гии, используя ежпредметные связи (математика-физика
-информатика).
3. Воспитание у учащихся культуры образования, интереса
к предмету.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Сегодня на заключительном уроке по теме «Теорема Пифагора» мы рассмотрим различные способы доказательства теоремы Пифагора, решение задач с ее использованием , напишем диктант по теме.
(В это время, когда учитель сообщает тему и цели урока на большом экране демонстрируется рекламный ролик «Теорема Пифагора», подготовленный учеником 8 класса Ермоловым С.)
2.Устная работа.
«Решение задач по готовым чертежам». На большой экран проецируются чертежи и условия задач с помощью компьютера учителем (дискета).
3.Математический диктант.
Учащиеся на своих компьютерах открывают свои папки под именем «8 класс», и отвечают на вопросы учителя, записывая свои ответы.
2.Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то….
3.Если стороны треугольника равны 3,4,5, то треугольник будет…., т.к…..
4.Если один катет в прямоугольном треугольнике 12см, другой – 5см, то гипотенуза равна….
5.Если гипотенуза прямоугольного треугольника равна 17см, один из катетов 15см, то другой катет равен…
4.Просмотр видеофильма.
Знакомство с различными доказательствами теоремы Пифагора:
а) Доказательство Леонардо.
б) Пифагоров паркет.
в) Теорема Пифагора и бильярд.
5. Практическая работа. Решение задач. ( Условие задач демонстрируется на большой экран с рисунками в цвете).
а) Луночки Гиппократа.
На сторонах прямоугольного треугольника построены полуокружности. Площади двух образовавшихся луночек равны 9 и 4. Найти площадь треугольника.
б) Задача о бамбуке из древнекитайского трактата «Гоу-гу».
Имеется бамбук высотой в 1чжан. Вершину его согнули так, что он касается земли на расстоянии 3чи от корня (1чжан= 10чи). Какова высота бамбука после сгибания?
В) Задача о лотосе из сочинения Бхаскары (12 века)
На стебле с полфунта над озером тихим,
Рос лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Больше цветка над водой.
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос:
Как озера вода здесь глубока?
Задачи разбираются с помощью учителя, намечается ход их решения, а само решение будет домашним заданием.
6. Сообщение «Великий Пифагор» (Букреева М., Немцану Ю подготовили газету о Пифагоре).
7. Дом. зад. Решить задачи, разобранные в классе.
8. Итог урока:
Итак, мы видим как часто приходится сталкиваться с теоремой Пифагора и как необходимо ее знание. Множество задач и в планиметрии, и в стереометрии решаются с использованием данной теоремы. И даже играя в бильярд люди используют знание теоремы Пифагора.