НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование современных педагогических технологий на уроках литературы.

Фото пользователя Людмила Георгиевна Федулова
Размещено: Людмила Георгиевна Федулова - вс, 31/10/2010 - 21:32

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого – педагогических установок, определяющий специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт.) Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно – воспитательной работы. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса.
В своей деятельности учитель всегда находится в поиске тех форм, методов, способов, приемов, которые приводят к наилучшему результату в освоении изучаемого материала. Конечно, необходимо применять в обучении формы и методы, адекватные возрастным особенностям обучаемых, учитывать интеллектуальные и творческие возможности учащихся и на их основе развивать навыки самообразования, формировать у них умение учиться.
В чистом виде учебная деятельность присуща только младшему школьному возрасту, доминирующее ее значение ослабевает с возрастом, и для старшеклассников ведущей становится учебно – профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные интересы, элементы исследовательских умений, стремление к самостоятельности. Мыслительная деятельность старшеклассников наиболее активна и самостоятельна, наблюдаются тенденции к теоретическому осмыслению изучаемого, к поиску принципов и законов, стоящих за частными фактами.
Методика французских педагогических мастерских помогает формированию познавательных интересов старшеклассников, пробуждению творческой деятельности, желанию самим добывать знания.
Педагогическая мастерская строиться на следующих основных моментах:
1. «Индукция» (наведение) – создание эмоционального настроя, включение подсознания.
Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок.
2. « Самоиндукция» - индивидуальное создание гипотезы, решение, текста.
3. 3. « Социоконструкция» - построение этих элементов группой.
4. «Социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть афишировано, «подано» всем.
5. « Афиширование» - вывешивание произведений – работ учащихся (текстов, решений, схем, проектов). Все ходят, читают, обсуждают.
6. « Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской полноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникающих у учеников в процессе мастерской.
Мною был дан урок – педагогическая мастерская « Искусство быть самим собой». Михаил Афанасьевич Булгаков. (Хочу заметить, что педмастерские лучше давать первыми уроками).
На уроке решалась такая проблема:
- Человек состоится в жизни.… При каких условиях состоялся как личность и писатель М.А. Булгаков? Что нужно мне, чтобы состояться как личность?
«Индуктором» для учащихся явилось задание, связанное с этимологией фамилии Булгакова, произошедшей от устаревшего слова, « булгачить», что по словарю Даля означает «тревожить, беспокоить, будоражить, полошить, баламутить». А задание было следующее:
 - Каким вы представляете себе писателя Михаила Булгакова?
У учащихся были самые разные предположения о Булгакове.
На следующем этапе урока учащиеся получили две цитаты: одну из романа «Дон Кихот» М.А. Булгакова (1), другую – из воспоминаний М. Петровского о самом Булгакове (2).
1. «Люди выбирают разные пути. Один, спотыкаясь, карабкается по дороге тщеславия, другой ползет по тропе удивительной лести, иные пробираются по дороге лицемерия. И обмана. Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь!»
2. «Он был согласен на какую угодно работу, только бы – любой ценой – реализовать свой талант, осуществить свое предназначение».
Учащимся было предложено попробовать предположить, какой могла быть судьба писателя по этим цитатам. А дальше была групповая работа (социоконструкция): раздаточный материал с письмом Булгакова Сталину, в котором они должны были определить по тону письма, лексике характер Булгакова.
Дальше был задан вопрос: «Что вы еще хотите узнать о Булгакове?»
Каждая группа высказывала свои пожелания. Уже на этот момент учащиеся должны быть заинтересованы судьбой писателя. Это тот этап урока, который называется «разрыв»: внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания.
 И тогда каждая группа получает различные информационные листки с воспоминаниями современников о писателе: В. Катаев «Встречи с Булгаковым», И. Раабен «В начале двадцатых», К.Паустовский «Булгаков», С. Пилявская «Встречи», Э. Миндлин «Молодой Булгаков», В. Лакшин «Судьба Булгакова: легенда и быль», В. Шверубович «Булгаков – актер», П.Марков «Булгаков и театр», А Явич «О былом», Е. Габрилович «Вещичка», Е.С. Булгакова «О пьесе «Бег» и ее авторе», В. Виленкин «Незабываемые встречи». Затем группы, используя прием «зигзага», знакомятся со всем предоставленным учителем материалом. На этом этапе урока учащиеся должны сделать выводы о тех условиях, в которых Булгаков состоялся как личность. А как писатель? Каковы его тематические и жанровые пристрастия? Об этом они узнали на следующем этапе урока, когда получили следующую часть информации: тексты из разных произведений писателя («Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера», «Записки на манжетах», «Дни Турбинных», «Театральный роман», «Тайному другу»). Ученики выдвигали предположения, что интересовало и волновало писателя и каковы стилевые особенности текстов.
И последний этап урока – рефлексия. Учащиеся писали сочинение – миниатюры на предложенные по выбору темы:
1. Каким человеком был Булгаков?
2. Что меня привлекает в нем?
3. Чему бы я хотел научиться у Булгакова?
В конце урока я напомнила им решаемую проблему: Человек состоится в жизни.… При каких условиях состоялся как личность писатель Булгаков? Что нужно мне, чтобы состояться как личность? – для того, чтобы каждый задумался о своем предназначении в жизни.

Еще один такой урок, педагогическая мастерская, мною был подготовлен и дан также в одиннадцатом классе по творчеству А.А. Ахматовой – «Мне дали имя при крещенье - Анна». На этом уроке было сразу три «индуктора»: 
1. имя «Анна» (библейского происхождения), что означает благодать, а благодать, по словарю Даля, - наитие свыше; любовь, милость, благодеяние, благотворение; 
2. рисунок художника, графика, Ю.П. Анненкова « Анна Ахматова» (1921) и 
3. настоящая фамилия поэтессы Горенко с ударением на первом слоге, от слова « горе».
И соответственно было дано три вопроса – задания:
1. Имя накладывает отпечаток на характер человека. Какой вы представляете себе Анну Ахматову?
2. Что можно сказать об Ахматовой по рисунку графика Анненкова?
3. Кокой вы представляете судьбу Анны Ахматовой – Горенко?
  На следующем этапе - работа с текстами воспоминаний современников, исследований критиков и литературоведов: Ю.Анненков « Дневник моих встреч», Э. Маркин « Я научила женщин говорить», К. Чуковский «Из воспоминаний», В.С. Срезневская «Дафнис и Хлоя», М.С. Зенкевич «У камина с Ахматовой», В.А. Беер «Листки из далеких воспоминаний», Н.Г. Чулкова «Об Анне Ахматовой», Г. Адамович «Мои встречи с Анной Ахматовой». На следующем этапе были предложены тексты стихотворений А. Ахматовой о любви для анализа: «Песня последней встречи», «Я научила просо, мудро жить…», «Столько просьб у любимой всегда…», «Тебе покорной? Ты сошел с ума!», «Последнее стихотворение» и другие. Были предоставлены задания: 
1. Определить слова – доминанты.
2. Выбрать главное слово, которое станет темой исследования.
3. Что хотел сказать автор, что он переживал?
4. Что представили вы?
5. Какие художественные средства использовал поэт.
Рефлексивный момент был представлен в виде сочинения – миниатюры «Мое слово об Анне Ахматовой».
 На таких уроках работает вес класс, так как никто не боится получить «плохую» оценку (оценки не выставляются). А зато возможность заинтересовать творчеством писателя велика. Безусловно, такие уроки более одного – двух раз в год проводить невозможно: для них требуется особая подготовка, переработка большого количества не только художественных произведений, но и критической, исследовательской литературы. 
Иногда я использую не полностью методику педагогических мастерских, а некоторые ее элементы. Так, в девятом классе на уроке по теме «А.С. Пушкин – родоначальник современного русского литературного языка», построенном на сравнительно – сопоставительном анализе языка произведений Пушкина и его предшественников Державина и Карамзина, я использовала такие моменты, как «социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть афишировано, « подано» всем и «рефлексия» - миниатюры на темы:
1. «В языке литературных произведений Пушкина меня поразило…»
2. «Удивительно то, что …»
Конечно, каждый урок должен иметь свою индивидуальную, только ему присущую педагогическую форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок, которые определяются, прежде всего, своеобразием материала и замыслом учителя по его интерпретации. Но внимание к вопросам технологии поможет расширить методический арсенал урока, сделать его произведением искусства, искусства педагогического. 
  Хотелось бы рассказать о новых приемах построения урока, так как традиционные приемы изжили себя. Начну с вводного урока по теме. Раньше урок начинала с изучения таких вопросов, как замысел, история создания, судьба произведения. Такой подход к уроку снижает интерес к произведению, лишает поиска, права на свой путь к писателю. Сейчас провожу вводные уроки иначе и сначала обращаюсь к художественному тексту: самим ярким находкам в тексте, неприметным на первый взгляд штрихам и деталям произведения. И такой подход дает лучшие результаты: сразу видно, кто готов к восприятию текста (тот, кто читал), во – первых, а во – вторых, начинается работа с текстом с самого первого урока, работа кропотливая, детальная. А такие вопросы, как замысел, история создания, судьба произведения, остаются на конец изучения темы.
  Еще один интересный момент. Тема урока чаще всего дается учащимся в готовом виде. «А что если в некоторых случаях в процесс определения формулировки, а точнее, до формулировки темы включить старшеклассников?» - спрашивает Е.В. Карсалова, доктор педагогических наук. Необычность задания, доверие обостряют интерес к уроку, активизируют и развивают мыслительную деятельность. Так, в десятом классе при изучении темы « Нравственный путь исканий любимых героев Л.Н. Толстого…» я решила привлечь учащихся к иной формулировке темы урока, чтобы переживания героев романа стали близки и понятны ученикам. И они предложили: «Каким быть человеку? (проблема самоусовершенствования личности по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») и «Каким быть мне?». А на уроке внеклассного чтения по повестям В.Быкова «Сотников» и « Обелиск» предложила доформулировать тему, которая на доске была записана так: « Проблема (...) выбора в экстремальных условиях». В скобках была спрятана та часть, которую в конце урока ученики должны были дописать. В конце урока появляется полная тема: « Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях».
Итак, современный урок как основная форма организации учебного процесса предъявляет свои требования к учителю. И тогда учителю приходится выбирать те самые важные и нужные формы, методы, способы, приемы и воспитательные средства, которые через метапредметность помогут ему получить единую картину мира.


 


»  Тэги к этому документу:

Скачать + смотреть онлайн

видео 2022