Урок- путешествие
2 класс
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова
с безударными гласными в корне слова.
Развивающая:
· развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
· совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.
Тип: урок-закрепление.
Вид: сюжетно-ролевая игра.
Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Оборудование: компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма тест, карточки с дифференцированным заданием, памятка, звездочки.
Знать: правило написание слов с безударной гласной проверяемой ударением и непроверяемой ударением.
Уметь: графически выделять орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; объяснять правописание слов с безударной гласной.
Принципы:
· наглядности;
· активности (игровой момент);
· коммуникативности (уметь работать в парах);
· сознательности (формирование приема самостоятельной работы);
· доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении трудностей);
· прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
Формы обучения:
· коллективная (фронтальная);
· индивидуальная;
· в парах;
Методы:
· организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:
1. наглядный;
2. словесный (рассказ, беседа);
3. практический (упражнения).
Приемы обучения:
· построение языковых структур (схема предложения);
· наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
Ход урока:
1. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята вам тепло? (да)
В классе светло? (да)
Уже прозвенел звонок? (да)
Только начался урок? (да)
Хотите вы учиться? (да)
Значит можно всем садиться!
2. Актуализация знаний и сообщение темы урока:
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков».
«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.
- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.
Остановка кадра.
- Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?
- Давайте посмотрим, что было дальше.
Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».
- Может быть, только эта собака пишется через «о», - спросил Кузя, - а все другие через «а»?»
- Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков?
- Почему?
- Какое правило не знал Витя?
- Назовите тему урока. Написание безударной гласной в корне слова.
- Какие цели поставите перед собой?
- Чему будете учиться?
- Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие. А в какое, вы подскажите мне сами.
- 12 апреля. Чем знаменательна эта дата?
- Да, действительно,12 апреля 1961 года впервые именно советский человек полетел в космос.
- Кто был первым космонавтом?
- Ребята, если мы завели разговор о космосе, то может, вы догадались, в какое путешествие мы отправимся?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах, расположенных в галактике. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.
Чтоб пройти все испытанья,
Необходимы ваши знанья.
Итак, мы отправляемся
В загадочный полет.
Успех вам и удачу
Пускай вам принесет.
3. Физминутка.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь!
4. Минутка чистописания.
Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи.
Вспомните правила посадки при письме.
Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.
Вот жители этой планеты.
А О И Е Я (На дереве)
- Запишите их в свою тетрадь.
- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (гласные буквы)
- Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)
- Почему именно эти гласные живут на этой планете? (эти гласные нужно проверять)
- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)
- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)
- Когда их надо проверять? (в безударном слоге)
- Почему? (слышатся неясно)
- Как их надо проверять?
5. Словарная работа.
Отправляемся к планете «Словарей».
Словари предлагают выполнить следующее задание.
- Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.
1-й слог – ранетка 1-й слог – костер
2-й слог – океан 2-й слог – самосвал
3-й слог - монета
Р…кета Косм…с
- Как вы думаете, какие буквы надо вставить?
- А как это проверить? (по словарю)
- Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.
Ракета.
Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.
1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)
2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй? Третий?
- Как слово ракета разделить для переноса?
Космос
Толковый словарь: Вселенная, мир.
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй?
- Как слово космос разделить для переноса?
Словарь однокоренных слов: Я словарь однокоренных слов.
Предлагаю вам следующее задание: Подобрать к слову «космос» однокоренные слова.
1. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений? (космонавт)
2. Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов? (космодром)
3. Как называется предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству? (космический)
- Запишите эти слова и выделите корень.
части речи.
6. Закрепление пройденного материала.
- Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.
- Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики.
- Какими способами можно проверить безударную гласную?
- Посмотрите памятку.
Памятка.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Измени форму слова.
1. Один – много.
Трава – травы
2. Много – один.
Шаги – шаг
3. Что делал? Что делать? - Что делает?
Смотрел, смотреть – смотрит
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Подбери однокоренное слово.
1. Слово – предмет (имя существительное).
Трещит – треск
2. Слово – признак (имя прилагательное).
Темнота – темный
3. Слово – действие (глагол).
Кормушка – кормит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковер – коврик
1. Перед вами группа слов:
I – в. II – в.
тр…па сл…ды
зв…зда к…смическая
л…тит з…мля
- Вставьте пропущенные буквы.
Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.
- Какое слово (лишнее)? Подчеркните его карандашом.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, которое можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их зеленой пастой, устно назовите проверочные слова.
- Все ли слова можно проверить изменением слова? (Нет, можно подобрать однокоренное слово)
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)
2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо выбрать проверочное слово.
Л…нивый линька, лень
М…стерская мост, мастер
Уд…вительный девочка, диво
М…нять мина, замена
Л…пить липко, лепка
Скр…пучий скрепка, скрип
- В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?
Проверка на доске.
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).
7.Летим на следующую планету.
Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,
Помчимся на другую планету быстрей.
Задание
Разбилась о берег крутая волна.
Бутылку с запиской швырнула она
На мокрый песок, а пираты нашли,
Но только посланье прочесть не смогли,
Ведь буквы водою морскою размыты.
А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.
Вставить пропущенные буквы, рядом написать проверочное слово, выделить корень.
М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер.
Задания 2 уровня:
2. Исправь ошибки.
У нас всаду растут диревя. витя взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам! Варабей
10. Мониторинг.
Мы объездили полсвета,
Посетили мы планеты.
Нет планеты лучше нашей.
- Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.
Тест 1. Безударную гласную можно проверить:
а) в приставке; б) в корне; в) в суффиксе.
2. Безударная гласная в корне слова:
а) побег; б) старушка; в) столик.
3. Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король, роли; б) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
4. Проверочным словом к слову г…ра является:
а) гарь; б) горы; в) горький.
5. Слово дом - проверочное для слова:
а) домино; б) домашний; в) домик.
6. В слове нельзя проверить безударную гласную:
а) зима; б) пальто; в) холод.
Проверка.
8. Итог урока.
С планетами пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
Музыка (позывные из космоса).
- Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова.
Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
И прибывая в срок.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Какие вопросы возникли по этому уроку?
9. Рефлексия.
Кому из вас понравилось в пути?
Кто ж смог звезду удачи обрести?
- Давайте зажжем на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.
– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.
– немного волновались
– очень боялись.
10. Домашнее задание.
Еще одно задание
От меня вам на прощание
Упр. № 115.
|
На: руский язык урок-путешествие
Интересный урок! Спасибо!