Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по литературе в 10 классе

Фото пользователя Оксана Валерьевна Загитова
Размещено: Оксана Валерьевна Загитова - чт, 25/02/2010 - 10:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Загитова О.В.
Место работы, должность: 
МОУ ДПО УМЦ г.Челябинска
Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока-обобщения по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

 

Конспект урока  по литературе в 10 классе
Тема: Урок-обобщение по пьесе А.Н.Островского
«Бесприданница»
Тип урока: повторительно - обобщающий
 
 
Демонстрируются слайды №1,2
Цели и задачи урока:
1. Проверка знаний учащимися текста произведения    и их умения анализировать литературное произведение с использованием электронных образовательных технологий.
2.Формирование представлений учащихся о культурном и историческом контексте, представленном в пьесе А.Н.Островского.
3.Формирование мировоззренческих установок и воспитание интереса к национальным   культурным ценностям.
Демонстрируется слайд №3
 
 
Оборудование:
1.Компьютер, экран, проектор, авторская разработка урока-обобщения по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»
2. Экранизация   пьесы - фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения)
3.Учебно-методический комплекс по программе   В.Я.Коровиной.
 
Ожидаемые результаты:
 
1.                 Обобщение знаний и умений учащихся по анализу литературного    
произведения.
2.                 Выполнение учащимися требований стандарта по литературе для   10 класса.
3.                 Развитие у учащихся навыков работы с электронной презентацией            
     с целью использования ее для самостоятельной работы
 
 
Этапы урока:
I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).                                                                                      5мин.
 
II. Актуализация и обобщение изученного материала                        25 мин
 
III.Проверка знаний учащихся на основе беседы по тестам и вопросам с использованием материала презентации на экранах ПК и большом экране.
                                                                                                                   15 мин.
IV. Домашнее задание
 
 
Описание конспекта урока с четкими указаниями использования материалов электронного сопровождения
 
1.Введение
Беседа по итогам изученного материала. Сопоставительный анализ – характеристика двух героин А.Н. Островского – Катерины и Ларисы.
 Демонстрируется слайд №4
 
 
Ход урока:
2.Актуализация и обобщение изученного материала
Сообщения учащихся о творческом пути драматурга.
Особенности творчества А. Островского в 1870-1880 гг.
 Для творчества этого периода характерны:
-   устойчивые темы;
-   штрихи к психологической физиономии русского характера; -усиление социальных и политических обобщений, с одной
стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим цен­ностям, с другой стороны;
-повышенное внимание к незащищённому человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным ми­ром;
- фольклор сменяет классическая литература (Паратов, на­пример, цитирует «Гамлета»);
- народная песня вытесняется романсом (Лариса поёт романс Боратынского «Не искушай менябез нужды»).
 
2.1.Обсуждение эволюции его творчества с привлечением цитируемого материала слайда.
 
Демонстрируется слайд № 5
 
2.2.Проверка домашнего задания : работа с таблицей по цитатным характеристикам героев. Жизненная позиция «значительных лиц в городе».
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завя­зывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь куль­турный буржуа-предприниматель.
Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватова и Пара­това?
Демонстрируются слайды № 6
 
 
Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко от­личаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов по­следнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не слу­чайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, ино­гда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.
Кнуров как будто бы заботится о Ларисе, предлагая свою по­мощь и расспрашивая её мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нель­зя ли этим «добропорядочным» путём При содействии матери сде­лать девушку своей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели.
 
Демонстрируется слайд № 7
 
 
 
2.3. Образ С. Паратова.   В чём заключается сложность характера Паратова?
-   В нём отражён парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлёты заверша­ются торжеством трезвой прозы.
-   Паратов - прекрасно смоделированный образ живого чело­века, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твёрдости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.
-        При общении с людьми держится на уровне, соответствую­
щем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошиба­-
ется, грешит и сам себя прощает... Сила этого образа в его
противоречии.
 
Демонстрируется слайд № 8
 
2.4. Идейное содержание
Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогаще­ния. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности про­явить её - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишённый материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А. И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных обще­ственных слоев...».
 
Демонстрируется слайд № 9
 
 
2.5. Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).
Ответы учащихся:
-   Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».
-   У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кну­ров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видеться, без по­мехи...» Или: «Лариса создана для роскоши...»
-   Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт, об­ращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову исто­рию любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»
-   Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
-   В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет своё мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей за­прещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».
-   Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. Во­круг неё образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хо­чет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение, Кто не увлекался? Такова его философия.
-         Главное же для Ларисы - любовь. Она полностью доверяет
своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:
«Паратов. Сейчас или никогда. Лариса. Едемте.
   Паратов. Как, вы решаетесь ехать за Волгу? Лариса. Куда вам угодно».
И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать её от возможности быть рядом с любимым: «Всякие це­пи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».
-Лариса поёт Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Ла­риса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для неё сущест­вует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.
 
Демонстрируются слайды № 10,11,12,13
Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы - это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Ни­когда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тёплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно...»
 
Демонстрируется слайд №16
 
 
Лариса сама не способна на более решительный шаг, но вы­стрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, на­верное, единственный поступок, совершённый не по расчёту, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со слова­ми прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама...сама... Ах, ка­кое благодеяние!»
Демонстрируются слайды № 17,18
 
3. Этап урока : Проверка знаний учащихся
3.1.Обсуждение высказывания Ф.М.Достоевского о русской женщине.
Демонстрируется слайд № 19
 
 
3.2.Итоговое собеседование
 
Демонстрируется слайд №20
 
 
На основе изученного материала сделайте вывод о проблематике и пафосе пьесы.
Демонстрируется слайд №21
 
 
Приложение
Слайд № 22
 
 
4.Домашнее задание
Подготовка к сочинению по творчеству А,Н.Островского.
 
 
 
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...