Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

рабочая программа

Фото пользователя Надежда Леонидовна Кириллова
Размещено: Надежда Леонидовна Кириллова - вт, 15/12/2009 - 20:30

Пояснительная записка

 

Развёрнутое тематическое планирование по обучению грамоте (1 кл.) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано на основе требований по учебнику  В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». 1 класс – Москва, Просвещение,2004 г.

Всего на изучение данного курса отводится  108 час:

3 часа-обучение  грамоте, 2 часа- письмо.

Программа «Обучение грамоте и развитие речи» (Горецкий В.Г. и др.) осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые дан­ные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспи­тывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Обучение слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук, слово и предложение (связное высказывание).

Очень важно в процессе обучения русскому языку сформировать у детей навыки четкого, достаточно красивого и быстрого письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного воспроизведения и произвольного внимания. Поэтому в начальных классах работа по чистописанию не должна носить эпизодический характер (один раз в неделю), необходимо на каждом уроке создавать условия для накопления ребенком двига­тельного и практического опыта в написании букв и их элементов. В задачу специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения предплечья, кисти, пальцев, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма. На совершенствование каллиграфических навыков достаточно отводить до 8 минут на уроке. Желательно упражнения по чистописанию связывать с материалом, изучаемым на уроке, или словарной работой. Чистописание плавно переходит в актуализацию знаний или постановку темы урока.

 

Основная цель обучения письму в добукварный период - выработка плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, связанных со спецификой написания каждой отдельной буквы.

 

 

Эта цель достигается при решении следующих задач:

а)   формирование правильной посадки за столом, умения правильно держать ручку, расположить тетрадь;

б)   обучение ориентироваться на странице прописей и тетради;

в)   выполнение графических упражнений, направленных на тренировку мелких мышц кисти руки;

г)    воспитание аккуратности, старательности.

 

 В букварный период решаются следующие задачи:

а)   ознакомление с начертанием букв, их воспроизведение;

б)   обучение письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв;

в)   обучение безотрывному, ритмическому и быстрому письму;

г)    предупреждение искажения при написании букв;

д)   обучение письму под диктовку и списыванию с текста, проверке написанного.

 

Содержание.

Подготовительный   период - - 16 часов

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на  слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слоге), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие  голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

 

Букварный (основной) период -56 часов

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-»слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слого-звуковому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

 

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением

ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков. Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

 

 

 

Учебно-тематический план

(обучение грамоте – 60 часов)

 

П№

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Стр.

Примечание

1

 

 

Подготовительный период

 

 

Знакомство с книгой.Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

5-6

 

2

 

Предложение.

Предложение состоит из слов.

 

7-8

 

3

 

Составление предложений из слов

 

9

 

4

 

Предложение и слово

Вн.чт..Русские народные песенки

 

10

 

5

 

Письменная речь.Слог.Ударение

 

11

 

6

 

Слово.Слог.Ударение

 

12-13

 

7

 

Звуки в речи

Вн.чтение.Потешки

 

14-15

 

8

 

Гласные и согласные звуки

 

16-17

 

9

 

Слияние согласного и гласного

Вн.чтение.Волк и семеро козлят

 

18-19

 

10

 

Слово и слог

 

20 -21

 

11

 

Буквы А а

 

24-27

 

12

 

Буквы О о

 

28-31

 

13

 

Буквы И и

 

32-35

 

14

 

Буква Ы

 

36-39

 

15

 

Буквы У у

 

40-41

 

16

 

Упражнение в чтении

 

42-43

 

17

 

 

Букварный период

 

 

 

 

18

 

Буквы Н н

 

44-47

 

19

 

Буквы Сс

 

48-49

 

20

 

Упражнение в чтении слогов и слов

Вн.чтение.Стихи В.Берестова

 

50-51

 

21

 

Буквы Кк

 

52-55

 

22

 

Буквы Тт

 

56-59

 

23

 

Упражнение в чтение слов и слогов

Вн.чтение.Сказка «Рукавичка»

 

60-61

 

24

 

Буквы Л л

 

62-63

 

25

 

Буквы Рр

 

68-69

 

26

 

Упражнение в чтении слов с изученными буквами

 

70-71

 

27

 

Буквы В в

 

72-73

 

28

 

Гласные буквы Е е

Вн.чтение «По щучьему велению»

 

76-77

 

29

 

Буква Е – показатель мягкости

 

78-79

 

30

 

Чтение слов с буквой Е

 

80-81

 

32

 

Буквы П п

 

82-87

 

32

 

Буквы М м

 

88-89

 

33

 

Упражнение в чтении слов и предложений

 

90=93

 

34

 

Буквы З з

 

94-96

 

35

 

Сопоставление слогов и слов с буквами з-с

 

97-98

 

36

 

Упражнение в чтении слов и предложений

Вн.чтение «Знаток сказок»

 

99

 

37

 

Буквы Б б

 

100-103

 

38

 

Упражнение в чтении слов и предложений

 

 

104-105

 

39

 

Упражнение в чтении слов и предложений

 

 

106-107

 

40

 

Буквы Д д

 

108-109

 

41

 

Упражнение в чтении слов и предложений

 

 

110-111

 

42

 

Буквы Я я

 

114-115

 

43

 

Буква Я – показатель мягкости

 

116-117

 

44

 

Буква Я – в словах слияниях

 

118-121

 

45

 

Буквы Гг

 

122-127

 

46

 

Буквы Ч ч

 

128-130

 

47

 

Сочетания ча-ща

 

131-133

 

48

 

Буква ь-показатель мягкости

 

134-139

 

49

 

Буквы Ш ш

 

140-145

 

50

 

Буквы Ж ж

 

148-149

 

51

 

Сочетания жи-ши

 

150-153

 

52

 

Гласные буквы Ё

 

154-157

 

53

 

Буквы Й

Вн.чтение С.Маршак «Мяч»

 

158-161

 

54

 

Буквы Х х

 

162-167

 

55

 

Буквы Ю ю

 

170-173

 

56

 

Буквы Ц ц

Вн.чтение «Мойдодыр»

 

174-179

 

57

 

Буквы Э э

 

180-185

 

58

 

Буквы Щ щ

 

187-189

 

59

 

Буквы Ф  ф

 

194-197

 

60

 

Мягкий и твёрдый разделительные знаки

 

198-200

 

 

 

Письмо - 48  часов

 

 

П№

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Стр.

Примечание

1

 

Умение выражать свои мысли. Правила посадки при письме.

 

4-6

 

2

 

Письмо прямых линий

 

8-9

 

3

 

Письмо овалов и полуовалов

 

10-12

22

 

4

 

Письмо коротких с закруглением внизу

 

13-15

 

5

 

Письмо линий с петлёй внизу и вверху

 

16-17

28-29

 

6

 

Письмо линий с петлёй

 внизу и вверху

 

18-19

30

 

7

 

Письмо овалов и полуовалов

 

20-22

31-32

 

8

 

Строчная и заглавная буква А

 

3-4

 

9

 

Строчная и заглавная буква О

 

5-6

 

10

 

Строчная и заглавная буква И

 

7-8

 

11

 

Буква Ы

 

9-10

 

12

 

Строчная и заглавная буква У

 

11-12

 

13

 

Строчная и заглавная буква Н

 

14-15

 

14

 

Строчная и заглавная буква С

 

16-17

 

15

 

Строчная и заглавная буква К

 

18-19

 

16

 

Строчная и заглавная буква Т

 

20-21

 

17

 

Строчная и заглавная буква Л

 

22-24

 

18

 

Строчная и заглавная буква Р

 

26-27

 

19

 

Строчная и заглавная буква В

 

28-29

 

20

 

Строчная и заглавная буква Е

 

30-31

 

21

 

Строчная и заглавная буква П

 

3-4

 

22

 

Строчная и заглавная буква М

 

6-7

 

23

 

Строчная и заглавная буква З

 

9-10

 

24

 

Строчная и заглавная буква Б

 

12-14

 

25

 

Строчная буква  Д

 

16

 

26

 

Заглавная Д

 

17

 

27

 

Строчная Я

 

20

 

28

 

Заглавная Я

 

21

 

29

 

Строчная Г

 

23

 

30

 

Заглавная Г

 

24

 

32

 

Строчная и заглавная буква Ч

 

27,29

 

32

 

Сочетания ча-ща

 

28

 

33

 

Письмо буквы ь

 

30

 

34

 

Строчная Ш

 

3

 

35

 

Заглавная Ш

 

4

 

36

 

Строчная и заглавная буква Ж

 

6-7

 

37

 

Строчная Ё

 

10

 

38

 

Заглавная Ё

 

12

 

39

 

Буква Й

 

13

 

40

 

Строчная и заглавная буква Х

 

15-16

 

41

 

Строчная и заглавная буква Ю

 

19-20

 

42

 

Строчная Ц

 

22

 

43

 

Заглавная Ц

 

23

 

44

 

Строчная Э

 

25

 

45

 

Заглавная Э

 

26

 

46

 

Строчная и заглавная буква Щ

 

27-28

 

47

 

Строчная и заглавная буква Ф

 

30-31

 

48

 

Письмо слов с ь -ъ

 

32

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки

 

Знать:

·       Все буквы русского алфавита и правильно называть их, основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем)

 

Уметь:

·        Вычленять звуки из слова, правильно их произносить

·        Различать гласные и согласные звуки и буквы

·        Правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове и вне слова

·        Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е,ё, и, ю, я и мягким знаком

·        Делить слово на слоги

·        Выделять в слове ударный слог

·        Переносить слово по слогам

·        Вычленять слова из предложения

·        Чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова

·        Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом

·        Грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из трёх-пяти слов правописание которых не расходится с произношением

·        Употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения

·        Писать с заглавной буквы имена и фамилии, клички животных

·        Устно составлять текст из трёх-пяти предложений на определённую тему

 

 

Список литературы

1.О.Е.Жиренко Поурочные разработки по обучению грамоте Москва, ВАКО,2008

2.Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учеб. для 1 класса. - 5-7-е изх -

М.: Просвещение, 2001-2003.

3.Львов М. В. Методика развития речи младших школьников. - Москва

АСТ; Астрель, 2003.

4.Обухова Л.А., Жиренко О. Е., Дубинина И. В., Лукина Т. М. Как хорошо уметь читать... - Воронеж, 2006.

5.Полная хрестоматия для начальной школы: 1 класс. - М.: ЭКСМО.

2002.

6.Светловская Н. Н. Внеклассное чтение в 1 классе. - М.: Провещение

1973.

7.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Тексты по проверке техники чтению

8.Учимся играя / Сост. В. В. Волина. - М.: Новая школа, 1994. Эдигей В. Б.

9.Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя, - М^ «Первое сентября», 2000.

10.Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 1999.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн