Официальный сайт netfuncards 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта

Размещено: Татьяна Георгиевна Савилова - вс, 09/01/2011 - 17:09

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                  Руководитель организации Заявителя
                                       Председатель Цимлянской районной
                                          профсоюзной организации Ростовской
                областной организации-
            общественной организации Профсоюза
                                      работников народного образования и
                                          науки РФ
                     Раиса Петровна Гарцунова
                                         «_21_»_февраля_____________ 2007г.
                                                                                                                                                                                                                                                                    М.П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Савиловой Татьяны Георгиевны
УЧИТЕЛЯ истории и обществознания
   Муниципальное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ст. Маркинская Ростовской обл.
2007 г.
 
Пояснительная записка.
 
     МОУ Маркинская СОШ насчитывает более полувековой опыт работы. В школе обучается 209 учащихся из 6 населенных пунктов. В образовательной системе используются различные приоритетные направления: национально – региональный компонент, здоровьесберегающие технологии, трехчасовая программа по физическому воспитанию. Школа является экспериментальной площадкой по реализации регионального компонента по истории. По итогам 2005-2006 года участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющим инновационные образовательные программы, школа была удостоена гранта в 1 млн. рублей.
     В школе работает прекрасный педколлектив единомышленников, высококвалифицированных специалистов. Я считаю за честь трудиться в данном учреждении. При таких условиях хочется добиваться высоких результатов, участвовать в профессиональных конкурсах, конференциях, мастер – классах с целью поучиться у коллег, потому что в нашей профессии нет предела совершенству. А самое главное все годы моего труда отданы детям, потому что это самое важное, ценное в нашей жизни.
     Моя педагогическая деятельность началась в 1981 году. После окончания Каменского педагогического училища я 7 лет проработала учителем начальных классов. С 1988 года, после окончания Ростовского государственного педагогического института, стала трудиться учителем истории, обществознания и права в Маркинской школе.
     Я стараюсь преподавать детям так свою науку, чтобы не только готовить их к жизни, но и стимулировать желание продолжить мое дело.
     Я награждена:
- Грамотой за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирования интеллектуального, культурного и нравственного развития личности. Подписана зав. Цимлянским отделом образования К.А. Калягиным, 2004 год;
- Грамотой за глубину раскрытия особенной работы, способность рассматривать работу в общечеловеческом и общекультурном смысле, эффективность применения методических форм приемов работы. Подписана директором школы И.С. Донсковой, 2005 год
- Грамотой за большой вклад в развитие образования и инновационную деятельность по внедрению регионального компонента на уроках и внеклассной работе. Подписана зав. Отделом образования Н.Т. Осадченко, 2005 год
- Почетной грамотой за многолетний и плодотворный труд, значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов. Подписана министром общего и профессионального образования РО И.А. Гуськовым,  05.09.2006 год
 
 
1.     Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
 
Основными принципами моей педагогической деятельности являются:
- Уважение личности ребенка;
- Создание условий для активного развития каждого ребенка;
-   Использование современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний и уровня обученности;
-   Отношение с учащимися строю на правиле: ученик – партнер, равный по способностям, возможностям;
-   Открытость и доверие к детям;
-   Толерантность и доброта в сочетании с требовательностью;
-    Способность признать неправоту, если я ошибаюсь;
-   Оптимизм
Это помогает в нашем особенном труде.
Вместе с ребятами радуюсь росту их знаний, умений и навыков.
Позитивная динамика уровня обученности и качества обучения  истории

 Класс
% качества
% обученности
2003-2004
2004-2005
2005-2006
2003-2004
2004-2005
2005-2006
  5
40
44
47
100
100
100
  6
60
60
80
100
100
100
  7
44,5
45
48
97
100
100
 10
54
66
67,4
100
100
100
 11
50
60
62,3
100
100
100

Качество знаний в пятых классах несколько ниже по сравнению с другими классами в связи с тем, что в нашу школу в 5 класс поступают учащиеся из пяти начальных школ; не только Цимлянского, но и Морозовского района Ростовской области, а также из Волгоградской области, Чернышковского района. У ребят помимо увеличивающейся учебной нагрузки, возникают проблемы личностного характера. Да и не всегда соблюдаются единые требования к формированию знаний, умений и навыков на конец 4 класса. Но мы нашли выход: 4-5 раз в году учителя начальных классов посещают мои уроки, на заседаниях МО учителей начальных классов я объясняю основные требования, а так же ребята приходят и приезжают к нам в школу, будучи во 2,3,4 классах, для знакомства и адаптации к новым условиям. Ведется специальная работа с родителями приезжающих.
Динамика учебных достижений по обществознанию.

 Класс
% качества
% обученности
2003-2004
2004-2005
2005-2006
2003-2004
2004-2005
2005-2006
  8
47
45,7
72
100
100
100
  9
55,5
53
57
98
100
100
 10
56,4
64
66
100
100
100
 11
61
66
80
100
100
100

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в муниципальных олимпиадах по истории и обществознанию.
В 2001-2002 учебном году учащаяся 11 класса Яковлева Ирина заняла 2 место на муниципальной олимпиаде по истории, приказ № 157 от 17.12.2001г. В 2002-2003 учебном году в олимпиаде по истории приняли участие 5 моих учеников, в 2003-2004 учебном году 7 человек. В2004-2005 и 2005-2006 учебном году школа в период проведения олимпиады по истории и обществознанию была на карантине, но Горячева Людмила и Савилов Антон участвовали в региональной заочной викторине «Шаги к победе. И помнит мир спасенный».
В 2005-2006 году в региональном конкурсе творческих работ «История Дона – моя история» приняли участие двое учащихся: Довженко А. (5 класс) и Савилов А. (8 класс), который занял III место в номинации «Пишу историю Дона», выполнив проектную работу в стихах. Он награжден дипломом IIIстепени (письмо Министерства образования Ростовской области № 9092 от 29.12.05 г. Подписано министром А.Ф. Ковалевым.)
Выполненная проектная работа в 2006 году  группой учащихся: Савиловым Антоном (9 класс), Довженко А. (6 класс), Донсковым И. (6 класс) о роли творчества М.А. Шолохова была отправлена на конкурс в честь 100-летия писателя в станицу Вешенскую. Отмечена оригинальность выполнения. Она размещена в Шолоховской комнате краеведческого музея Вешенской средней школы.
     Заинтересованность ребят к изучению истории и обществознания растет. Это видно по опросам о значимости изучения общественных дисциплин среди учащихся 9,10,11 классов:

класс
2004-2005 учебный год
2005-2006 учебный год
 
9 «а»
44%
47%
9 «б»
42%
47%
10
47,7%
58,6%
11
69%
72%

В 2007 году в феврале-марте студентка 4 курса, Донскова М.С., отд. Психологии РГУ Южного Федерального Университета, находясь на практике В Маркинской школе, провела тестирование 8-11 классов. Использовалась анкета «АСО».
     По общественным дисциплинам были представлены следующие результаты:
Значимость изучения подчеркнули

 
8 кл.
9 кл.
10-11 кл.
История
46 %
58 %
73 %
Обществознание
57 %
52 %
71 %
Право
24 %
41 %
53 %
Экономика
16 %
20 %
80 %

Ежегодно ребята, окончив школу, поступают в учебные заведения, выбрав профессии связанные с общественными науками:
1.     Яковлева Ирина- РГУ исторический факультет, студентка 4 курса
2.     Паутинцева Маша – РГАПС делопроизводство, студентка 2 курса
3.     Злобина Олеся – Волгодонский филиал РИНХ, экономический факультет, 2004 год
4.     Рабичев Алексей – МАМАРМЭН, юридический факультет, 2 курс
5.     Девятовская Юлия – ВолГМУ, социальный психолог, 3 курс
6.     Рушев Александр – РИНХ, факультет «Таможенное дело», 3 курс
7.     Тадевосян Арпине – Ростовская Таможенная Академия, юридический факультет, 3 курс
8.     Горячева Людмила – ВТЭМ, экономика и бухучет, 1 курс
9.     Забиркин Александр – педколледж г. Волгодонск, правоведение, 2 курс
10.                        Бовкун Марьяна – ВТЭМ, экономика и бухучет, окончила в 2005 году
11.                       Михальченко Наталья – ВТЭМ, экономика и бухучет, окончила в 2005 году
12.                       Донскова Елена – Ростовский юридический институт при МВД России отделение юридического факультета, 3 курс
Живой интерес у ребят вызывает участие в Интернет - олимпиадах. В 2006 году Шульгин Роман, Горячева Людмила, Ляшкова Алла, Гусева Дина пробовали свои силы по истории России.
 
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.
 
