Тип урока: практическое занятие с элементами групповой работы.
Цель:
1. Охарактеризовать сложное внутреннее положение России в XVII веке.
2. Определить особенности народных выступлений в XVII веке.
Задачи:
Образовательная:
1. Представить причинно – следственные связи народных выступлений в XVII веке.
2. Рассмотреть ход и последствия городских восстаний 1640-50-х гг..
3. Охарактеризовать основные положения Соборного уложения 1649 года.
Развивающая:
1. Используя средства ТСО, компьютерную презентацию, развивать умения сопоставлять исторические явления; сравнивать изменения социального положения крестьян, посадских людей, дворян.
2. Организовать работу с историческими источниками.
3. Продолжить формировать умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом.
Воспитательная:
1.Способствовать развитию познавательного интереса к истории.
2. Формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству.
Основные понятия: «Бунташный век», прямой и косвенный налог, абсолютизм, крепостное право, Соборное Уложение, посад, «белые» слободы, «тягло».
Оборудование: компьютерная презентация «Россия в 17 веке. «Бунташный век», карта «Россия в XVII в»; портрет «ЦарьАлексей Михайлович», раздаточный материал по теме.
учитель музыки и русского народного творчества МОУ
«СОШ № 1» п.им. Свердлова, II квалификационная
категория, стаж работы – 9 лет.
Авторская педагогическая концепция
Важнейшая роль в воспитании личности ребёнка на современном этапе развития общества отводится традиционной народной культуре, которая реализует «связь времён», позволяет приобщить подрастающее поколение к историческому и культурному наследию своего народа, а также является своеобразным оберегом от идей насилия, жестокости, безнравственности.
Большинство детей получают разрозненные знания о родной культуре на различных уроках школьного общеобразовательного цикла.
Но есть такой учебный предмет и методика, которые позволяют детям унаследовать богатство народной мудрости. Программа «Русское народное творчество» рекомендована Научно-исследовательским институтом школ, составлена Н. С. Ширяевой. По этой программе можно работать на уроках народного творчества и организовывать внеурочную деятельность школьников.
Цель программы:
Воспитание гармонично развитой личности, владеющей полным комплексом традиционных видов творческой деятельности.
Принципы освоения фольклорного материала:
Народная традиционная культура – сложный –– комплекс физических и нравственных идеалов, духовной и практической деятельности, в котором красота неотделима от пользы, а польза от красоты. Поэтому, только воздействуя всем комплексом фольклорных средств, можно сформировать у учащихся целостное представление о народном наследии.
Для знакомства с фольклорным материалом и освоения –– его детьми, учителем отбираются высокохудожественные образцы традиционной культуры.
–– Фольклорный материал выстраивается по принципу «от простого к сложному» — от элементов фольклора к сложному фольклорному комплексу, какими являются народная песня, обряд, региональные традиции.
–– Фольклор – школа творчества. Постигая законы красоты (законы традиции), дети творчески проявляют себя в них как неповторимые личности.
–– Понятие «русская традиционная культура» соткано из огромного количества традиций разных регионов России. Важно возрождать и развивать традиции родного края.
–– Современность фольклора проявляется в его мудрости. Понять это детям помогут не только рассказы учителя, встречи с народными мастерами слова, пения, ремёсел (пассивная форма освоения материала), но и освоение (активная форма) детьми высоких образцов песенного, пластического, поэтического, игрового и обрядового фольклора.
Преподавая русское народное творчество на уроках в школе и на занятиях в Доме Культуры, я представляю его, как главный предмет – «Урок Жизни».
Почему именно так? Раньше народная культура представлялась многим как опыт предыдущих поколений и не более. Сейчас же существует множество научных доказательств правильности мировоззрения наших «тёмных» предков, в связи с чем русскую народную культуру надо рассматривать как «Свод Законов», способствующих сохранению физического, духовного и энергетического (психического) здоровья народа. И это обязательно должны понять наши дети.
Основная концепция предмета «Русское народное творчество» — передать знания предыдущих поколений, «разбудить» нашу генную память.
Наши предки славяне знали всё. Любая(!) крестьянка, к примеру, владела таким запасом знаний, который позволял не только обеспечить большую семью пищей и одеждой на круглый год, но и вырастить здоровых и творчески одарённых детей (общий массаж, массаж биологически активных точек, укрепляющие упражнения, прибаутки, колыбельные и т.д.) Мужчины же, кроме определённого ремесла, ведали, как построить дом, как вырастить урожай, и на охоту ходили, и за землю-матушку голову свою сложить не боялись.
Наши предки жили в неразрывной связи с окружающей их природой, представляя себя как частичку космоса, т.е. мироздания.
Что будет с нами (человечеством) через сто лет, какими мы будем? Какими будут наши дети и внуки? А какими бы мы хотели их видеть? Как часто мы задаём себе эти вопросы, и можем ли мы на них дать сейчас ответ? За суетой современной жизни не теряем ли главного? Как «Иваны, не помнящие родства» отчего мечемся, восхищаясь то цивилизованностью Запада, то глубокомудрием Востока?
I квалификационная категория, стаж работы – 3 года.
Считает, что главным ориентиром в работе учителя должен быть ребенок. Свою основную миссию видит в том, чтобы помочь ученику узнать окружающий мир, сделать первые шаги в этом мире, научить его смотреть в будущее. Полный текст концепции.
г. Всеволожска, высшая квалификационная категория,
стаж работы 21 год.
Главная идея ее педагогической концепции – творчество – самый мощный импульс
в развитии ребенка.
Педагог считает, что каждый ребенок, окончивший школу, должен вынести из нее не только багаж твердых знаний, умений и навыков, но и желание творить и создавать нечто прекрасное, быть
1. Дать понятие омонимов и их видов. 2. Сформировать умение различать их по значению, строению, написанию. 3. Развивать мышление, речь учащихся. Методическое обоснование: без введения терминов пятиклассники знакомятся с лексическими омонимами, омографами, омофонами, омоформами. Основной методический приём сопоставительный анализ внешне похожих слов. Оборудование урока: мультимедийная установка, новогодняя ёлка, ёлочные игрушки, костюмы Бабы Яги и Зимы.
г. Всеволожска, II квалификационная категория, стаж
работы – 8 лет.
Девиз ее работы – успешность каждого ребенка. Только в этом случае дети будут заинтересованы
учебным процессом и все у них получится. Основой обучения Екатерина Викторовна считает выявление и устранение причины возникшей на пути обучения трудности.
г. Всеволожска, высшая квалификационная категория,
стаж работы – 27 лет.
Является руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания. Владеет методами учебно-методического анализа по предмету,
использует средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей, обеспечивая
прочные знания в освоении программного материала. Разработала программу модернизации преподавания обществознания в условиях становления профильного обучения.
На: Ярмарка педагогических идей и проектов
Никитина Лариса Петровна
учитель музыки МОУ «Агалатовская СОШ», высшая квалификационная
категория, педагогический стаж – 14 лет.
Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития
эмоциональной культуры детей и путей ее формирования
На: Ярмарка педагогических идей и проектов
Авторский коллектив: МОУ «СОШ №1 п.им. Свердлова»
Александрова Юлия Николаевна – учитель музыки, вторая
квалификационная категория, стаж работы 9 лет
Михайлова Ирина Анатольевна – учитель ИЗО и черчения,
стаж работы 8 лет
Тематическое планирование дифференцированных занятий
по предметам: «Русское народное творчество» и «Изобразительное
искусство» в 5 классе
Тема: Весенние и летние обряды русского народа
На: Ярмарка педагогических идей и проектов
Ленинградская область
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема: «Газовые законы»
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Ленинградская область
Конспект урока
Тема урока: РОССИЯ В XVII ВЕКЕ. «Бунташный век»
Тип урока: практическое занятие с элементами групповой работы.
Цель:
1. Охарактеризовать сложное внутреннее положение России в XVII веке.
2. Определить особенности народных выступлений в XVII веке.
Задачи:
Образовательная:
1. Представить причинно – следственные связи народных выступлений в XVII веке.
2. Рассмотреть ход и последствия городских восстаний 1640-50-х гг..
3. Охарактеризовать основные положения Соборного уложения 1649 года.
Развивающая:
1. Используя средства ТСО, компьютерную презентацию, развивать умения сопоставлять исторические явления; сравнивать изменения социального положения крестьян, посадских людей, дворян.
2. Организовать работу с историческими источниками.
3. Продолжить формировать умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом.
Воспитательная:
1.Способствовать развитию познавательного интереса к истории.
2. Формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству.
Основные понятия: «Бунташный век», прямой и косвенный налог, абсолютизм, крепостное право, Соборное Уложение, посад, «белые» слободы, «тягло».
Оборудование: компьютерная презентация «Россия в 17 веке. «Бунташный век», карта «Россия в XVII в»; портрет «Царь Алексей Михайлович», раздаточный материал по теме.
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Александрова Юлия Николаевна
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Белоусов Константин Владимирович
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Бурунова Наталья Леонидовна
1. Дать понятие омонимов и их видов. 2. Сформировать умение различать их по значению, строению, написанию. 3. Развивать мышление, речь учащихся. Методическое обоснование: без введения терминов пятиклассники знакомятся с лексическими омонимами, омографами, омофонами, омоформами. Основной методический приём сопоставительный анализ внешне похожих слов. Оборудование урока: мультимедийная установка, новогодняя ёлка, ёлочные игрушки, костюмы Бабы Яги и Зимы.
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Ваняшина Наталья Михайловна
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Вознюк Екатерина Викторовна
На: Ярмарка педагогических идей и проектов образовательных учреж
Глушенкова Светлана Альбертовна