План-конспект урока физики с применением ЭОР в 7классе по теме «Давление газа. Закон Паскаля.»
Учитель физики Фасхутдинова Лилия Ирековна, МОУ «ВСОШ №2»
Высокогорского района Республики Татарстан
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Образовательная цель - познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знанияучащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами;
помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков;
навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Эпиграф:
Всё известно вокруг, тем не менее
На Земле ещё много того,
Что достойно, поверь, удивления.
Изумления твоего.
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.
Кант Иммануил (Немецкий философ, 1724 -1804 гг.)
Оборудование:
- Таблица «Давление газа. Закон Паскаля»,
- портрет Блез Паскаля,
- шар Паскаля,
- пипетка, резиновый шар,
- ЦОРы,
- мультимедийный проектор, экран;
- Презентация (Приложение 1)
- Коробочка, красные и жёлтые цветочки.
- Ссылки на ресурсы
- http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/e/e1cdfea0-a3ca-41cd-988f-20060a2b5060/005.avi
- http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/6/6f4ad3e3-13c2-4689-9ae9-be04228a0f73/011.swf
- http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/d/df8672fd-7d21-4b3b-b6cd-a9f28f02f1c0/006.avi
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_4.swf
- http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/70f9b680-7b67-4b82-9bb8-53776af8b78c/012.swf
- http://class-fizika.narod.ru/7_paskal.htm
- http://luzan.ucoz.ru/load/animacionnye_kartinki_na_shkolnuju_tematiku/29-9-2
План урока.
- Орг.момент - 1 мин.
- Актуализация знаний – 6 мин.
- Мотивация - 3 мин.
- Этап получения нового знания - 15 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Закрепление учебного материала - 15 мин.
- Информация о домашнем задании - 2 мин.
- Подведение итогов - 2мин.
- Рефлексия
Содержание урока.
I. Орг. момент урока.
Учитель:
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите. (слайд 2)
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Проверим, как вы справились с домашним заданием. Я задам вам несколько вопросов. Итак, (обратимся к презентации )
1 вопрос(слайд 3)
- Что называют давлением? (Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности)
2 вопрос - Как можно вычислить давление? В каких единицах вычисляется давление? (p=F/S, Па)
3 вопрос для всех ТЕСТ (Выполняется в тетрадях контрольных и самостоятельных работ) (приложение 1) (учащиеся сдают тетради)
III. Мотивационный этап.
Учитель:
- Газы ведут себя по-другому, чем твёрдые тела. И нам предстоит это выяснить. В рабочих тетрадях запишите тему урока (учащиеся записывают) (слайд 4)
Учитель, начиная объяснять новый материал, (слайд 5)обращает внимание учащихся на то, что газ всегда занимает весь объём сосуда, в котором находится. Следовательно, он создаёт давление на стенки сосуда во всех его точках.
- ( слайд 6) Какова же причина этого давления? Чтобы ответить на вопрос посмотрим видеофрагмент.
http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/e/e1cdfea0-a3ca-41cd-988f-20060a2b5060/005.avi
IV.Этап получения нового знания.
Учитель продолжает объяснение : (слайд 7)
- Молекулы газа движутся беспорядочно и ударяют в стенки сосуда. При этом сила удара отдельной молекулы мало, но за единицу времени даже на площадь в 1см2 ударяет огромное количество молекул. Поэтому давление может быть создано весьма значительно. Любое направление движения молекул совершенно равноправное и поэтому давление газа на любой фрагмент стенки сосуда одинаково. Запишем в тетрадях:
Давление газа создаётся ударами хаотично движущихся молекул.
http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/6/6f4ad3e3-13c2-4689-9ae9-be04228a0f73/011.swf
Демонстрация опытов (слайд 8)
- Рис.91 учебника
http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/d/df8672fd-7d21-4b3b-b6cd-a9f28f02f1c0/006.avi
В этом опыте учащиеся наблюдают, как по мере откачивания воздуха из колокола воздушного насоса, полу надутый шарик начинает раздуваться. Такое поведение шарика можно объяснить лишь тем, что число ударов молекул воздуха о внешнюю поверхность шарика уменьшается, и объём шарика растёт до той величины, при которой сила давления воздуха внутри шара не сравнивается с силой упругости оболочки. Так как форма шара близка к сферической, то что можно сказать о давлении газа?(слайд 9)
Ученики:
- Газ создаёт давление по всем направлениям одинаково.
- Рис. 92 учебника.
Учитель: (слайд 10)
- Как зависит давление газа от его объёма при постоянной массе и температуре?
Ученики:
- Уменьшение объёма газа приводит к увеличению его давления (рис.92б), т. к. плотность газа возрастает ρ=m/V, число ударов молекул о мембрану также становится больше. Приводит к росту давления.(слайд 11)
Учитель:
-На этом же принципе работают пипетка, резиновая груша (демонстрирует работу пипетки, резиновой груши). Нашли в учебнике на стр. 84 это утверждение и записали в тетрадь.
При уменьшении объёма газа его давление увеличивается, а при увеличении объёма давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.
(учитель продолжает объяснение темы)
Учитель:
- А как изменится давление газа, если нагреть его при постоянном объёме? (слайд 12)
Ученики:
- Скорость молекул при нагревании увеличивается, число ударов возрастает, следовательно, удары будут сильнее. Давление увеличится. (записывают в тетрадь)
Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа( при m=const, V=const).
Учитель:
- Сделаем вывод и запишем в тетрадь
Давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки сосуда.
(слайд 13
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_4.swf
Записать в тетрадях закон Паскаля: (слайд 14)
Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.
Использование в технике сжатых газов.(слайд 16) Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов.
V. Физкультминутка
Учитель:
- Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.
Встали.
Постоим на одной ноге, на другой.
Встали на цыпочки, потянулись.
Как изменилось давление на пол? (увеличилось)
Молодцы! Садитесь.
VI.Закрепление учебного материала.
Учитель:
- Вашему вниманию предлагаю отгадать РЕБУСЫ (слайды 17-19)
VII.Домашнее задание. (слайд 20)
- §§35,36;
- Упр.14(3,4);
- Задание 7;
- http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/70f9b680-7b67-4b82-9bb8-53776af8b78c/012.swf
VIII. . Подведение итогов.
- Что было изучено сегодня на уроке?
- Как передают давление жидкости и газы?
- Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
- Как читается закон Паскаля?
- На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
- Что вам больше понравилось?
IX. Рефлексия
При выходе из кабинета две коробочки, в одну складывают красные цветочки, а в другую жёлтые.
Урок понравился, всё было понятно
|
Урок не понравился, ничего не понял
|
Красные цветочки
|
Жёлтые цветочки
|
Приложение 1
Тест по теме Давление твёрдого тела»
Вариант 1
- От чего зависит результат действия силы на тело?
1. От модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно к которой она действует.
2. От площади поверхности, перпендикулярно к которой действует сила.
3. От модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую она действует.
- Давлением называют величину, равную ...
1. силе, действующей на единицу площади опоры.
2. отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности.
3. отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.
- У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, что бы ... давление, так как чем ... площадь опоры, тем ... давление.
1. уменьшить... меньше... меньше; 2. уменьшить... больше... меньше
3. увеличить... меньше... больше; 4. увеличить... больше... больше
5. уменьшить... больше... больше
- Гусеничный трактор весом 54 кН в среднем производит давление 40 000 Па. Определите опорную площадь гусениц.
1. 1,92 м2; 2. 1,35 м2; 3. 0,048 м2; 4. 0,135 м2; 5. 12,5 м2.
Вариант 2
- Гусеничный трактор весом 60 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.
1. 4000 Па; 2. 12 000 Па; 3. 120 000 Па; 4. 40 000 Па.
- В бутылку, закрытую пробкой с краном, накачали газ и закрыли кран. Одинаковое ли давление будут испытывать дно и стенки бутылки в различных местах?
1. Давление газа в любом месте бутылки одинаковое.
2. Наибольшее давление газа на пробку.
3. Наибольшее давление газа на дно бутылки.
- Режущие инструменты затачивают для того, чтобы ... давление, так как, чем ... площадь опоры, там ... давление.
1. уменьшить... меньше... меньше; 2. уменьшить... больше... меньше;
3. увеличить... меньше... больше; 4. увеличить... больше... больше;
5. уменьшить... больше... больше
- Гранитная плита лежит на земле, опираясь на грань, имеющую длину 1,2 м и ширину 0,8 м. Определите давление плиты на землю, если ее масса 480 кг.
1.»4600 Па; 2.»460 Па; 3.»500 Па; 4.»5000 Па; 5.»0,5 Па.
Вариант 3
- В каких единицах измеряют давление?
1. 1 кг/м3, 1 г/см3; 2. 1 Па, 1 гПа; 1 кПа; 3. 1 м/с, 1 см/с;4. 1 Н, 1 кН.
- В формулах давление обозначают буквой ..., силу ... и площадь ...
1. S ... F ... р; 2. F... S... p; 3. p... F... S.
- Стены зданий устанавливают на широком фундаменте для того, чтобы ... давление, так как, чем ... площадь опоры, тем ... давление.
1. уменьшить... меньше... меньше; 2. уменьшить... больше... меньше;
3. увеличить... меньше... больше; 4. увеличить... больше... больше;
5. уменьшить... больше... больше.
- Вычислите силу, действующую на парус яхты площадью 60 м2, если давление ветра 80 Па.
1. 19 200 Н; 2. 13 500 Н; 3. 480 Н; 4. 4800 Н; 5. 135 Н.
Вариант 4
- Станок весом 14 000 Н имеет площадь опоры 2 м2. Вычислите давление станка на фундамент,
1. 7000 Па; 2. 28000 Па; 3. 700 Па; 4. 280 Па.
- За единицу давления принимают такое давление, которое производит ...
1. сила в 1 Н на 1 м2. 2. масса 1 кг на 1 м2.
3. масса 1 кг на 1 см2. 4. сила в 1 Н на 1 см2.
- Если под человеком на водоеме проломился лед, то к нему подходить нельзя. Для спасения ему нужно бросить доску или длинный шест. Опираясь на них, он может выбраться из воды и пройти по льду. Опора на доску или шест позволяет ... давление, так как при этом площадь опоры ..., а давление ...
1. уменьшить... меньше... меньше. 2.уменьшить...больше...больше.
3. увеличить... меньше... больше. 4. увеличить... больше... больше.
5. уменьшить... больше... меньше.
- Ящик весом 0,96 кН имеет площадью опоры 0,2 м2. Вычислите давление ящика на опору.
1. 19200 Па; 2. 13500 Па; 3. 480 Па; 4. 4800 Па; 5. 135 Па.
Добрый вечер!. Лилия
Добрый вечер!.
Лилия Ирековна, вы испортили вид странички. Не правильно прикрепили файл.
Страница вытянулась и очень неудобно читать. Исправьте, пожалуйста. Можно удалить всё и прикркпить снова.
Не смогла прикрепить
Не смогла прикрепить ребусы к плану урока, но в презентации они есть . Извиняюсь за опоздание.)))