     Внеурочная деятельность по истории осуществляется через кружковую работу «История Дона в ХХ веке», «Я - гражданин России». Если в 2004-2005 годах кружок посещали 18 человек, то в 2005-2006 годах 21 человек, в 2006-2007 годах 28 учащихся.
     Программа кружка «История Дона в ХХ веке» составлена мною с учетом образовательного стандарта по дисциплине «История Донского края в ХХ веке» С.А. Кислицина, И.Г. Кислициной, и материалов локальной истории Цимлянского района и станицы Маркинской. Задачами является не только углубление и расширение знаний по истории Донского края, но и истории Цимлянского района, станицы Маркинской. Через разнообразные формы работы: экскурсии по памятным местам родного края, выполнение поисковых заданий, посещение музеев, просмотр кинофильмов об истории станицы Маркинской и колхоза «Клич Ильича», развитии района в целом в начале XXIвека, презентации выполненных работ, уход за могилами родственников Героя Советского Союза А.И. Иринина и обелисками во всех населенных пунктах Маркинского сельского поселения, встречи с ветеранами труда и войны сформировать представление о сопричастности к истории страны. В работе кружка принимают активное участие родители учеников. Необходимость такой работы в школе очевидна. Через нее осуществляется воспитание всесторонне развитой личности гражданина России, духовно связанной с Малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; формирование способности учащихся к самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области, а также привитие способностей к поисковой деятельности.
        В этом году посещать его изъявили желание ребята 9 «а», «б» классов.
     В 2004-2005 учебном году я вела кружок в 5-6 классах «Я – гражданин России». На основе знакомства с символикой государства, области, района происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Программа для этого кружка разработана на основе методических материалов Б.Н. Серова «Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». «Герб, гимн, флаг» В.К. Романовского, «Символы Российской государственности» Е.В. Пчелова, «Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн».
     Новое поколение любознательных молодых людей все чаще обращаются к истории забытых и низвергнутых эмблем и символов, которые могут многое рассказать о стране, государстве, народе. Участвуя в работе кружка в ходе изучения причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции появляется возможность не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета. Обращение к этой теме в моей программе, я считаю, имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении ее важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству. Необходимость в создании этой программы и проведении кружка связана еще с тем, что, к сожалению, в большинстве школьных учебников по отечественной истории информация об этом крайне скупа, а порой и вовсе отсутствует. В библиотечных фондах школ книги по данной проблематике – довольно редкое явление. Сегодня, когда в стране еще нет стабильной демократии и оснопологающей идеологии, вакуум в сознании детей могут заполнить эти знания, транслируемые в популярной, доступной и лаконичной форме. Надеюсь, что в ходе изучения этих тем, а также выполнения проектных работ о символике родного края, ребята не останутся равнодушными, у них появится уважительное отношение к государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество, почтения к судьбам десятков людей, чья деятельность, чье творчество нашли свое отражение в создании государственной символики России, а это доблестные сыны нашей Родины, знать и помнить их имена – долг каждого гражданина.
      Наряду с этими материалами рассматриваются материалы о родословной учащихся, о месте человека в обществе, его социализации. Через игру, исследовательскую деятельность ребята узнают о правах человека, их соблюдении или нарушении, о том, как стать свободной личностью, как неотъемлемой части в формировании гражданина Российского государства. Программа утверждена Цимлянским РМО учителей истории 30.08.04 г. Приказ № 8/3 . Продолжением этой работы является проведение выборов в органы управления школой, конференции 9-11 классов «Активное и пассивное избирательное право». На формирование активной жизненной позиции детей влияет пример их учителя: я сама участвовала в выборах в органы местного самоуправления в октябре 2005 года – была кандидатом от партии «Единая Россия» по 3 избирательному округу. Начиная с марта 2007 года при активном содействии организатора по воспитательной работе, с использованием комплекта наглядных пособий «Демократия и выборы на Дону. История и современность», разработанного и изготовленного Избирательной комиссии Ростовской области в рамках реализации комплекса мер по повышению профессиональной подготовки и правовому просвещению избирателей Ростовской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации (губернатора) Ростовской области Чуба В.Ф. № 335, я начала осуществление разработанной программы внеклассной деятельности учащихся по данной тематике.
     Особое место во внеурочной деятельности  в 2005 году занимало проведение вечеров встреч учащихся с ветеранами и узниками концлагерей «Солдаты в войне». На мероприятиях присутствовали руководитель Совета ветеранов Клименко М.И., представители РОО, которые отметили важность и ценность такой деятельности. Ветераны высказали благодарность за систематическую заботу о них. В газете «Придонье» на муниципальном уровне от 20.01.05 в статье «Герои живут среди нас» подчеркнули особый вклад Савиловой Т.Г. в патриотическое воспитание детей Цимлянского района.
     К 60-летию освобождения Ростовской области Цимлянского района и ст. Маркинской у обелиска 5 января 2003 г. В рамках регионального мероприятия «Автопробег участников-освободителей» мною вместе с учащимися Маркинской школы было подготовлено и проведено под руководством главы Маркинского Сельского Совета мероприятие по передаче эстафеты Освобождения.
     Не забыли мы об истории создания колхоза «Клич Ильича». Вместе с бывшими выпускниками Даниловой Галиной, Воробьевым Дмитрием при участии Волгодонской телекомпании создан фильм к юбилею: 80-летию этого хозяйства. В основу легли материалы, собранные учителем истории Дедовым И.И., Патис Л.П. и мною с учащимися, которые хранятся в школьном музее. Теперь это бесценное наглядное пособие на уроках истории России.
     В 2006 году 6 мая для учителей истории Цимлянского района мною был проведен мастер- класс «Поисковый метод в краеведческой работе учащихся» по внеклассной работе на базе Маркинской школы. Цель: продемонстрировать коллегам опыт организации поисково-краеведческой работы учащихся. Школьники нашли тех людей, которые осуществляли перезахоронение погибших воинов в марте 1943 года. Благодаря помощи школьников – краеведов оказалась возможной встреча очевидцев событий через 50 лет. Музыкально-литературная композиция «А музы не молчат…» явилась завершением первого этапа данной работы.
     Ежегодно осуществляется акция «Посылка солдату» в ходе, которой ребята не только собирают подарки, но и пишут письма воинам. В 2005 году с одной из воинских частей, где командирами служат наши выпускники Воробьев Дмитрий и Воробьев Александр, налажена прямая связь. Школьники непосредственно общаются с офицерами, узнают о жизни солдат, о трудностях службы в армии.
     Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется через использование дистанционных форм обучения на курсах довузовской подготовки по истории России при РГТУ гуманитарного факультета. В 2004 году Рушев Александр обучался на курсах довузовской подготовки по истории России при Ростовской Таможенной Академии, юридический факультет. Горячева Людмила на таких же курсах в Азово-Черноморской с/х Академии экономического факультета, подготовка по обществознанию.
     В Маркинской школе в течение 18 лет целенаправленно ведется исследовательская работа в кружках и на факультативных занятиях по истории. Учащимися под моим руководством созданы проектные работы по истории школы, об участниках Чеченских воин, ликвидаторах последствий Чернобыльской АЭС, участников Афганской войны, истории создания Цимлянской ГЭС, по истории колхоза «Клич Ильича» и о Герое Советского Союза А. И. Иринине. Все это бережно сохраняется и преумножается в музейном отделе кабинета истории.
     Многие годы мои воспитанники регулярно ухаживают за могилами на сельском кладбище родственников Героя Советского Союза А. И. Иринина и обелиском павшим героям в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 ведется переписка с оставшимися в живых родственниками захороненных в братской могиле разведчиков.
     Очень тесная связь поддерживается с ветеранами Великой Отечественной войны и узниками концлагерей. Помимо регулярной посильной помощи, ежегодно организовываем материальную помощь при активном содействии местных предпринимателей Донсковой И.С., Донскова П.А., Сосовой Г.В., Жуковской Е.И.
     Значимость данной деятельности отмечена главой администрации Маркинского сельского поселения Ерофеевым А.В., приказ № 18 от 15.05.2006 г., а также в газете «Придонье» Цимлянского района от 20 января 2005 года.
       В 2004-2005 учебном году на муниципальном уровне осуществлен проект в рамках предпрофильного обучения 9 классов и 11 классов обществоведческого образования: «Центр занятости населения, отдел образования, Райвоенкомат, ЗАГС». К работе дополнительно привлекались работники социальной службы, районной библиотеки, психолог, врач-гениколог Синицкая О.В. Наряду с оказанием конкретной помощи в выборе профессии выпускников, не обучающихся в ВУЗах и СУЗах, их трудоустроили. Параллельно с этим ученикам оказывал помощь психолог, проводились консультации работниками социальной службы.
      В ходе изучения темы «Местное самоуправление» курса обществознания учеников заинтересовала тема экологии края.
Участники кружка «Донской край в ХХ веке» создали проекты экологической безопасности и утилизации отходов.
Мною, совместно с депутатами Маркинского сельского поселения, разрабатывается положение об образовании добровольного клуба «Зеленые» с целью охраны прибрежной зоны реки Кумшак и приведение в порядок территории станицы Маркинской. Этот проект активно поддерживает руководство ОАО «ПСХ Маркинское» во главе с
Сосовой Г.В.
 
