· слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении;
· выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с отчетами о результатах работы по ним;
· оценивают вместе с учителем качество своей работы, сравнивая культуру Великобритании и России.
Данный курс предполагает интенсивное использование англоязычных сайтов сети Интернет по страноведческой тематике.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
2. Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке, билингвальные умения представлять свою страну в англоязычной среде.
3. Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
4. Развить умения использовать английский язык как средство образования и самообразования при изучении других культур.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО КУРСА.
По окончании элективного курса «Страноведение Великобритании» учащиеся должны продемонстрировать:
А. Билингвальную страноведческую осведомленность о Великобритании и ее людях, о политической системе и образовании, о культуре страны, ее обычаях и традициях.
Б. Бикультурные умения:
· работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках;
· собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, аудировании или говорении и письме на английском языке;
· подготавливать страноведческие файлы, «досье» при сборе и систематизации фактов культуры;
· готовить устные выступления по страноведческой тематике (как на английском, так и на русском языках);
· участвовать в обсуждении на английском языке страноведческих аспектов жизни людей в Великобритании и России;
· выполнять страноведческие проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.
В. Социокультурные способности:
· социокультурную любознательность (при работе с письменными и устными источниками страноведческой информации);
· социокультурную наблюдательность (при чтении и аудировании иноязычного материала);
· (при обсуждении различных аспектов жизни в Великобритании, России и других странах на английском и русском языках
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
I.Страна и люди.
1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Географическое положение. Климат.
2. Англия. Лондон. Сити - финансовый и деловой центр города. Достопримечательности Лондона.
3. Шотландия и шотландцы. Национальные особенности и традиции.
4. Уэльс. Северная Ирландия. Сравнительный анализ стран.
3. Английская кухня. Традиционные блюда. Английский чай. Манеры за столом.
VI. Спорт и отдых.
1. Национальные виды спорта: футбол (профессиональный и любительский), крикет, гольф. Спортсмены.
2. Уимблдон – необычный клуб. Теннис: вчера и сегодня.
3. Гонки. Пробег машин-ветеранов. Соревнования на лодках: традиции и мода.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ
10 класс.
Тема 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Цель: Расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка.
Задачи: Развитие навыков:
а) готовить устные выступления по страноведческой тематике
б) собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, аудировании и говорении на английском языке;
Оборудование: Карта Соединенного Королевства. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи.
Тема 2. Англия. Лондон. Сити.
Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании.
Задачи: Совершенствование умений работать со справочной страноведческой литературой на англ. языке.
Оборудование: Видео.
Ход занятия: Просмотр видеофильма. Практика в чтении и аудировании.
Тема 3. Шотландия и шотландцы.
Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию на английском языке;
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Музыкальные
записи.
Ход занятия: Заочная экскурсия в Шотландию.
Тема 4. Уэльс. Северная Ирландия.
Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Развитие навыков выполнять страноведческие проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Поисково – исследовательская работа в группах. Викторина «Знаете ли вы Соединенное Королевство?». Защита проектов.
Тема 5. Британская монархия сегодня.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Формирование навыков подготавливать страноведческие файлы.
Оборудование: Вырезки из газет и журналов.
Ход занятия: Лекция. Практика в чтении.
Тема 6. Британский парламент.
Цель: Обогатить школьников знаниями об образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Лекция. Поисково – исследовательская работа в группах.
Тема 7. Политические партии. Газеты. ТВ и радио.
Цель: Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке
Задачи: Развитие способностей учащихся а) использовать английский язык как средство образования и самообразования; б) участвовать в обсуждении на английском языке страноведческих аспектов жизни людей в Великобритании
Оборудование: Образцы Британской прессы. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Круглый стол: политические партии Великобритании. Чтение текстов. Защита проектов.
Тема 8. Школьное образование.
Цель: Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
Задачи: Развитие навыков диалогической речи.
Оборудование: Эпизоды школьной жизни из английской литературы.
Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в диалогической речи.
Тема 9. Школьная жизнь. Английская молодежь сегодня.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию на английском языке.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Вырезки из газет и журналов.
Ход занятия: Практика в чтении.
Тема 10. Колледжи и университеты.
Цель: Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
Задачи: Развитие способностей учащихся собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, письме на английском языке.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Видео.
Ход занятия: Практика в чтении и письме. КВН между командами Оксфорда и Кембриджа.
11 класс.
Тема 1. Культурная жизнь Британии.
Цель: Художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании.
Задачи: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа.
Оборудование: Книги британских авторов. Репродукции картин.
Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи. Защита проектов. Конкурс чтецов английской поэзии.
Тема 2. Достопримечательности.
Цель: Художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании.
Задачи: Развитие навыков собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при аудировании и говорении на английском языке.
Оборудование: Видео. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Просмотр видеофильма.
Тема 3. Музыка и музыканты.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Развитие у учащихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.
Оборудование: Музыкальные записи.
Ход занятия: Прослушивание и разучивание английских песен.
Тема 4. Легенды.
Цель: Пробуждение интереса к культуре Великобритании.
Задачи: Развитие навыков подготавливать страноведческие файлы.
Оборудование: Легенды о Короле Артуре, Робин Гуде, Чудовище Лох Несс.
Ход занятия: Практика в чтении, обсуждение.
Тема 5. Праздники и традиции.
Цель: Обогатить школьников знаниями о культурном наследии Великобритании, образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Развитие навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Рисунки.
Ход занятия: Поисково – исследовательская работа в группах. Практика в чтении и устной речи.
Тема 6. Любимые занятия.
Цель: Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.
Задачи: Развитие навыков готовить устные выступления по страноведческой тематике.
Оборудование: Рисунки. Вырезки из газет и журналов.
Ход занятия: Беседа за круглым столом «Любимые занятия».
Тема 7.Английская кухня.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Развитие навыков собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, говорении и письме на английском языке.
Оборудование: Рецепты английской кухни.
Ход занятия: Практика в чтении и переводе. Праздник «Английское чаепитие».
Тема 8. Национальные виды спорта.
Цель: Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования.
Задачи: Развитие навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.
Оборудование: Картинки, вырезки из прессы.
Ход занятия: Знакомство с правилами игры в гольф, крикет. Соревнование по крикету.
Тема 9. Уимблдон – необычный клуб.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Развитие навыков информативного чтения.
Оборудование: Картинки, вырезки из прессы.
Ход занятия: Практика в чтении.
Тема 10. Гонки.
Цель: Обогатить представления школьников о спортивной жизни Великобритании.
Задачи: Совершенствование навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Лекция.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕ КОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин, М. Просвещение, 1999-2002.
2. В.В. Бурлакова «Великобритания. Физическая и экономическая география», М. Просвещение, 1977.
3. «О Британии вкратце». Сост. В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение, 1993.
4. Ф.М. Рожкова «Пояснительные тексты к альбому «По странам изучаемого языка» под ред. Ю.Ф. Гурьевой». М. Просвещение,1989.
5. И.А. Тенсон, Г.А. Войтова «Обычаи и традиции в Великобритании и Соединенных Штатах», М. «Международные отношения», 1978.
6. Сафонова В., Кузьмина Л., Смирнова Е. «Британская литература и культура», М. 1997.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://www.royal.gov.uk.1. Сайт британской монархии –
http://www/center.fio.ru./som/items.asp?id=10001125(Подборка интервью известных личностей).2. Сайт
http://www.forum.entertainment.ie,http://www.news.bbc.co.uk3. Сайты(Контакт со сверстниками по обсуждению вопросов, которые волнуют молодежь).
http://www.iearn.org,http://www.kidlink.org4. Сайты(Участие в проектах).