Чтобы лучше управлять бизнесом, каждое предприятие ведет бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности. Подобно этому и государственные органы, чтобы правильнее определять свою социально-экономическую политику, ведут постоянное статистическое наблюдение за состоянием национального хозяйства. Осуществление макроэкономического учета обеспечивает так называемая СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ, которая благодаря действующей в мире единой методологии ООН позволяет проводить международные сопоставления показателей. Система национальных счетов дает информацию о масштабах общественного производства, об уровнях безработицы и инфляции, изменениях реальной заработной платы, размерах экспорта и импорта страны и т. д. Вначале обратимся к измерению валового продукта и дохода общества.
1 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Наиболее распространенными в мировой статистике макроэкономическими показателями являются:
1)валовой национальный продукт - ВНП.
2)валовой внутренний продукт - ВВП
3)национальный доход.
Все они охватывают только КОНЕЧНЫЕ продукты производства, суть которых будет раскрыта ниже,
Валовой национальный продукт- это годовая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных национальной экономикой для конечного потребления. ВНП включает стоимость продукции ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства, размещенного как внутри страны, так и за ее пределами. В отличие от этого валовой внутренний продукт охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной ВНУТРИ данной страны (как отечественными, так и иностранными производителями).
обы конкретнее определить соотношения между ВВП и ВНП, последовательно обозначим графы рис. 1 символами П1, П2 и П3. Тогда ВВП = ВНП - П3 + П1 или по-другому: ВВП = ВНП - (сальдо1 расчетов по доходам от бизнеса с другими странами). Рассмотрим условный пример. Пусть иностранные фирмы, имеющие бизнес в России, вывезут из нее 200 д. ед. своей прибыли. Одновременно с этим российские бизнесмены, действующие за рубежом, ввезут в нее 300 д. ед. полученной ими прибыли. Разница между этими величинами (+100 д. ед.) - это чистый доход нашей страны от зарубежного бизнеса, положительное сальдо расчетов России с другими странами. Следовательно, в данном случае ВВП = 1200 д. ед. (1300 - 100); он на 100 д. ед. меньше ВНП. Когда же обсуждаемое сальдо отрицательное (П1>ПЗ), ВВП оказывается больше ВНП.
Наконец, третий макропоказатель - национальный доход. или чистый национальный продукт общества. Он представляет собой часть ВНП, за вычетом суммы годовых амортизационных отчислений.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВНП
Обычно выделяют три таких метода:
1.По доходам, когда ВНП определяют как сумму всех доходов, созданных в обществе при его производстве, т. е. доходов, которые получены поставщиками экономических ресурсов (заработной платы, ренты, процентов, прибыли и т. д.).
2.По расходам, когда для определения ВНП суммируют все расходы общества на конечное потребление (личные потребительские расходы населения, государственные закупки товаров и услуг, расходы предпринимателей на новые основные фонды и т. д.).
Оба этих метода являются двумя сторонами одной "медали" - производства {рис. 6.3). В самом деле, процесс производства ВНП сопровождают два главных потока:
• во-первых, поступление РЕСУРСОВ в сферу производства (труда, земли, капитала), в обмен на которые их поставщики (население или домохозяйства) получают свои ДОХОДЫ;
• во-вторых, выход из этой сферы ТОВАРОВ и УСЛУГ, за которые их потребители (опять-таки население) расплачиваются своими РАСХОДАМИ. А поскольку источник расходов - доходы, то расчет объема ВНП возможен по обоим этим потокам.
3. Наконец, третий метод расчета ВНП - по производству, когда ВНП определяют путем суммирования стоимостей продукции, произведенной всеми предприятиями страны. Однако тут возникает вопрос: какую стоимость суммировать? Если ОБЩУЮ стоимость произведенных товаров и услуг (объем продаж), то возникает так называемый ПОВТОРНЫЙ СЧЕТ, при котором стоимость одних и тех же частей продуктов учитывается не один раз. К примеру, если автомобиль "Жигули", вылущенный ВАЗом, включить в ВНП по общей стоимости, то, скажем, стоимость металла войдет в него по меньшей мере дважды, поскольку ранее она уже учитывалась в стоимости продукции металлургов. Во избежание повторного счета товары и услуги включают в ВНП не по общей стоимости, а по так называемой ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ. Она представляет собой стоимость той части продукта, которая произведена данной фирмой. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим условный пример (табл.1). В нем отражены пять стадий процесса производства и реализации костюма, в котором соответственно заняты пять предприятий-участников. Каждое предприятие (кроме первого) покупает у предыдущего так называемый промежуточный продукт и ДОБАВЛЯЕТ к нему свою часть продукта. Стоимость этой "добавки" и составляет ДОБАВЛЕННУЮ стоимость. Она равна стоимости всей реализованной фирмой продукции минус стоимость потребленных материалов и услуг, купленных у фирм-поставщиков. Например, швейная фабрика (3-я стадия), купив у фирмы, перерабатывающей шерсть (2-я стадия), ткань (на 100 д. ед.), изготовила из нее костюм по цене 125 д. ед. Следовательно, стоимость собственного продукта швейников здесь равна 25 д. ед. (125 - 100). Это и есть добавленная стоимость швейной фабрики.
Из примера ясно, что под ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ вообще понимают те товары и услуги, которые покупаются либо для дальнейшей обработки (как ткань для нашего костюма), либо для перепродажи (как наш костюм на оптовом складе). В отличие от этого -^ КОНЕЧНЫЕ ПРОДУКТЫ покупаются уже для конечного потребления (например, хлеб, бытовые услуги, наш костюм на 5-й стадии в вышеприведенном примере и т. д.). Как видим, общая стоимость валовой продукции (сумма продаж), связанная с производством и реализацией костюма, содержит значительный повторный счет - 460 д. ед. (710 - 250). Поэтому включать в ВНП следует не ее, а лишь сумму добавленной стоимости (250 д. ед.) или, что то же, стоимость конечного продукта. Только так можно оценить действительный вклад в ВНП каждого из пяти работающих на наш костюм предприятий.
Таблица.1
Расчет добавленной стоимости
Стадия производства и
Реализации костюма
Продажная цена
Добавленная
стоимость
расчет
сумма
1Овцеводческая ферма
Промежуточный продукт 60
60-0
60
2.Фирма, перерабатывающая шерсть
3. Швейная фабрика
4.Оптовый продавец одежды
5.Розничный продавец
одежды
- » - 100
-»- 125
-»- 175
Конечный продукт 250
100-60
125-100
175-125
250-175
40
25
50
75
Общая стоимость
(сумма продаж) 710
Итого 250
НОМИНАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ВНП
Известно, что современные экономики редко обходятся без инфляции, повышающей общий (средний) уровень цен в стране. С учетом этого различают понятия номинального и реального ВНП (табл. 6.2).
Номинальный ВНП - это валовой продукт, стоимость которого выражена в текущих, фактических ценах. Взятый в динамике, он одновременно отражает изменение, как физического объема продукта, так и уровня цен. Следовательно, в условиях инфляции он ЗАВЫШАЕТ результаты экономики и требует корректировки.
Реальный ВНП- это валовой продукт, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен при помощи так называемого дефлятора. Дефлятор' представляет собой индекс цен, отражающий (в процентах или десятичной форме) их изменение (см. пример в табл. 2). Реальный ВНП равен номинальному, деленному на дефлятор.
В условиях ИНФЛЯЦИИ числовое значение дефлятора всегда БОЛЬШЕ ЕДИНИЦЫ (цены растут). В противоположных же условиях ДЕЗИНФЛЯЦИИ когда имеет место падение общего уровни цен, дефлятор МЕНЬШЕ ЕДИНИЦЫ. Например, если номинальный ВНП данного года 100 д. ед., а цены в среднем снизились за год на 3%, то реальный ВНП = 103.1 д. ед. (100 : 0,97).
Таблица.2.
Основные различия между номинальным и реальным ВНП