НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ХИМИИ.
Как увлечь учеников решением задач и упражнений по химии?
Можно ли совместить решение задач по химии и воспитание нравственности?
Решение задач – неотъемлемая часть курса химии. Однако, традиционное использование решения задач у доски, или в рамках контрольной работы имеет определенные недостатки: не все ученики вовлекаются в работу при решении задачи у доски, не все ученики берутся за решение задач во время контрольной работы. Известно, что большая часть любого «нехимического» класса состоит из гуманитариев, которым решение расчетных задач просто не интересно. Особенно обостряется проблема в 11 классе, когда повторение и углубление знаний по химии большинством выпускников воспринимается поверхностно – ведь они не будут сдавать химию и им «это не нужно».
Осознавая необходимость не только обучения, но и развития и воспитания своих учеников, я
разработала серию заданий-головоломок по различным темам курса химии.
По содержанию задание-головоломка нисколько не отличается от содержания типичной контрольной или самостоятельной работы. Только решения нужно вписывать в специально отведенные графы (это хорошо тренирует внимание и готовит к ЕГЭ). В бланках ответов проставлены соответствующие буквы или цифры, которые нужно вставить в головоломку и расшифровать фразу.
Конечно, самые сообразительные могут отгадать головоломку, решив всего 2-3 задания. На этот случай продумана система оценивания: «5» получает тот, кто быстрее всех расшифрует фразу, а вот за качество выполнения задания (уравнения, приведенные решения задач) ставится еще одна оценка.
Эти нестандартные задания вызывают интерес практически у всех учеников. Они позволяют развивать внимание и логическое мышление, отрабатывают навыки внесения ответов в бланки (что необходимо на ЕГЭ по любому предмету), учат работать в паре, и, конечно, несут воспитательную нагрузку – при выполнении задания ученики расшифровывают высказывания великих людей и урок завершается обсуждением смысла данного высказывания, нередко перерастая в дискуссию.
Методика использования таких заданий проста и многообразна.
Их можно использовать на уроках (задания по темам "Окислительно-восстановительные реакции" и "Ионные уравнения" я использовала в 11 классе)
- В рамках рабочего урока - решение задач у доски, постепенно расшифровывая фразу всем классом, при этом более подготовленные ученики могут решать задачи в более быстром темпе.
- Для самостоятельной работы по углублению и обобщению знаний на уроке, например, в 11 классе, ученики при этом работают в парах самостоятельно, двигаясь к цели, а тем ученикам, у которых возникают проблемы – учитель может оказать индивидуальную помощь, увидев ошибки и недочеты в работе.
Более сложные задания по органической химии, думаю, подойдут для использования в профильных классах, а также на консультациях по подготовке к ЕГЭ, занятиях элективного курса или как усложненное домашнее задание.
Приведу пример таких заданий по темам:
«Спирты и фенолы»
«Кислородсодержащие органические вещества»
«Ионные уравнения»
«Окислительно-восстановительные реакции»
А чтобы понятен был принцип заполнения бланков ответов, прилагаю презентацию для учителей, которая показывает, как работать с материалами.
|
На: За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач по
Да Вы кладезь идей! Большое спасибо, что Вы с ними делетесь.
На: За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач по
Спасибо! Интересный подход!Буду пробовать!
На: За двумя зайцами или Нестандартный подход к решению задач по
СВЕРШИЛОСЬ!!!
Когда я разработала первую такую работу - попробовала провести - получила эффект, то сразу же села за следующую разработку. Мне это показалось так здорово и интересно! А когда выставила в сети, то удивилась, что никому она не нужна...
Спасибо, что Вы, Наталия, ее заметили. Надеюсь, и оцените. Там есть сложные (где решение задач, особенно по органике), а есть простые - я их использовала в 11 классе при повторении ионных уравнений и ОВР, причем класс был не мой, пришла на совместительство, а дети ничего не знают, да и уровень разный - вот здесь они меня и спасли.