 
3.     Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя.
 
Основными принципами в воспитательной работе считаю – уважение личности ребенка – создание условий для активной социализации, толерантность, -гуманное отношение к детям.
     В 2005 году я была назначена классным руководителем 5-го класса. Надо было провести громадную работу по адаптации детей, ведь они пришли из 5 начальных школ разных населенных пунктов. Содействие мне оказывали коллеги, родители, администрация, сами пятиклассники, даже учащиеся из старших классов. Из 28 детей двое должны обучаться в специальных образовательных учреждениях, но родители отказались их туда везти. Поэтому помимо реализации первоначальной задачи: формирование единого детского коллектива, во главу угла я поставила задачу формирования толерантности и патриотизма, т.к. в классе учатся ребята различных национальностей и различных конфессий. С этой целью мною была создана воспитательная программа на основе методических материалов Л. Г. Федоренко «Толерантность в общеобразовательной школе», Е. В. Бондаревской «Личностно - ориентированный подход как технология модернизации образования», И.С. Якиманской «Технология личностно-ориентированного образования, с учетом собранного материала в музейном отделе моего кабинета, а также истории и традиции нашего края.
     Эта работа имеет положительные результаты. По итогам анкетирования родителей класса 26.09.05 г., 27.12.05 г., 30.05.06 г. стало ясно, что выбрана была нужная и правильная линия воспитания 97 % родителей ответили, что одобряют деятельность классного руководителя, 76 % ответили, что их дети ведут себя лучше, серьезнее относятся к выполнению домашних заданий, чаще решают свои проблемы не драками, а словами.
      Уровень воспитанности за 2004-2005 учебный год моих будущих  подопечных соответствовал 1,8 баллов. Это чуть выше среднего уровня, поэтому предстояла большая работа, т.к. особой проблемой являлась – отношение к труду и делу. Когда дети пришли в пятый класс, при обследовании за I полугодие уровень воспитанности опустился до 1,3 баллов, конец учебного 2005-2006 года он поднялся до 1,9 баллов, а по первому полугодию 2006-2007 году он соответствует 2,1 баллов, характерными признаками которого являются самостоятельность, самоорганизация, активная позиция. По сравнению с 2005 годом у детей появляется положительная динамика в вопросах касающихся любви к Отечеству и природе, заботе об общем благе. Существенно изменилось отношение к собственности, более бережно относятся к школьному имуществу, не рисуют на столах, посадили большое количество комнатных цветов и бережно ухаживают за ними. Имеют положительную динамику воспитание товарищества, доброжелательности, толерантности. В классе не принято давать друг другу оскорбительные клички. Двое учащихся, имеющие серьезные проблемы в психическом развитии чувствуют себя в коллективе комфортно. Конечно, еще непочатый край работы в росте мотивации стремления к самосовершенствованию, творческому отношению к учебе.
     Свидетельством активности моих подопечных является участие в школьной, районной, региональной жизни.
- В составе команды ЮИД МОУ Маркинской СОШ в конце февраля 2007 года на областном конкурсе ЮИД по соревнованиям, проходящим в г. Волгодонске они заняли 4 место.
- В составе команды ЮИД МОУ Маркинской СОШ на муниципальном конкурсе в середине февраля 2007 года в г. Цимлянске заняли первое место. Приказ № 20 от 10.03.05
- В школьных соревнованиях на лучший класс наравне с 11 классом набрали больше всех по 40 баллов.
- В 2006-2007 учебном году в школьных соревнованиях:
1. 1 место в соревнования «Веселые старты», по футболу в закрытых помещениях, в школьных соревнованиях «Президентские состязания»
2. 2 место в конкурсе поделок «Фантазии осени», в игре «Интеллектуальное казино»
3. 3 место в соревнованиях по ручному мячу и футболу на открытых площадках.
4. В феврале 2007 года в конкурсах приуроченных ко Дню Защитников Отечества победили
«Мистер Юмор» - Мишин Сергей;
«Мистер Мужество» - Гейн Дмитрий;
«Мистер Спорт» Довженко Александр;
«Мистер Ум» - Донсков Игорь.
На заседании совета школы в декабре 2006 года была отмечена работа классного руководителя: существенное улучшение микроклимата в классе. Протокол № 4 от 16.12.06 г. По итогам окончания учебного 2005-2006 года отмечена Советом школы и органом местного самоуправления с/Советом.
Деятельность классного руководителя Савиловой Т.Г. и учащихся 5 класса по подготовке празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне, по итогам акции «Поклонимся великим тем годам» приказ № 40 от 25.06.05. Грамотой РОО отмечена и приказом № 237 от 5.08.2004 награждена за организацию и совершенствование воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, за значительные успехи в совершенствовании воспитательного процесса награждена почетной грамотой министерства общего и профессионального образования Ростовской области за подписью министра И.А. Гуськова. Приказ от 5 сентября 2006 года № 84-н.
 
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе.
 
      В связи с соответствием с Законом образования, в выполнением государственного образовательного стандарта по предмету, в целях их реализации разрабатываю программы по каждому курсу истории и обществознания , отбираю те педагогические средства, которые считаю необходимыми:
1. Нормативная база;
2. Примерные программы, которые заполняю сама;
3. Отбор УМК;
4. Наполнение региональной составляющей исторического образования
5. Контрольно-измерительные приборы;
6. Технологии, которые наиболее соответствуют целям, задачам, поставленным историческим образованиям.
С 2005-2006 учебного года МОУ Маркинская СОШ является пилотной площадкой по апробации регионального компонента. В связи с этим с учетом методических рекомендаций и примерному учебному плану Ростовской области на 2004-2005 учебный год под редакцией С.Ф. Хлебуновой, разработанного в РО ИПК и ПРО, а также учебно-методического комплекта О.Г. Веряскиной «История Донского края с древнейших времен до конца ХVI века» мною разработана программа. Второй год работаю по ней. При составлении также были использованы материалы по локальной истории. Главная цель реализуемой программы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об истории края в древности и средневековье, приобщить их к культурным достижениям народов Дона, воспитывать чувство патриотизма. В программе поставлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов». Так как Цимлянский район занимает территорию, которая заселена была еще в древние времена,  в программу включены более подробные материалы об истории Хазарской крепости Саркел, Цимлянского городища этого же периода, экскурсии на места раскопок и в музей. В реализации этого проекта помогают работники РО ИПК и ПРО кафедры общественных дисциплин заведующая кафедрой общественных дисциплин к. м. н. О.Г. Витюк и методист кафедры О.Г. Веряскина, а также работники Цимлянского и Волгодонского музеев. Промежуточным результатом такой экспериментальной деятельности станет не только апробация учебников по истории Донского края, но и создание рабочей тетради по истории Цимлянского района (апрель 2007 года).
     Для более качественного образования учащихся, я считаю, необходимо использовать  современные учебно-методические комплекты и учебники:
-Н.В. Загладин  «Новейшая история зарубежных стран ХХ век»;
- С. В. Колпаков программа «Всеобщая история 5-9 класс»;
-Н.В. Загладин  «Всемирная история ХХ век»  10-11 классы;
-О. Г. Веряскина  учебно-методический комплект «История Донского края с древнейших времен и до конца XVIвека»;
-Я. Н. Жарова, Н. В. Загладин  «Новая история XIX-начало XXвека» 8 класс;
-Н. В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс;
- Н.В. Загладин, С. Н. Козленко, С. Т. Минаков «История Отечества ХХ- начало ХХI века»;
-Е. Н. Захаровой «История России XIX – начало ХХ века»;
-Т. В. Черникова  «История России IX-XVIвека» 6 класс;
-Т. В. Черникова  «История России XVII-XVIIIвека» 7 класс;
- Я. В. Соколов «Граждановедение» 5 класс;
-Н. В. Самарина, О. Г. Витюк «История Донского края» (XVII-XIX) 7-8 классы;
-С.А. Кислицин, И. Г. Кислицина  Учебно-методический комплект «История Донского края ХХ век» 9 класс;
-А.А.Данилов, Л.Г Косулина    УМК «История России с древнейших времен до конца XVIвека» 6 класс;
- А.А. Данилов. Л.Г Косулина УМК «История России конец XVI- XVIIвек» 7 класс;
-А.И. Кравченко, Е.В. Певцова «Обществознание» 6 класс.                            Важными критериями отбора учебно-методических комплексов по истории считаю отражение в учебниках новых методологических подходов, освещение истории повседневности, раскрытие неоднозначности исторических процессов и вариативности их оценки. Методический аппарат учебников нового поколения дает возможность использовать разноуровневые задания, развивать у учащихся умение рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять общее и единичное, делать выводы, формулировать и высказывать собственное мнение. Данные умения при использовании на уроках и во внеурочной деятельности составляют важнейшие компетентности учащихся, позволяют осуществлять социализацию личности обучающегося. 
     С 2004-2005 года в нашей школе ведутся предпрофильные курсы для учащихся 9 классов. Учащиеся 8 класса на конец учебного года определяются с выбором. В течение 9 класса ведутся 4 курса. Мною разработана программа «Права человека». Она рассчитана на 8-10 часов. Школьники знакомятся с некоторыми главными проблемами юриспруденции, значимостью правовой информации для современного гражданина страны, осуществляется опора на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения людей. Предпрофильное правовое обучение, структурированное по отдельным проблемам, используется различные виды индивидуальной работы, парной, групповой, проведение деловых, имитационных, сюжетных ролевых игр по праву, работа с источникам. Творческие проекты, мозговые штурмы обеспечивают серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение, формируют, поддерживают устойчивый интерес к праву. Литература, которая помогает подготовиться к проведению этого курса «Основы правовых знаний» 8-9 класс С.И. Володиной, «Право» 9 класс Е.А. Певцовой.
     Для повышения эффективности образовательного процесса, гарантирующего достижение запланированных стандартом результатов обучения, более активной социализации обучаемого необходимо постоянно совершенствовать используемые технологии, которые помогали бы ребенку быстро, качественнее усвоить объем знаний, умений и навыков. Необходимо чтобы они были на уровне мировых стандартов, обеспечивали высокий уровень ключевых компетенций, развитие способностей самостоятельно решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, принимать собственные ответственные решения и быть готовыми к эффективному самообразованию в течение всей жизни. Демократизация российского общества и гуманизация образования требуют от учителя переосмысления целей, ценностей, содержания и технологий обучения в плане обращенности их к личности ребенка, к сохранению его психического и физического здоровья. Значит, ведущими технологиями должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения в тесной связи с информационными и здоровьесберегающими технологиями.
      Изучая этот или иной материал на уроке, я стараюсь использовать именно ту технологию, которая дает более высокий результат. Это приходит с опытом работы. Коммуникативно-диалоговые, проблемно-дискуссионные, проектные, информационные технологии я начала использовать с 2003 года. Элементы технологии проблемного обучения начинаю использовать в 6-7 классах. При этом у детей постепенно формируется желание самостоятельно, через использование различных источников, кроме учебника, определить алгоритм, аргументы, доказательства для решения той или иной проблемы. Например, при изучении темы по истории России ХХ век «Истоки и формирование тоталитарной системы» 11 класс или «Принятие христианства на Руси» 6 класс ребята выдвигают гипотезы самостоятельно и в групповом обсуждении методом «мозговой атаки» и указывают алгоритм решения проблем: альтернативные пути развития нашего государства в 20-е – 30-е годы или причины почему именно христианство, а не религия другой конфессий была принята на Руси. На основе этой технологии в 2005-2006 учебном году я стала использовать технологию проектного обучения . Она требует от учащихся самостоятельной деятельности, поэтому поэтапное включение в эту работу происходит на уровне 6,7 классов.
      Например, ученик 6 класса А.Довженко выполнил проектную работу об истоках толерантности на примере своей родословной, где показал, что его предки принадлежали к разным сословиям, классам, конфессиям, а также белому и красному движению в ходе Гражданской войны 1918-1920 г.г. Савилов Антон учащийся 9 «а» класса выполнил проектно-исследовательскую работу по теме «С Шолоховым по жизни». Результатом стало поэтическое размышление, которое оценили в областном конкурсе грамотой за III место и работа помещена в музей М.А. Шолохова Вешенской средней школе.
     Неотъемлемой частью моей методики преподавания является технология имитационно-моделирующего обучения. Она важна для приобретения ребенком не только знаний, но и формирования субъективного опыта. Это, безусловно сделает обучение личностно-ориентированной, а так же учит детей использовать уже имеющийся опыт.
     Особенно уроки с использованием этой технологии любимы учащимися 5-8 классов. Например: Суд над Наполеоном. Ребята 9-11 классов любят играть в Выборы, «Заседание депутатов Маркинского поселения».
     Следуя концепции модернизации российского образования, в нашей школе все учителя используют в работе здоровьесберегающие уроки. Все оборудование кабинета, разноуровневое расположение наглядностей на уроке, частая смена (5-6) видов деятельности, четкое соответствие используемого мною материала урока опирается на психолого-педагогические закономерности. Это необходимо в связи с тем, что в результате использования уже в течение 3 лет методики Базарнова появилась положительная динамика, хотя и очень медленная, в улучшении здоровья наших школьников. Результаты представлены Маркинским ФАПом.
     В моей педагогической деятельности имеет место широкое применение компьютерных технологий. В связи с хорошим оснащением школы компьютерами, мультимедийными системами (2), интерактивными досками (2) появилась возможность помимо применения видеодвойки и диапроектора иметь в кабинете компьютер. Для лучшего использования информационных технологий в 2007 году я прошла краткий курс в ЮФУ, что позволило мне перейти к использованию не только программ Word, PowerPoint, но и Excel, Publisher.
     Это помогает применять в работе презентации, мультимедийные доски, электронные учебники. Если в 2005 году я имела в кабинете только электронный учебник «История России ХХ век», то в 2006 году появилось электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 класс, «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «История» 5 класс пособие электронной библиотеки, «От Кремля до Рейхстага», в 2006-2007 учебном году – «История 10-11 класс подготовка к ЕГЭ», «Всеобщая история 5,6,7,8 классы», «Флот во славу России», «Битва за Москву», - познавательные коллекции. При подготовке к олимпиадам, написание проектов ребята используют поисковую сеть Интернет, Rambler, Yandex.
Выполнение проектных работ объединяют не только учащихся, но и родителей. Это особенно важно, потому что в подростковом возрасте дети часто втягиваются в участие в противоправных деяниях. Заинтересованность помогает избежать этих проблем.
    Начата работа по эффективному использованию компьютерных технологий при создании комплекса дидактических материалов в электронном виде по нескольким разделам учебного курса обществознания. Он включает рабочие листы для учащихся, презентацию 4 тем внутри раздела «Социальная сфера жизни общества» и контрольно-измерительные материалы в электронной форме.
      Эффективность использования мультимедийные дисков проявляется в возможности опросить весь класс через компьютерное тестирование. Ребята, усваивают на первых уроках сентября способы определения своей оценки через автоматизированную систему оценки, «Всеобщая история 5-8 классы» диски, позволяющие по всем темам опрашивать, в т.ч. и при итоговом контроле. Система оценки выражена в количестве правильных ответов (в %), эта работа позволяет ребенку обратиться в банк подсказок, которые не дают прямого ответа, но наводят на размышления по данной теме.
В 6 классе я являюсь классным руководителем. Начата работа по созданию портфолио класса, в котором будут представлены все достижения класса до их выпуска из школы. Ребятами используется возможности сайта Маркинской школы при подготовке к рефератам, публикуется сведения о проведенных мероприятиях.
    На сегодняшний день опросы школьников и родителей свидетельствуют о том, что с помощью применения компьютерных технологий ребята лучше усваивают материал, уроки становятся более привлекательными, дети с большим желанием идут в школу, вовлекают родителей (у кого есть дома компьютеры) участвовать в создании своих тестов или кроссвордов, программ для проверки домашнего задания.
     В своей работе, помимо компьютерного тестирования, я использую безотметочное оценивание: зачет, не зачет, систему выдачи сертификатов за высокое качество знаний. В ходе дискуссий используется мною рейтинговая система в баллах.
Оценочная дискуссия.
Критерии оценок:
1.     Предоставлена информация о данном событии на знании фактического материала + 1 б.
2.     Высказана аргументирована точка зрения + 2 б.
3.     Аналитический комментарий или дополнение к информации + 2 б.
4.     Усматривать сходство и аналогии + 2 б.
5.     Обратить внимание на ошибки + 1 б.
6.     Начать дискуссию + 1 б.
7.     Продвинуть дискуссию вперед + 1 б.
8.     Втягивать в дискуссию лица, которые еще не высказались + 1 б.
1.     Высказывание не по теме, не соблюдение плана – 1 б.
2.     Держать монополию на дискуссию (более 30 секунд) – 3 б.
3.     препятствовать высказыванию других лиц – 2 б.
4.     Личная атака (переход на оскорбления определенной персоны или яростное неприятие его взглядов) – 3 б.
 
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне
 
 В связи с новыми образовательными целями, Федеральной программы развития образования до 2010 г., направленными на деятельностный подход, развитие ключевых компетенций учащихся    соответственно меняются мои цели и задачи. Возникает противоречие между большим количеством содержания учебного материала, тем количеством часов, в которые его нужно уместить, и выполнением требований к подготовке выпускников, умением научить детей работать с большим объемом социальной информацией. Вот эти задачи и проблемы привели к поиску решения:
1. Через применение новых педагогических технологий;
2. Через приобщение к предмету на основе региональной и локальной истории, к обращению к историческим корням, родословной;
3. Через методы, которые меняют мотивацию;
4. Через создание благоприятной психологической обстановки.
 Неотъемлемой частью работы педагога является систематическое обобщение опыта работы для подведения итога и постановки новых проблем; например, в 2003-2004 году опыт обобщен и представлен на заседании методического объединения Цимлянского района в ходе секционных заседаний августовских встреч. Мною был представлен материал по итогам перехода на концентрическую систему образования, работе по проблемной технологии, основанной на педагогической теории и практике в трудах Л.С. Выготского, М.Н. Снаткиной, И.Я. Лернера. Отмечено коллегами что в моем опыте целенаправленно и положительно влияет использование инновационной развивающей модели когнитивной направленности на развитие желания у детей быть в позиции исследования, умение находить альтернативные пути решения исторических проблем, умение последовательно моделировать мышления в решении проблем. В этом же году был дан Мастер - класс и показан открытый урок по данной проблеме в 11 классе «Проблемы развития СССР в 20-е 30-е годы» для учителей истории района. Для завучей в 6 классе «Принятие христианства на Руси». Для более успешного решения этих задач я использовала видеодвойку и видеокассеты фильмов «Сталин и Гитлер. Истоки культа личности», «Репрессии в СССР в 30-е годы ХХ века». Подводя итоги промежуточного результата, в своей работе решила глубоко изучить и использовать технологию компьютерного обучения, а также модель обучения на основе исследования. С этой целью стала сотрудничать с кафедрой общественных дисциплин ИПК и ПРО. С 2006 года школа является пилотной площадкой по реализации регионального компонента. Приказ № 2083  Министерства  общего и профессионального образования РО от 27.09 2006 года. В рамках работы пилотной площадки ведется апробация учебника «История Донского края» 5-6 класс О.Г. Веряскиной, разработан цикл творческих уроков.
     По этой проблеме в феврале 2007 года обобщен мой опыт на муниципальном уровне, а в марте 2007 года на региональном уровне. В марте 2007 года мною проведен мастер-класс для директоров школ Цимлянского района по теме «Использование элементов локальной и региональной истории в ходе изучения истории России».
     Созданная мною творческая группа учителей МОУ Маркинской СОШ в 2004-2005 учебном году работает над проблемой «Региональный компонент на уроках и во внеклассной работе». За более чем 2 года работы накоплена педагогическая практика, публикации в сборнике региональных материалов, подготовленном кафедрой общественных дисциплин РО ИПК и ПРО, обобщен и систематизирован опыт учителей разных предметов. Это очень актуально в связи с принятием новых образовательных стандартов, в которых национально-региональный компонент получил большую значимость. Лозунгом нашей деятельности мы взяли слова Конфуция «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Интеграция усилий учителей творческой группы имеет следующие цели:
- возрастание интереса учащихся к истории родного края, станицы;
- формирование социальной компетенции учащихся, которая проявилась в том, что школьники пробовали себя в различных социальных ролях жителей Донского края;
- формирование активной жизненной позиции, что выразилась в создании детской организации «Зеленые», ставящей своей целью сохранение экологии прибрежной зоны реки Кумшак;
- воспитание патриотизма, гражданственности в рамках работы к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Деятельность кружка «Малая Родина» воспитывается уважение к прошлому нашего народа, гордость за свою Родину и народ.
      В творческой группе сотрудничали учителя физкультуры, биологии, иностранных языков, физики, химии, географии, начальных классов, русского языка и литературы, музыки и трудового обучения, а также библиотекарь школы. Работа велась разноплановая: от секции по физкультуре до кружковой работы, результатами которой стало участие в областном конкурсе исследовательских работ участников краеведческого движения «Отечество» - «Эхо Чернобыльской трагедии» два диплома (один 2-е место в секции «Земляки», второй за выставочный материал. Почетная грамота Ростовского областного музея краеведения). Собран материал «Учительские династии о Кулягиной Т.К. и Кулягиных К.А. и О.С. Продолжается сбор материалов «Цимлянский край родной» (стихи поэтов, фотографии-виды г. Цимлянска), «Творчество наших станичников» (Кольцовой О.С., Донскова А.А., Довженко С.И.), «Судьба ветерана» - материал и сведения о Хорсове М.М., оформление фотоальбома нашей школы.
      В ходе взаимопосещений уроков, внеклассных мероприятий учителя обмениваются опытом.
     На базе школы по теме: «Реализация регионального компонента государственного образовательного стандарта в 2005 году проводился семинар завучей школ Цимлянского района. Были даны открытые уроки, мероприятия. Отмечена плодотворная работа в этом направлении учителя истории и обществознания Савиловой Т.Г.
     В 2005 году в марте в Цимлянском районе проходил конкурс «Лучшее методическое объединение года». Так как на проводимом ранее (в январе) наша творческая группа одержала победу в школьном конкурсе «Лучшее методическое объединение», нам дано было право представлять Маркинскую школу. По Результатам состязаний мы оказались лидерами в номинации «Лучшее освещение регионального компонента государственных стандартов общего образования». Грамота РОО март 2005 года, г. Цимлянск.
     Я была награждена грамотой РОО как руководитель творческой группы учителей МОУ Маркинской СОШ.
     Оценка этому была дана в публикациях в газете «Придонье» 4 апреля 2005 года в статье «Все методы хороши, кроме скучных» и в марте «Хоть на одну ступеньку, но подняться. Модернизация образования: размышления на тему» 2005 год:
- В 2006 г. был дан мастер – класс «Воспитываем патриотов» для учителей района, представителей общественных молодежных организаций. Май 2005 года.
     Участвуя в работе методического объединения «Организация использования информационных и коммуникативных ресурсов в образовательном учреждении», выполнила презентацию «Социальная структура общества» эта работа была представлена на кафедре дистанционных курсов ИПК и ПРО г. Ростова-на-Дону, а также стала зачетной работой на курсах повышения квалификации при ЮФУ.
     Обобщению и распространению опыта способствуют методические публикации, это помогает не зацикливаться на своей точке зрения на какую-то проблему в работе, но и услышать мнение свои оппонентов, подводить промежуточные итоги своей работы, организовывать дискуссии по различным вопросам:
- газета «Придонье» «Герои живут среди нас» 20.01.2005 г. об опыте работы по патриотическому воспитанию
- газета «Придонье» от 01.02.05 «Конкурсная пора ,пора побед» о результатах краеведческой работы
- газета «Придонье» от 3.03.05 «Покажите, как это сделать» о применении в деятельности учителя проектных методах обучения»
- газета «Придонье» 5.04.05. «Все методы хороши, кроме скучных»
- газета «Придонье» 10.03.2005 «Хоть на одну ступеньку, но подняться. Модернизация образования; размышления на тему» об итогах районного конкурса методических объединений
- сайт: mar.jma-net.ru8 февраля «Роль регионального компонента в образовательном стандарте»
- готова к печати «Рабочая тетрадь по истории Цимлянского района» в апреле 2007 года
     По поручению районного методического объединения учителей истории с 2006 года являюсь наставником молодого специалиста Хорошевской СОШ Полубедовой Юлии Павловны. Совместно с ней мы разработали учебную программу по истории Донского края для 5 класса, она посещает мои уроки, получает методическую помощь.
     17 января 2007 года я участвовала в научно-практическом семинаре в Ростовском областном музее краеведения «Музей и школа: пути взаимодействия»
     Целями ее являлись:
- определение путей взаимодействия музеев и образовательных учреждений Ростовской области по освоению культурного наследия родного края;
- ознакомление учителей краеведов с современными музейными технологиями;
- разработка методических рекомендаций к созданию программ сотрудничества музеев и образовательных учреждений Ростовской области.
      Для меня, как учителя истории школы – пилотной площадки по реализации регионального компонента государственного стандарта по истории (История Донского края), эта встреча оказалась очень плодотворной. После нее я посетила Цимлянсктий музей и мы с его заведующей Поздняковой Г.А. разработали программу совместной деятельности: тематические уроки, мероприятия, экскурсии, лекции. В апреле 2007 года учащиеся 5-6 классов отправятся на Цимлянское городище ( период Хазарского каганата), познакомятся с первыми практическими навыками,  с правилами проведения археологических раскопок.
     Ежегодно на каждой конференции учителей истории и обществознания я выступаю по различным проблемам:
- Работа с различными источниками на уроках истории. Август 2003г.
- Новые учебно-методические комплексы по истории России и всеобщей истории, январь 2004 года
- Использование технологии проблемного обучения для развития когнитивных способностей ребенка, август 2005
- Толерантность в общеобразовательной школе, январь 2006 года
 
6.     Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.
 
В марте 2005 года я принимала участие вместе с творческой группой «Региональный компонент на уроках и во внеклассной деятельности» как руководитель и с методическим объединением «Классный руководитель» в муниципальном конкурсе на лучшее методическое объединение. По итогам конкурса обе творческие группы стали призерами-победителями.
     Награждена грамотой творческая группа МОУ Маркинской СОШ за победу на районном конкурсе «Лучшее методическое объединение года» в номинации «Лучшее освещение регионального компонента государственных стандартов общего образования. Я была награждена грамотой как руководитель творческой группы за большой вклад в развитие образования и инновационную деятельность по внедрению регионального компонента на уроках и внеклассной работе (РОО, март 2005 года) .
     Цимлянский РОО и районная профессиональная организация наградила меня за победу бесплатной экскурсией в станицу Вешенскую на празднование 100-летия М.А. Шолохова.
7.     Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре.
 
Для совершенствования методов работы, повышения качества образования, профессиональной культуры я проходила повышение квалификации:
- с 01.11 по 13.11 2004 года (72 часа) «моделирование содержания исторического и обществоведческого образования в системе профильного обучения в г. Волгодонске, ИПК и ПРО.
- с 02.10.2006 г. по 03.03. 2007г. прохождение курсов (144 часа) в г. Ростове-на-Дону при ИПК и ПРО по проблеме «Подготовка педагогических кадров к итоговой аттестации на высшую категорию» свидетельство № 504
- с 16.10.06 г. по 28.10.06 г. курсы (72 часа) при ИПК и ПРО
«Современные педагогические технологии», свидетельство № 2034
- с 24.02.07 г. по 28.02.07 прохождение курсов (72 часа) а Южно Российском региональном центре информации Южного Федерального университета по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника». Выполнила выпускную работу на тему «Внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность». Регистрационный номер свидетельства 113/2
- с 19 по 26 марта краткосрочные курсы «Реализация регионально компонента» (72 часа) в г. Ростове-на-Дону в ИПК и ПРО.
     Я повышаю свою квалификацию с помощью многообразных форм: работа в пилотной площадке ИПК и ПРО по апробации учебников по региональной истории, а также участия в областных семинарах, например, «Музей и школа: пути взаимодействия». 
     Особым подспорьем в моей работе является наличие второго образования: учитель начальных классов. Особенно для работы в 5 классах.
     В связи с прохождением курсов повышения квалификации по использованию информационных технологий в обучении использую презентации, мультимедийные системы, на сайте школы публикую учебно-методические наработки.
     В течение 2004-2005 и 2005-2006 учебных годов являюсь экспертом при проведении массовых обследований освоения обучающимися 4,9 классов общеобразовательных программ проводимых Министерством Образования Ростовской области.
 
Подпись Претендента _________________________Т.Г. Савилова
 
Данные в аналитической справке 
проверены и соответствуют действительности
 
Директор школы______________________С.С. Малахова
 
12.03.2007 г.
   М.П.

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн