Вы не зарегистрированы

Авторизация

"Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Фото пользователя Елена Владимировна Барбуцкая
Размещено: Елена Владимировна Барбуцкая - вт, 17/11/2009 - 16:25

 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Третий год работаю по программе "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Сегодня, когда изменился сам младший школьник (его уровень развития, социальный статус, потребности, способности) уже нельзя ориентироваться только на формиро­вание его функциональной грамотности. Принципиально важно, чтобы в нем произошли изменения, которые опре­деляются не только приобретенными знаниями, но и харак­тером его деятельности, отношением к ней, уровнем позна­вательных интересов, готовностью к самообучению и само­воспитанию, т. е. теми новообразованиями, которые и характеризуют существенные изменения в развитии школь­ника. П.П. Блонский еще в 20-е годы XX века писал: «Любо­пытно видеть, как юноши конца XIX — начала XX века ус­ваивают знания, требуемые нуждами XVI-XVIII веков». Тем самым он подчеркивал необходимость следовать за потреб­ностями ребенка, учитывать их изменения и корректиро­вать в связи с ними процесс педагогического влияния.
          Итак, сделаем вывод: цели начального образования на современном этапе его развития не соответствуют, во-пер­вых, требованиям общества и государства, а, во-вторых, возможностям ребенка XXI века. Достижение каких целей становится сейчас актуальным?
 
Сравнительный анализ особенностей традиционной начальной школы и УМК.
 

 
Школа ЗУНов,
школа навыков
Школа развития, школа взросления
Характеристика общества
Социалистическое, стабильность
Стабильная нестабильность
Личность
«Мастер своего дела», исполнитель
Умеющая развиваться, адаптироваться
Чему должна учить школа?
ЗУНы
Умению самостоятельно учиться и развиваться (способности к саморазвитию или к учебной деятельности)
Кем является ученик?
Ребенок – «сосуд для знаний», «умелец»
Учащийся – умеющий учиться
Кем является учитель?
Мастер
Тот, кто управляет, создает условия для организации учебной деятельности
Основной метод
Репродуктивный
Метод решения учебных задач
Результат
Ученик научается всему тому, что знает учитель.
Ребенок должен уметь не просто решать задачу, а знать способ решения задачи, а значит, решать разные задачи

 
Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа долж­на реализовать следующие приоритетные цели:
А. Целостное гармоничное развитие личности школьни­ка; формирование общих способностей и эрудиции и соот­ветствии с индивидуальными возможностями и особеннос­тями каждого.
Б.   Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением   принимать учебную задачу,   определять,   учебные операции,   производить контроль и самоконтроль,   оценку и самооценку и др.
В. Формирование готовности к самообразованию, опре­деленный уровень познавательной культуры и познаватель­ных интересов учащихся.
         Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника - появление качест­венных изменений и его физическом, психическом и духов­ном развитии.
 
Итак, в учебно-методическом комплекте, который авто­ры назвали «Начальная школа XXI иска», реализованы следующие идеи:
• обучение строится с учетом психологических особен­ностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
•   методика изучения каждого учебного предмета ориен­тируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;
•  обучение строится на основе дифференциации, позво­ляющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обес­печить поддержку его способностей.
 
Принципы отбора содержания обучения:
Отбор содержания по предметам учебного плана на­чальной школы подчинился дидактическим принципам, реализация которых позволяла сделать учебный процесс личностно-значимым для каждого ученика.
         А. Принцип природосообразности определяет меру трудности содержания обучения для каждого ученика, с учетом темпа его продвижения и освоении знаний—умений, уровня психического развития и этапа обучения.
         Б. Принцип  педоцентризма предполагает отбор наибо­лее актуальных для ребенка знаний и умений. Что это зна­чит? Какие знания—умения являются для младшего школь­ника жизненно важными?
         Во-первых, обеспечивающие осознание места ребенка не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе: овладение новыми социальными ролями («я - ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире.
         Во-вторых, расширяющие представления младшего школьника о правилах взаимодействия с другими людьми, средой обитания; помогающие осознать (мою принадлеж­ность к обществу людей (права, обязанности, социальные роли):
         В-третьих, создающие условия для успешности обуче­ния, имеющие межпредметное (надпредметное) значение.
         В. Принцип учета актуальных для младшего школьника деятельностей. Этот принцип предполагает целесообраз­ное использование в рамках учебной деятельности игры, заданий, результатом которых является реальный продукт детской деятельности (рисунок, модель, сочинение и пр.).
         Г. Культурологический принцип обеспечивает введе­ние учащегося в широкий круг представлений из разных областей действительности, развитие кругозора, эрудиции и познавательных интересов.
         Д. Принцип учета межпредметных связей требует про­слеживания вклада каждого учебного предмета в формиро­вание общих умений и навыков, способов деятельности.
 
В УMK «Начальная школа XXI века» представлены следующие предметы:
         «Обучение грамоте»- интегрированный курс объединяющий обучение чтению и письму, изучается в рамках образовательных областей -Русский язык» и «Литературное чте­ние» » в первой - третьей четвертях первого года обучения. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Особенностью программы предмета «Обучение грамоте» является ориенти­ровка на введение школьника на языковую действительность, формирование умения учиться, а также навыков чтении. письма и др.
         «Русский язык» (систематический курс) изучается со вто­рого полугодия первого года обучения и направлен на реше­ние задач лингвистического образования и речевого разви­тия школьников. Программа реализует цели ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, форми­рования умений и навыков грамотного безошибочного пись­ма, развития устной и письменной речи школьника, его инте­реса к языку и речевому творчеству. В программе второю — четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку — «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвисти­ческих знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечива­ет формирование устной и письменной речи, речевого твор­чества и интереса к языку).
         «Литературное слушание» изучается в первом классе в рамках образовательной области «Литературное чтение» в период, когда школьники еще не овладели навыком само­стоятельного беглого чтения. Основная его цель — поддер­жание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений ра­боты с книгой и читательской деятельности, развитие вос­приятия литературного текста.
         «Литературное чтение» — этот учебный предмет изучается в первом — четвертом классах. Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произве­дения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как ис­кусства слова, формирование отдельных литературоведче­ских понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техниче­скими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.
Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и худо­жественно-эстетического принципов.
         «Математика» как самостоятельный предмет изучается с первого полугодия первого класса. Программа реализует следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логиче­ского мышления, пространственных ориентировок и другое, а также математическую подготовку учащихся к дальнейше­му обучению. В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических зна­ний и умений в соответствии с пятью содержательными ли­ниями: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; алгебраическая пропе­девтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается со­держание обучения.
Образовательные области «Естествознание» и «Обще-ствознание», а также «Труд» представлены интегрирован­ным предметом
         «Окружающий мир». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения курса «Окружающий мир» у детей формируются умения и навы­ки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяй­ственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Образовательные области «Искусство» и «Труд» пред­ставлены в учебном плане двумя предметами: «Музыкальное искусство», «Технология».
         «Технология» — интегрированный учебный предмет, сочетающийся с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент, изучается в первом — четвертом классах. Интегрированный характер курса связан с необходимостью формирования у детей технологиче­ской культуры — общего отношения к окружающему миру, основанного на преобразовании, улучшении среды обита­ния человека. Содержание программы позволяет форми­ровать у младших школьников основы творческой деятельности, элементы технологического и конструктор­ского мышления, воспитать экологически разумное отно­шение к техническому прогрессу, расширить жизненно-практический опыт в области профессиональной деятель­ности людей.
         Число часов, отводимых на изучение каждого предмета, соответствует федеральному компоненту базисного учебного плана для пятидневной учебной недели.
 
Реализация концептуальных подходов совершен­ствования начальной школы в программах и средствах обу­чения позволили авторам УМК «Начальная школа XXI ве­ка» выйти на новым качественный уровень образования младшего школьника.
         За время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию. Освоив учебную деятельность, он будет способен к измене­нию самого себя.
         Каждый школьник, заканчивающий обучение в началь­ной школе, будет отличаться от своих сверстников индиви­дуальными способностями и интересами. Возможно, про­изойдет преодоление противоречия между декларацией принципа индивидуализации обучения и реальной ориен­тировкой его на «среднего» ученика.

Уважаемые коллеги, очень бы хотелось узнать ваше мнение о данной программе. Жду ваших комментариев!

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Васильевна Чертусева

На: "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой


Здравствуйте, Елена! Прочитала теоретический материал по программе "Начальная школа 21 века", хотелось бы познакомиться с конкретными мероприятиями по созданию блога в рамках реконструкции сообщества.

Всего доброго!!!



Фото пользователя Лариса Васильевна Чертусева

На: "Начальная школа 21 в." под редакцией Н.Ф.Виноградовой


Урок очень понравился. Спасибо!

Комментарий был изменен с момента создания (Лариса Чертусева, вт, 17/11/2009 - 19:52).
Всего доброго!!!


Скачать + смотреть онлайн

видео 2022