Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Совершенствование навыков языковой и речевой компетенции педагогов при подготовке к аттестации»

Фото пользователя Наталия Геннадьевна Чижова
Размещено: Наталия Геннадьевна Чижова - пн, 22/02/2010 - 16:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чижова Наталия Геннадьевна
Место работы, должность: 
Тамбовский областной институт повышения квлификаци работников образования,доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Запрос на консультирование Нам предстоит аттестация. Мы знаем, что защита педагогического проекта происходит в форме доклада. Хотелось бы узнать, что нужно знать и учесть педагогу, желающему сделать свою речь действенной, результативной. На что следует обратить внимание педагогам при подготовке к аттестации? Консультативный текст Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога сегодня, в связи с утверждением новых требований, предъявляемых к работникам образования. К основным составляющим компетентности работников образования наряду с профессиональной, инновационной. правовой относится и коммуникативная. Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести: умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; умения управлять своими эмоциями; наблюдательность и переключаемость внимания; социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам; умение "подавать себя"; речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); умения обеспечивать обратную связь. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации. Среди требований к речи педагога выделяют: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении основные нормы русского литературного языка: орфоэпические нормы, (правила литературного произношения), нормы образования и изменения слов, синтаксические и стилистические нормы. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов). Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая речь определяется как речь, в которой запас слов, находящихся в активном словаре, превышает обычный набор. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса. Уместность речи педагога предполагает и обладание чувством стиля. Однако понятие речевой культуры не исчерпывается наличием перечисленных выше качеств. Древние говорили: «Поделиться мыслью – значит умножить ее силу». Умение ситуативно верно, эффективно передавать свои мысли – залог успешного взаимоотношения и взаимопонимания. Что нужно знать и учесть человеку, желающему сделать свою речь действенной, результативной? Выстраивая речь, необходимо помнить, что она, как говорили древние ораторы, должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика. Среди приемов, повышающих действенность и убедительность устного высказывания, особого внимания заслуживают средства речевой выразительности, зрительный и голосовой контакт, которые делают речь яркой, воздействующей не только на разум, но и на чувства, эмоции слушателей. Напротив, нечеткая дикция, «проглатывание» окончаний, тихий голос, монотонность, неправильный темп речи (слишком быстрый или слишком медленный), нарушение орфоэпических норм – те недостатки, которые влияют как на само качество речи, так и на эффективность ее воздействия. На что же следует обратить внимание педагогам при подготовке к аттестации? Мастерством публичного выступления может овладеть каждый, если он того пожелает всерьез. Что же помимо основ стилистики и культуры речи для этого нужно? Это прежде всего умение психологически воздействовать на аудиторию с помощью устного слова. Секреты мастерства в основном можно свести к ответам на следующие три вопроса: Как вызвать и поддержать интерес к теме своего выступления? Как сделать речь убедительной для слушателей? Какими способами и приемами можно добиться действенности своей речи по различным темам в разной аудитории? Этапы подготовки устного выступления Зная характер аудитории и типы слушателей, можно надеяться на эффективность управления их вниманием, но лишь в том случае, если вы продумали и оценили ситуацию общения, выработали определенную собственную позицию и стратегию личного речевого поведения. С этой целью рассмотрим основные этапы подготовки устного выступления, следование которым поможет обеспечить вам успех в общении как с аудиторией, так и с отдельным собеседником. Докоммуникативный этап является самым важным для успeшного осуществления устного выступления, так как предполагает знание и учет нескольких факторов. К основным ступеням данного этапа относятся следующие: написание текста речи и конспекта выступления, репетиция выступления. Для того чтобы ваше выступление было интересно аудитории, вы должны ответить для себя на три очень важных вопроса: Будет ли понятен материал в таком виде слушателям? Какие слабые места есть в аргументации? Какие вопросы предположительно могут быть заданы в ходе выступления и после него? Огветив на эти вопросы, вы сможете лучше сориентироваться во время выступления, избежать неприятной ситуации и произвести впечатление на аудиторию или своих собеседников. Основная проблема, с которой сталкивается любой выступающий, заключается в том, как сделать свою речь интересной, полезной и действенной. Решение этой задачи начинается уже со вступления. С каких слов лучше всего начать? Это не такой простой вопрос. Древние ораторы большое внимание придавали именно вступительному слову, которое формировало дальнейший интерес ко всему выступлению. Так какие же существуют эффективные способы начала выступления? Начните с цитаты какого-либо значимого для аудитории авторитета. Задайте проблемный вопрос. Начните с конкретной иллюстрации, с факта. Переходя к основной части выступления, помните о том, что оно вызовет интерес в том случае, если вы будете стремиться сделать свою речь богатой, будете варьировать интонацией и умело расставлять акценты. И наконец - чем закончить? Правило простое — концовка должна соответствовать поставленной цели. Поэтому если ваше выступление носит серьезный характер и вы хотите что-либо объяснить, в чем-то убедить аудиторию, закончите кратким изложением основных мыслей, положений. Если же вы поставили перед собой цель произвести впечатление, то лучше всего в конце выступления создать кульминацию, т.е. заострить обсуждаемую проблему. Коммуникативный и посткоммуникативный этапы На коммуникативном этапе в задачу говорящего входят: реализация норм культуры речи; контроль за собственным кинесическим поведением (напомним, что речь идет о телодвижениях и мимике оратора); реакция на поведение аудитории. Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи? Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто- то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению — неправильному истолкованию ваших слов в целом. Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл. Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро «выдыхается» и не в состоянии затем удерживать внимание слушателей. Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8—10 минут аудитория устанет и не будет воспринимать речь, похожую на крик. Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше». Считается неприличным держаться слишком развязно. Недопустима излишняя жестикуляция. Слушатели будут отвлекаться именно на жесты говорящего и не вникать в суть речи или же, при внимательном слушании, будут быстро уставать. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо следить внимательно за своей и чужой речью, учитывать свои недостатки и выслушивать мнения других по поводу вашего выступления. Посткоммуникативный этап. При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций: полноты реализации замысла; логики изложения; эстетической выразительности. А теперь поговорим о том, на что обычно обращает внимание аудитория и каждый слушатель в отдельности. 1. Оценка содержання выступления: тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации; вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли шло; понятно ли и убедительно; главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает 'ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно выступление; заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели. 2- Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики: есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность; непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; есть ли смешение стилей и насколько оно целесообразно; есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблюдается ли многословие или же чрезмерная краткость; употребляются ли речевые штампы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление, насколько ярок язык. 3. Оценка внешнего облика оратора: внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей; поза: скованная или непринужденная, театральная или царственная, сутулая или прямая и т.д.; нет ли лишних движений и др.; жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много; насколько естественны, осмысленны, уместны. Оценка произнесения речи: голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надлежащая выразительность; темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз; высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса, акцентируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь. 5. Оценка артикуляции: насколько правильно произношение слов; насколько четка артикуляция. Таковы примерные характеристики, которые помогут вам сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи. Особое внимание необходимо обратить на правильное произношение слов, так как соблюдение орфоэпических норм – одно из слабых звеньев языковой и речевой культуры педагога. ЗАПОМНИТЕ, КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ! Августовский, компетенция [т’э], обеспЕчение, сосредотОчение, срЕдства, экспЕрт толИка, баловАть, звонИм, усугубИть, облегчИть, чЕрпать, исчЕрпать, освЕдомить фОрзац, мизЕрный, формировАть, мастерскИ, красИвее договОр, созЫв, аристокрАтия, юрОдивый, еретИк, временщИк, духовнИк, бюрокрАтия, тиранИя (ИСТОРИЯ); гЕнезис, коклЮш, новорождЁнный, плЕсневеть, фОрзац, хвОя, щавЕль, свЁкла, мизЕрный, кАшлянуть, санитарИя, анАтом, истерИя, ракУшка, заплЕсневелый и др. (БИОЛОГИЯ); слИвовый, пулОвер, шарф – шАрфы, тУфля, кОзлы, цемЕнт, шофЁр, столЯр, берЁста, торт – кусок тОрта, просверлИт, оптОвый, гастронОмия, откУпорить, вЫкроенный, зубчАтый, мастерскИ, мАркетинг, скрОенный, красИвее, клЕить, гренкИ, сверлИшь, асимметрИя (ТЕХНОЛОГИЯ); платО, газопровОд, украИнский , Экскурс, вероисповЕдание, оптОвый, путепровОд. (ГЕОГРАФИЯ); запАсник (военнослужащий запаса), бомбардировАть, закУпорить, обеспЕчение, срЕдства, экспЕрт, безУдержный, сОгнутый, сосредотОчение, блокИровать, звонЯт, позвонИшь, освЕдомить, рАкурс, усугубИть, формировать, хаос, ходАтайство, мытАрство, принУдить, анАлог (ОБЖ); граффИти, стАтуя, мастерскИ, мАстерский, рАкурс (ИЗО); оркестрОвый, танцОвщица, партЕр, бряцАние, мАстерский, завсегдАтай, пАмятуя, феЕрия (МУЗЫКА). Используемая литература 1. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. 2. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. – М.: Вербум – М. 2004.

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн