшебная страна Вообразилия.
Кто придумал эту страну? (Борис Заходер.) Вспомните строчки из этого стихотворения. (Дети читают строчки из стихотворения Б.Заходера «Моя Вообразилия»)
А как бы назвали волшебную страну, в которой живут все считалочки?
б)Чтение авторского текста (стр.96, 2-й абзац)
-Что же такое «Считалия»: считалка или стихотворение?
в)Чтение стихотворения про себя.
Вопрос после чтения.
-Почему автор называет Считалию «краем чудес»?
г) Чтение по строфам вслух и беседа по ходу.
1-я строфа.
-Почему в Считалии мы бываем тогда, когда играем в какую-нибудь игру? А это любая игра или нет? (Там, где нужно распределить роли.)
Продолжите строку, в которой многоточие. Назовите такие игры.
2-я и 3-я строфы.
-Кто это такой Заяц Белый? Из какой он считалочки? Расскажите ее.
-Герои, каких еще считалок вам знакомы? Расскажите считалочки.
4- 7-я строфы.
-Что вы представляете, читая эти строфы?
-Почему солдаты добрые?
-Какие знакомые считалки встретили?
8-я строфа.
-Как понимаете 1-ю строчку? (Считалки – это игра, это детство, это радость. Дети в игре забывают все свои беды. Там где веселье, нет места печали.)
д) Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.
е)Заключительная беседа
- Представьте себе Считалию. Расскажите, что и где в ней находится. (Ответы детей.)
- Молодцы!
7. Физкультминутка
-Встаем в круг! (Дети идут по кругу и выполняют движения.)
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура!
8.Литературная игра. А.Шибаев «Подскажи словечко»
а) Чтение авторского текста стр.99
б) Чтение стихотворений учителем. Ученики договаривают слова, чтобы получилась рифма.
9.Заключительная игра
А вот прощальная игра
Нам книгу закрывать пора
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово ВЫСОКО
А ты ответишь ………(НИЗКО)
Скажу я слово -ДАЛЕКО
А ты мне скажешь ……(БЛИЗКО)
Скажу я слово - ПОТОЛОК
И ты ответишь …(ПОЛ)
Скажу я слово - ПОТЕРЯЛ
И скажешь ты …..(НАШЁЛ)
Скажу тебе я слово -ТРУС
Ответишь ты ….(ХРАБРЕЦ)
Теперь НАЧАЛО я скажу
Ну, отвечай… (КОНЕЦ)
10.Итог урока
-О чем говорили сегодня на уроке?
-Чем интересны и необычны считалки?
-Кто был сегодня лучшим знатоком считалок?
-А кто рассказывал считалки наиболее выразительно?
11. Домашнее задание (на выбор):
-выучить любые считалочки из предложенных книг;
-сочинить две строчки для игры «Подскажи словечко»
-проиллюстрировать фрагменты «Считалии»
Внеклассное мероприятие
на тему:
«Красный, желтый, зелёный»
Подготовила и провела:
Короткова Е.А., учитель
начальных классов с(к)ош №89
Набережные Челны
2006
|
Тема: «Красный, желтый, зеленый».
Сценарий внеклассного мероприятия.
Цель: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания о правилах дорожного движения. Воспитывать навыки сознательного и дисциплинированного поведения на дороге.
Действующие лица:
Петя Светофоров – инспектор дорожного движения
Светофор
Цветные человечки (Красный, Желтый, Зеленый)
Оборудование: разрезные дорожные знаки, сигналы светофора в виде жезлов, на стульях зрителей карточки красного, желтого, зеленого цветов, три обруча, три мешочка с песком, призы, памятки по ПДД.
Петя: Здравствуйте, ребята! Я – Петя Светофоров – инспектор дорожного движения.
Я слежу, чтобы на дорогах всегда соблюдались правила дорожного движения. Но когда у меня выдается свободная минутка, я сочиняю загадки. А ну-ка отгадайте хотя бы одну.
Он имеет по три глаза
По три с каждой стороны
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу-
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?
Дети: Светофор!
Петя: Верно! Эй, Светофор! Где там твои Цветные человечки? Пусть повеселят ребят!
Выбегают Цветные человечки – Красный, Желтый, Зеленый.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горим и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – Светофор,
Мы три родных брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Красный свет:
На светофоре – красный свет!
Опасен путь – прохода нет!
Желтый свет:
А если желтый свет горит
Он – «Приготовься!» - говорит.
Зеленый свет:
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь – переходи!
Петя: А вы, ребята, знаете правила дорожного движения?
Учитель: Петя, наши ребята готовы показать тебе свои знания.
Зрители делятся на три команды «Красные», «Желтые», «Зеленые» (по цвету карточек на стульях)
Петя: Ну что ж, проверим. Для начала ответьте на вопросы Светофора.
Конкурс «Разминка»:
- Где должны ходить пешеходы? ( По тротуару.)
- А где ездят машины? ( По проезжей части.)
- Где можно перейти улицу? ( По переходу.)
- На какой свет могут двигаться машины? (На зеленый.)
- При каком свете двигаться нельзя? (При красном.)
-Молодцы! С разминкой вы справились. А теперь задания посложнее.
Конкурс «Собери дорожный знак»
Каждая команда получает разрезанный на части знак. Задача игроков – собрать и назвать данный знак.
Красный человечек:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. Что это за знак?
Желтый человечек:
Шли из школы мы домой,
Видим - знак над мостовой.
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. Что это за знак?
Зеленый человечек:
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор
Я тру глаза, гляжу в упор
Шоссе закрыто на запор?
А это что за знак?
Конкурс «Что можно и что нельзя?»
Учитель показывает командам дорожные знаки и объясняет подписи к ним. Затем знаки показываются ещё раз, но уже без подписей к ним. За правильный ответ очки не выставляются. За неправильные – дают штрафные очки. Побеждает та команда, у которой окажется меньше штрафных очков.
Конкурс «Подскажи словечко»
Учитель читает стихотворные строчки, команды подсказывают слова.
Мы на улицу пошли
Светофора не нашли.
Как дорогу перейти,
Если «зебра» на пути!
Мы решали, мы гадали,
Что же это за проход?
А потом мы все узнали
«Зебра» - это …(переход.) Там, где есть машин поток
Дорожных, знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит, там ….(дорога.)
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его - …(дорожный знак)
Конкурс капитанов «Грузовики»
Капитаны держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им нужно доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?
Конкурс «Сложи слово»
Каждой команде дается задание сложить из букв слова:
ГИБДД, ДПС, ПДД
- Пока жюри подводит итоги, давайте поиграем.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Петя: Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Петя: Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
(Дети молчат.)
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой.
(Дети молчат)
Знает кто, что красный свет-
Это значит – хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Игра «Внимание, пешеход!»
Светофор показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех сигналов светофора. Участники при виде красного делают шаг назад, при виде желтого – стоят на месте, при виде зеленого – два шага вперед. Тот, кто ошибся, лишается права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.
Заключительная часть
Жюри подводит итоги всех конкурсов. Команды получают призы.
Петя Светофоров прощается с ребятами. Всем участникам вручает памятки по правилам дорожного движения.
- Помните правила движения,
Как таблицу умножения!
Внеклассное мероприятие
на тему:
«День матери»
Подготовила и провела:
Короткова Е.А., учитель
начальных классов с(к)ош №89
Набережные Челны
2004
|
Цели: Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей. Сплотить семейный коллектив. Воспитывать уважительное отношение к маме и бабушке.
Подготовка к празднику:
Выпускается газета, посвященная мамам. В газете фотография каждой мамы, а под ней поздравления и пожелания. Дети готовят стихи-поздравления.
Столы расставлены как в кафе, на них яркие салфетки, сладкая вода, шоколад и фрукты.
Ведущая: Как хочется нам много слов сказать
Всем женщинам земли любимой нашей.
Здоровья им и счастья пожелать,
Надежд, терпенья, радости, удачи!
Выходит группа детей и читает поздравительные стихи:
1-й уч-ся: Есть мама у жеребенка,
2-й: Есть мама у львенка,
3-й: Есть мама у самого маленького котенка.
4-й: И у ребенка есть мама,
5-й: Любимая, славная самая.
1-й: Кто пришел ко мне с утра?
Все: Мамочка!
2-й: Кто сказал вставать пора?
Все: Мамочка!
3-й: Кашу кто успел сварить?
Все: Мамочка!
4-й: Чаю в чашку мне налить?
Все: Мамочка!
5-й: Кто косички мне заплёл?
Все: Мамочка!
6-й: Целый дом один подмёл?
Все: Мамочка!
7-й: Кто ребячий любит смех?
Все: Мамочка!
8-й: Кто на свете лучше всех?
Все: Мамочка!
Мальчики дарят мамам танец «Морячок»
Ведущий: А сейчас наши семейные команды весело и дружно поиграют.
1 конкурс «Мой дом – моя крепость»
Каждой семейной команде предлагается набор игрушечного строительного материала. Задача команды – построить самый высокий дом.
2 конкурс «Зимняя рыбалка»
На полу лежат обручи. Это «прорубь». Внутри обруча – «рыба».
Мама и ребенок по очереди надевают шапку, шарф и одну варежку. Варежкой «ловят» рыбу. Задача – как можно быстрее и больше «наловить рыбы».
3 конкурс «Вода из родника»
На одной стороне площадки ведерко с водой, а в другой стороне – пустой стакан.
Задача игроков – зачерпнуть деревянной ложкой воду из ведра, донести её до стакана. Стакан нужно наполнить водой. Мама и ребенок бегают по очереди.
4 конкурс «Десерт»
Мамы «по следам» передвигаются к корзине с фруктами и бросают фрукты детям. Задача ребенка – поймать как можно больше фруктов в ведерко.
Ведущий: Спасибо всем семейным командам за участие в наших конкурсах-играх. Все получают памятные сувениры.
Ребята поют «Песенку мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова Д.Непомнящего)
Затем приглашают мам и бабушек за праздничный стол.
Мальчики читают по ролям стихотворение С.Баруздина «Хозяин».
Наша мама на работе,
На работе старший брат.
-Сколько у тебя заботы!-
Мне соседи говорят.
Я решил за дело взяться.
Если мамы дома нет,
Должен кто-то постараться
Приготовить нам обед.
Я посуду перемою
И порядок наведу:
Все тетрадки и игрушки
Я на место уберу.
Мама с братом скажут: «Знаем:
Не парнишка – просто клад!
В этом доме есть хозяин
Хоть и ростом маловат».
Ведущий: А вы ребята помогаете мамам и бабушкам? Сейчас мы это проверим. Дети сами объединяются в команды. Жюри – мамы и бабушки.
1 задание. Перед праздником надо навести порядок в квартире. На полу разбрасываются фантики от конфет (не мятые) разных видов. Каждый участник должен собирать только свои фантики. (Фантиков каждого вида должно быть 6-8 шт.)
2 задание. Готовим праздничную одежду. Участники конкурса пришивают по две пуговицы.
3 задание. Нарядить младшую сестренку. Участники конкурса завязывают бантики девочкам. Ленты должны быть одинаковой длины; капроновые.
4 задание. Надо запеленать самого младшего члена семьи. Участники конкурса пеленают куклу. Оценивается скорость, но главное аккуратность.
Ведущий: Молодцы! Со всеми заданиями справились.
1 ученик: Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам,
Мы за все, за все, родные
Говорим:
Все: «Спасибо вам!»
Дети вручают подарки, сделанные своими руками, мамам и бабушкам.
Открытый урок
на тему:
«Морское путешествие»
урок математики 1 класс
Набережные Челны
2005
|
Цель:
1.Закрепить знание детей о составе чисел, работать над числовым рядом
2.Развивать мыслительные операции, речь, внимание, память
3. Воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание с одноклассниками
Оборудование: изображение кота Матроскина, корабликов, корабль пиратов,бумажные фигурки пиратов, мышек; числовой ряд, карточки с заданиями, бинокль, медали
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам совершить открытия на этом уроке.
2. Сообщение темы
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл кот Матроскин. Он узнал, что мы отправляемся в плавание на корабле. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
*быть внимательными;
*правильно выполнять задания;
*не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
*регулярно выполнять физкультминутки
3. Речевая зарядка
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плещет теплая вода
В берега, в берега
Кораблик очень смелый
Бури не боится,
В море-океане
Не хочет заблудиться.
4. Работа по числовому ряду
(В тетрадях некоторых детей лежат вырезанные из бумаги мышки, на которых написаны числа от 5 до 10)
- Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. Поищите их у себя на столе. Нашли? Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске.
Дети выходят к доске и становятся в любом порядке в одну линию.
-На каждой мышке записано число. Давайте прочтем.
-По порядку они расположены? (Нет)
-Встаньте так, чтобы они расположились по порядку: от 5 до 10.
Дети встают по порядку. Учитель задаёт вопросы классу:
-Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9?
-Назовите «соседей» числа 6;8;10?
-Какое число больше, чем 6, на 1? Меньше 6,на 1?
-Каких чисел не хватает в ряду?
-Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И Матроскин их обижать не будет.
5.Решение примеров у доски. Игра «Точно по курсу»
На доске запись: 2+7= 3+2= 5+2=
8-2= 4-1= 6-2=
Вокруг примеров рисунки с изображением корабликов. На парусе каждого записаны числа: 9,6,5,3,7,4, которые являются ответами к данным примерам.
- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей! Видимо был шторм, и кораблики сбились с курса. Надо помочь провести кораблики точно по курсу.
К доске выходят три ученика – по количеству столбиков. Ученики решают примеры, находят кораблики с нужным ответом. Кто быстрее справиться, то становится капитаном.
Капитан проводит физминутку.
6. Физкультминутка «Смелый капитан» (и.п. – стоя)
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали,
И от качки все упали. (Сели на место)
7. Работа в тетрадях
-А сейчас нам необходимо сделать записи в бортовых журналах. Проверьте свое рабочее место, сядьте подобнее. Постарайтесь, чтобы бортовые журналы лежали правильно, а записи были аккуратными.
-Какая сегодня дата? Запишите.
Чистописание:
-Продолжите узоры до конца строки.
8. Решение примеров
-Капитан, все ли спокойно в океане? Мне кажется в дали показался пиратский корабль. (на доске появляется макет корабля, в его прорези вставлены бумажные фигурки пиратов)
-Они хотят на нас напасть! Приготовиться к бою! Взяли наше оружие – ум, быстроту и смекалку! Правильно решил пример – отбил пирата: (из прорези вынимается пират)
2+1; 3-1; 5+1; 6-1; 9+1; 8-1
-Объявляю благодарность самым отважным матросам. А теперь отдохнем и проведем гимнастику для пальчиков.
9. Гимнастика для пальчиков
«Лодочка»:
-Маленькая лодочка по реке плывет
-На прогулку лодочка малышей зовет!
«Рыбка»
-Рыбка-малютка по речке плывёт,
-Рыбка-малютка хвостиком бьёт.
10.Состав числа.
Для игры используются рисунки с изображением рыбок. На них с одной стороны примеры по составу чисел (2+3, 3+4, 6+1 и т.п.), а с другой стороны – числа, являющиеся ответами (5,6,7 и т.п.)
Учитель показывает детям рыбки с той стороны, где записан ответ. Ученик, который назвал пример, записанный на обратной стороне, считается хорошим рыбаком, т.е. он поймал рыбку.
Одновременно проводится соревнование между рядами. Ряд, который больше всех поймает рыбок получает флажок.
-Молодцы! Кто справился возьмите задание от кота Матроскина.
11. Работа по карточкам с геометрическим материалом
Детям предлагается сосчитать количество геометрических фигур и записать ответ на карточке.
12. Итог урока
-Наше путешествие удачно закончилось. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной земле.
-Что вам особенно запомнилось?
-Какое задание было самым трудным? А самым интересным?
Кот Матроскин благодарит всех за удачное морское путешествие и дарит памятные медали каждому члену экипажа.
Открытый урок
на тему:
«Подготовка зверей к зиме»
урок развития речи 2 класс
Подготовила и провела:
Короткова Е.А., учитель
начальных классов с(к)ош №89
Набережные Челны
2005
|
Тема: «Подготовка зверей к зиме»
Цель: расширить представления детей о приспособлении животных к природным условиям с наступлением зимы; путем наблюдений и решением логических задач подвести к выводу об особенности жизни белки, подготовки её к зиме; обогащать словарный запас детей, развивать речь, образное мышление, воображение; воспитывать любовь к животным
Оборудование: картина «Белка в лесу», записи звуков леса, магнитофон, игрушка Лесовичок; корзиночка, орехи, муляжи грибов, шишки, кусочек меха серого цвета
Ход урока:
1.Организация класса. Речевая зарядка
-Сегодня у нас на уроке необычный гость. Он проделал долгий путь. Грустно стало в осеннем лесу, дует холодный ветер, часто идет дождь. Вот и решил Лесовичок заглянуть к нам на огонек. Пришел он не с пустыми руками, а с корзинкой полной загадок и сюрпризов. Разгадать их смогут самые внимательные и наблюдательные. Готовы работать? (Да)
Проведем речевую разминку:
Ветерок шумит, шумит – шу-шу-шу Поднимает пыль столбом – бом-бом-бом
В трубах громко он гудит – у-у-у Дует он везде кругом – гом-гом-гом!
2. Актуализация опорных знаний
-Какую же загадку приготовил Лесовичок?
1 загадка.
-Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в холодном осеннем лесу. Послушаем звуки леса.
Звучит хор лягушек, крик гусиной стаи, свист большой синицы, голос кукушки.
Дети определяют несоответствие лесных звуков времени года.
-Когда можно услышать такие звуки? (Весной, летом)
-А сейчас какое время года? (Поздняя осень) Живая природа готовится к встрече зимы. Что вы знаете о подготовке животных к зиме? (Птицы улетели на юг. Насекомые прячутся глубоко под кору деревьев. Лягушки и змеи засыпают. Ежи, медведи готовятся к спячке.)
-Давайте покажем, как тихо стало в лесу, как все замирает.
(Дети слушают тишину.)
-Лесовичок приготовил вам вторую загадку.
2 загадка.
Пышный хвост торчит с верхушки Щелкает орехи мелко,
Что за странная зверушка? Ну, конечно, это…(белка)
На доске появляется картина с изображением белки и запись: «Белка»
3. Изучение особенностей белки
-Рассмотрите картину. Кто это? (Белка)
-Где живет этот зверек? (В лесу, на деревьях)
-А какие особенности белки позволяют ей жить на деревьях?
Для того, чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, составим план описания белки.
Заслушиваются варианты ответов детей. Формируется план.
План:
1 Окраска
2 Форма тела
3 Глаза и уши
4 Строение лап
5 Хвост
В соответствии с планом идет описание белки. Дети высказываются, учитель обобщает и систематизирует ответы детей.
1. Окраска шерсти
Белка имеет рыжую окраску. Рыжий цвет сливается со стволами деревьев и белка становится незаметной. (Показать кору дерева и цвет шерсти на картинке)
2. Форма головы и тела
Тело продолговатое, мускулистое, маленькая заостренная головка. (Ученик выходит к доске и показывает на картинке голову и тело зверька)
3. Глаза и уши
Глаза большие, хорошо видят. Зоркие глаза. (Показать на картинке)
Уши крупные, с кисточками на концах. Чуткие уши. (Показать на картинке)
4. Строение лап
Лапки короткие, сильные, с большими когтями. Задние лапы длиннее передних. Они помогают отталкиваться при прыжке. Передние лапки с хорошо развитыми пальцами, чтобы зверьку было удобно удерживать пищу. Коготки позволяют цепляться за ветки.
5. Хвост
Длинный, пушистый. При прыжке белка его вытягивает назад, и он помогает ей менять направление полета. Белка может прыгать на расстояние до 10 метров.
Нарисуйте белочку в тетради.
3 загадка
Из корзинки учитель достает орехи, шишки, сушенные грибы
-Как вы думаете, что это за загадка? (Ответы детей)
-Это основная пища белки.
Дети внимательно разглядывают, определяют, какая пища твердая.
-Как же белка справляется с такой крепкой пищей? (У белочки крепкие зубы)
-Вы правы! У белки крепкие зубы, которые растут всю жизнь. При питании зубы стачиваются о твердую скорлупу орехов, и, если бы зубы не росли постоянно, через какое-то время белка осталась бы совсем без зубов.
4. Подготовка белки к зиме
-Слушаем следующую загадку Лесовичка.
4 загадка
Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидел грибы на сосне.
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит ребята? (Белка делает запасы на зиму)
- Какую ещё пищу может найти белка в осеннем лесу? Нарисуйте.
(Дети рисуют орехи, шишки, семена, сухие грибы)
Физкультминутка
-А теперь мы все превратились в шустрых белочек и немножко порезвимся!
Мы по веткам ловко скачем Мы в дупле орехи прячем,
И влезаем на дубы! Сушим на зиму грибы!
-Питанием белка запаслась. Готова ли она зимовать? Заглянем в корзину Лесовичка.
5 загадка
Из корзинки учитель достает кусочек шкурки серого цвета.
-Вот так загадка! Мы сказали, что белка рыженькая, а Лесовичок принес нам другую шубку – серенькую. Кто объяснит почему?
(Рыжий цвет – маскирует белку летом. Зимой кругом белый снег, ветки деревьев покрыты снегом и серая белочка похожа на комочек снега.)
-А когда белочка опять поменяет серую шубу на рыжую. (Весной)
6 загадка
-В корзинке Лесовичка остался последний вопрос-загадка.
Проворная зверушка
Живет в какой избушке? (В дупле)
-Белка находит дупла в старых деревьях. Во время сильных морозов она может не выходить из дупла 2-3 дня. Там она спит, укрывшись пушистым хвостом, как одеялом.
Зарисуйте в тетради схематично дупло.
Итог урока.
-Вот какой удивительный зверек – белка. Быстрая, проворная, ловкая. Давайте вспомним, что мы узнали о белке.
- Что у белки на ушах? Как и чем помогает белке хвост?
- Сколько раз в год белочка меняет свой наряд? Где белка устраивает свой дом? Как белка готовиться зимовать?
-Молодцы! Корзинка у Лесовичка совсем опустела. Пора и нам заканчивать урок. Спасибо тебе Лесовичок за интересные загадки, а вам ребята за активную работу.
Открытый урок
на тему:
Изложение с языковым анализом текста
«Какие бывают дупла?»
урок русского языка 3 класс
Подготовила и провела:
Короткова Е.А., учитель
начальных классов с(к)ош №89
Набережные Челны
2007
|
Тема: Изложение с языковым анализом текста «Какие бывают дупла?»
Цели урока:
1. Формировать умения анализировать текст (тема, идея, деление на части)
2. Формировать умения понимать язык текста, уметь выделять наиболее точные слова для выражения мысли.
3. Учить понимать текст-рассуждение: определять тему, главную мысль, выделять тезис,доказательства, вывод.
4. Развивать речь, расширять словарный запас учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент. Речевая зарядка.
2. Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Николая Ивановича Сладкова – замечательного писателя, большого знатока природы.
3.Чтение текста про себя (с карандашом в руках) Текст у каждого ученика.
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу – загадка.
Бывают дупла – ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Бывают дупла – кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла – спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт.
Сколько дупел, столько загадок. (По Н.Сладкову)
-Что было непонятно?
Объяснение значения слов: куница, летучая мышь (картинки), ночлежка, кладовая
4. Чтение текста вслух для определения темы, идеи, типа речи.
-О чем читали? Определите тему. (О дуплах)
-Какие бывают дупла? (Дупла – ночлежки, дупла - кладовые, дупла-спальни.) Определите идею текста. (Сколько дупел, столько загадок)
-Какого типа речи текст? Текст-описание, текст-повествование или текст-рассуждение? (Это рассуждение.) Докажите. ( В заголовке есть вопрос КАКИЕ? В тексте есть ответ на этот вопрос, доказательство, вывод)
- Прочитайте тезис. (Каждое дупло в лесу – загадка.)
-Прочитайте доказательства. Определите тему каждой части. Озаглавим их.
-Первое доказательство. Бывают дупла – ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Тема этой части: «Дупла-ночлежки» (Учитель записывает план на доске.)
-Второе доказательство. Бывают дупла – кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас летучую мышь. Тема этой части: «Дупла – кладовые»
-Прочитайте третье доказательство. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Тема этой части: «Дупла-спальни»
-Прочитайте последнее предложение. Что это? (Это вывод) Вывод соответствует теме, идее, заголовку. Сколько дупел - столько загадок.
5. Деление текста на части.
-Сколько основных частей будет в нашем тексте?
-Прочитайте вступление.
-Прочитайте последнее предложение. Чем оно будет являться в тексте? (Заключением)
-А остальные предложения? (Основной частью)
На доске план:
План
1. Вступление
2. Основная часть
1) Дупла – ночлежки
2) Дупла – кладовые
3) Дупла – спальни
3. Заключение
-Прочитайте план изложения. Сколько красных строк в тексте?
5.Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться все начните.
6. Языковой анализ текста.
-А теперь будем учиться у автора подбирать точные слова и выражения для получения своего текста.
-Прочитайте первое предложение. Можно ли заменить слово каждое? Почему? Каким словом его можно заменить? (любое, каждое). Какое слово лучше? Почему? Зачем автор взял слово загадка?
-Прочитайте второе предложение. Бывают - каким словом заменим? (Встречаются) Что лучше?
Почему ночлежка? (Жители только ночуют)
-Прочитайте третье предложение. Почему написано в них? (Чтобы не было повтора).
Проводят – можно ли сказать проживают? (Нет, они находятся там только ночью).
-Прочитайте следующее предложение. Почему «кладовые»? (Там находятся запасы, кладовки)
Почему не «в дуплах», а «в них»?
-Почему писатель использует слово прячет, а не убирает? (Прячет, чтобы не нашли другие животные)
Что значит про запас?
-Прочитайте седьмое предложение. Почему спальни?
-Всю – на что указывает это слово? (на постоянство). Каким словом можно заменить? (постоянно, все время, всегда.) Замените.Что лучше?
-На что указывает частица НИ в слове ничего? (на отрицание)
-Прочитайте последнее предложение. Это вывод.
7. Орфографическая подготовка.
1) ночь –сущ. ж.р.
мышь – сущ. ж.р.
2) дупло, загадка, зимнюю спячку, вниз
3) окончания глаголов: прячет, проводят, положит
8.Письмо изложения
-Прочитайте текст еще раз, закройте и напишите его по плану.
9.Итог урока.
Открытый урок
на тему:
«Названия компонентов действия умножения»
урок математики 2 класс
Короткова Е.А.,
учитель
начальных классов
с(к)ош № 89
Набережные Челны
2006
|
Тема: «Название компонентов действия умножения»
Урок математики 2 класс
Цель:
1) познакомить учащихся с названиями компонентов действия умножения; формировать умения решать задачи умножением, читать произведения, находить значения произведений, заменив умножение сложением;
2) развивать вычислительные навыки учащихся, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
3) воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание с одноклассниками
Оборудование: карточки с заданиями в конвертах, числа для игры «Живые числа», картинка «Маленький учитель», таблица с названием компонентов умножения
Ход урока:
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1 Организационный момент
|
-Мы начинаем наш урок. Скажите, какими должны быть ученики на уроке, чтобы смогли сделать для себя маленькое открытие?
|
- Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным…
|
2 Сообщение темы урока
|
-Начнем наш урок с игры «Живые числа». Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Постройтесь у доски, а «маленький учитель» пусть встанет около меня.
|
10,15, 24, 37, 48, 55, 62, 73, 86, 91,100
|
-Числа, назовите себя. «Маленький учитель», как ты думаешь, на какие группы можно разделить данные числа? Числа будут выполнять мои задания, а ты должен контролировать, правильно ли они это сделали.
|
|
-Числа разделитесь на четные и нечетные
|
Дети выполняют задание
|
-Двузначные числа, встаньте в порядке возрастания
|
|
- Почему ты оказался лишним числом?
|
-Я трехзначное число
«Маленький учитель» и «лишнее число» занимают своё место
|
-Двузначные числа, переверните карточки.
Какое слово получилось?
|
|
К о м п о н е н т ы
|
|
-Получилось слово «компоненты"
|
-Тема нашего урока «Компоненты умножения»
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, в чем упражняться?
|
Дети высказывают предположения.
|
Каллиграфическая минутка. Устный счет
|
-Откроем тетради. Запишем число, классная работа. На «тропинке» чистописания запишите число, которое оказалось «лишним» в нашей игре «Живые числа»
|
Дети открывают тетради, выполняют задания учителя.
|
-Выполните устный счет. Ответ запишите.
-Из100 вычесть 50; прибавить 7; увеличить на 3; уменьшить на 2 десятка; найти разность первого и второго чисел; найти разность четвертого и пятого чисел
|
|
100 50 57 60 40 50 20
|
-Подумайте, какое число лишнее и почему?
|
57, т.к. остальные числа круглые
|
3 Работа над новым материалом
|
-Посмотрите на доску.
-Замените действие сложения действием умножения, если это возможно и решите:
5+5+5+5 6+6+6+5
3+3+2+1 2+2+2+2+2
10+10+10 12+12
|
5 x 4=20 2 x 5=10
10 x 3=30 12 x 2=24
|
-Почему не записали остальные выражения?
|
-Умножение – сложение одинаковых слагаемых
|
-Вы уже знаете, как называются числа при сложении и вычитании. Сегодня вы познакомитесь с тем, как называются числа при умножении, компоненты умножения.
|
|
На доске появляется таблица:
Множитель Множитель Произведение
2 x 5 = 10
|
-Откройте учебник на странице 46, выполним задание №1 ( Математика Моро 2 класс 2 часть)
|
Ученики отрабатывают знание новых терминов
|
4 Сравнение выражений
|
На доске запись:
8+8+8 * 8 x 2 4 x 5 * 4+4+4+4 6+6+6+6+6 * 6 x 5
|
-Что заметили? Как вы думаете, для того, чтобы сравнивать данные выражения обязательно находить их значения?
|
-Нет, нужно обратить внимание на компоненты сложения и умножения.
|
-Сравните выражения, не производя вычислений
|
Ученики выполняют задание в тетрадях, один выходит к доске и подробно объясняет.
|
5 Физкультминутка
|
Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
|
6 Работа над задачами
|
-Прочитайте задачу №3
|
|
-Что известно в задаче?
|
В каждой бутылке по 2 литра лимонада
|
-Что нужно узнать?
|
Сколько литров лимонада в 4-х?
|
-Каким действием будете решать задачу?
|
Сложением
|
-Можно ли выполнить решение другим действием? Каким?
|
Умножением
|
-Запишите решение задачи умножением
|
2 x 4 = 8 (л)
|
Сформулируйте и запишите ответ задачи.
|
|
Решите задачу на смекалку
-Сколько лапок у 6 цыплят?
-Идет охотник из леса, а навстречу ему ещё два охотника. Сколько всего охотников идет из леса?
|
12 лапок
Один охотник
|
7 Закрепление изучаемого материала
|
Самостоятельная работа. Задание по выбору
|
|
-На партах лежат конверты. В них задания.
Каждый из вас может выбрать любое.
|
|
А) Решить простое уравнение
|
6+у= 12 15-с=10
|
Б) Заменить сложение умножением
|
7+7 5+5+5 3+3+3+3
|
В) Вычислить
|
90-34 58+26 83+15 79-52
|
8 Итог урока
|
-В чем упражнялись на уроке? Что узнали нового? Что повторяли? Какое задание было самым интересным?
|
|
9 Домашнее задание
|
-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
|
|
|