5.Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Привлекательность сказок для психотерапии, коррекции и развития личности заключается в том что, бессознательно идентифицируя себя с героем, ребёнок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. На сказках опробируются психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчит поведенческий негативизм ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт.
Психолог получает возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, с заниженной самооценкой, эгоцентричными , а также не уверенными в себе.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерит на себя роль родителя и оценить его со стороны. Чёрствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой чёрствостью в характере самого ребёнка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Работая со сказками, используя различные вопросы для бесед, психолог решает и психодиагностические и психокоррекционные задачи в работе используя: притчи, басни, легенды, былины, саги, анекдоты, сказки, детективы, любовные романы, приключения.
Притча – обычно посвящена одному определенному уроку. Жизненный урок притчи не завуалирован. «Стрекоза и муравей» - муравей наблюдает за Стрекозой, у которой нет целей и планов, она беспечна, а у муравья есть цель в жизни.
Басня - более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. «Вол и осел». Они несут поклажу… в конце пути всю поклажу несет вол – поэтому и кормят его лучше.
Анекдот– короткая форма притчи или басни, построен на абсурде или нестандартной реакции.
Легенды – былины, саги, эпосы - эти жанры повествуют о реальных событиях героического содержания (коррекция работоспособности, трусости)
Мифы– повествования о богах и героях, о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков.
Сказки– рассказы о будущем ( о ковре – самолете, печи, передвигающейся самостоятельно и т д)
Имеется несколько видов сказок: художественные сказки: народные и авторские. В художественных есть и дидактический и психокоррекционный смысл очень много уроков можно найти в сказках Андерсена. Например, «Гадкий утенок». Она хорошо для работы с подростками…
Жил некрасивый ребенок, над которым насмехались окружающие. Кто же может любить такого некрасивого?
-Мать. Она его поддерживала и говорила, что он всего добьется, т.к. у него доброе сердце. Кто этот человек? О ком эта сказка? ( об Андерсене, который был некрасив в молодости)
Вывод – не внешность главное в человеке, а душа. На что обрекли его, когда выгнали со двора – на смерть.
В переходном возрасте меняется внешность и гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя.
Другая сказка Андерсена - «Красные башмачки» - в этой сказке проблема зависимого поведения. Проблема зависимого поведения от компьютера, от табака, от алкоголя. В сказке – зависимость от красных башмачков. В результате девочка приходит к палачу и просит отрубить ей ноги…
Капризным детям полезно работать по сказке «Принцесса на горошине».
Шаловливым – «Кот в сапогах»и т д .
Сказку «Колобок» можно трактовать по – разному. Из этой сказки можно извлечь много уроков
1-бабушка запасливая (сумела найти муку для колобка);
2-беспечное поведение ( поэтому и съели)
7 – 8 кл. Наркозависимость – легенда о Домокловом мече. Чему эта легенда учит современного человека? Здесь мы видим расплату за удовольствия (алкоголь, наркотики, табак ). Плата высока - человеческая жизнь и здоровье.
Дидактические сказки создаются для упаковки учебного материала, абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут.
Сказки могут раскрывать верность и смысл определённых знаний.
В форме дидактических сказок могут подаваться учебные знания.
Каков же алгоритм создания дидактических сказок?
1-Введение в сказочную страну, в которой живут одушевлённые символы. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
2-Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать любые сказочные персонажи, стихийные бедствия.
3-Обращение к ребёнку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти, поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определённые задания. Например: Развитие памяти и внимания. Жила добрая Фея - Мнемозина. ( Мнемо – память, зина - божество.) Всех она любила. Как - то зимой пришла она в деревню к простым жителям, они её приютили, обогрели, и за это она наделила их хорошей памятью. Но чтобы память их осталась хорошей, необходимо соблюдать следующие правила:
-насыщать мозг кислородом ( бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня)
-высыпаться (8-9 часов)
-не курить
-не употреблять алкоголь.
Если нарушишь хоть одно правило, то память исчезнет. Мнемозина ушла, жители всё помнили, но забыли советы Феи и постепенно стали забывать буквы, разучились читать и стали маленькими. Вернувшись, Фея очень расстроилась и решила всё восстановить. Ей нужно было найти хоть одного человека, который помнил хотя бы одно правило из тех, которым она научила жителей, чтобы восстановить их память.
Психокоррекция сказкой необходима для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под психокоррекцией понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный.
Алгоритм создания:
-подбираем героя, близкого ребёнку по полу, возрасту, характеру.
-Осмысливаем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей жизнью.
-Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребёнка и приписываем герою реальные переживания данного учащегося.
-Герой начинает искать выход из создавшегося положения и мы усугубляем ситуацию. Приводим к логическому концу и это подталкивает героя к изменению ситуации.
-Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменения.
Работать необходимо с причинами поведения, выяснять, почему же дети себя плохо ведут:
-может быть желают привлечь к себе внимание
-ребёнок хочет властвовать над ситуацией и над взрослыми
-ему тревожно, он хочет избежать неудачи
-у ребёнка не сформировано чувство меры
(Примеры: Чуковский «Мойдодыр» , если ребёнок не умывается.
«Федорино горе», если ребёнок не хочет убираться и т.д.)
Работа со сказкой «Красная шапочка» полезна для девочек в плане воспитания женственности, так как здесь мы видим заботливую героиню, и храбрую и аккуратную. Здесь можно найти и вред от знакомства от встречи с незнакомыми мужчинами. Научить поведению в экстремальных ситуациях. Например: Вы идёте по тёмной аллее, увидели что-то непредвиденное, какова будет ваша реакция - «убежать?»
- как ведёт себя десятилетняя Красная шапочка? -беспечно гуляет, поёт. Встречает волка и ничего её не настораживает, она спокойно всё рассказывает волку. И чем заканчивается ей беспечность?
Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубинны и проникновенны. Они часто оставляют человека с вопросом и это стимулирует личностный рост. Важен процесс выбора главного героя.
1 – напрямую выбор. Кем бы ты хотел быть в сказке?
2 – наши ассоциации. На кого похож?
3 – Спонтанно выбранные образы.
Медитативные сказки.
Цель создания – для накопления положительного образного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, создание в душе ребенка позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развитие личностного ресурса.
Гласное назначение медитативных сказок позитивных идеальных взаимоотношений с миром и др людьми.
Отличительная особенность таких сказок – отсутствие конфликтов и отрицательных героев.
1 тип сказок – сказки, направленные на осознание себя в настоящем (здесь и сейчас), (путешествие среди звезд…)
3 - сказки , направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации. Пример : Однажды после сильного дождя, умытое озеро было спокойное и тихое, в зеркальной ее поверхности отражались свежие чистые деревья, но вдруг из кустов вылетели маленькие крылатые существа – эльфы. Они, играя в прятки, разбудили русалок… Таким образом, мы в праве придумать любую ситуацию, чтобы найти тот смысл, ту проблему, которую нам необходимо решить. Работа со сказками открывает психологу большие возможности в работе с детьми любого возраста.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СКАЗКИ
Цель. Познакомить участников семинара с психологическими трактовками содержания сказок. Мотивировать участников на использование сказок в профессиональной деятельности.
Ход. Прежде чем начать наш разговор о возможности сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним старую восточную притчу.
Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжёлый камень и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» (Притча взята из книги В.Г.Кротова «Массаж мысли.» Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. М., 1997.)
О чём эта притча? Может быть, как раз о сказках? Мы стремимся узнать нечто новое, но забываем о том, что нам давно известно с самого раннего детства - о сказках.
На листе бумаги напишите слово «СКАЗКА»
А теперь напишите те ассоциации, которые возникли у вас в связи с этим словом. Это могут быть определения этого понятия, Названия конкретных сказок, какие – то воспоминания - в общем, всё что угодно.
(Могут быть написаны слова: «детство», «теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно» и т. д.)
Все люди по-разному воспринимают это слово и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников. (трактовки на отдельной странице.)
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?
Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В.Даль
Повествовательное, обычно народно – поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. С.И.Ожегов
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил. Словарь русского языка
Прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Литературный энциклопедический словарь
Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел. С.К.Нартова-Бочавер
Произведение, в котором главной чертой становится усановка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. В.И.Аникин
Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристаллизованной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архитипических содержаний из коллективного бессознательного. М.-Л. Фон Франц. Психология сказки.
Почти во всех определениях встречается такая характеристика как вымысел. При таком широком толковании термина «сказка» получается, что мы можем отнести к сказкам и все фантастические произведения, и детективы, да и вообще - любые произведения, описывающие какие-то истории, содержащие правду и вымысел. Чем не сказка аргентинские и мексиканские сериалы? Получается, что сказка окружает нас всюду! Нет таких людей, которые бы не любили сказок. Но почему так?
(Заполняем анкету участника семинара)
О Б С У Ж Д Е Н И Е А Н К Е Т Ы
-Какой пункт анкеты показался вам самым лёгким?
-Какой из пунктов анкеты вызвал у вас наибольшие затруднения?
-Что Вам показалось непонятным?
Интересно, что наибольшие затруднения обычно вызывают вопросы о нелюбимом животном и о просьбе к злому волшебнику
Последний вопрос анкеты отчасти провокационный: неясно, о каком волшебнике идёт речь - о добром или злом. Подсознательный выбор, сделанный каждым из участников, может служить важным диагностическим материалом.
Однако наибольший интерес представляют пункты анкеты о любимых и нелюбимых сказках. Обычно среди любимых сказок авторские и народные представлены примерно в соответствии пятьдесят на пятьдесят, но чаще наиболее значимыми являются древние народные сказки. Наверное, это происходит отчасти потому, что в сказках отражено то, что объединяет людей, - их внутренний мир. Иными словами, именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений, отшлифованное веками, делает народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека. Почему же авторские сказки чаще вызывают внутреннее неприятие, отторжение? По-видимому, это происходит в тех случаях, когда сказочник нарушает какие – то законы построения сказки и проецирует в созданную им сказку свои личностные особенности. Хорошо, если личность автора здорова и гармонична, но бывает и иначе. В этом случае мы можем обнаружить в сказке проекции невротической личности, которые сбивают цельность сказки, наполняют её неприемлемыми для нас смыслами.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Давайте обсудим сказку Г.Х.Андерсена «Огниво» В ней есть момент, который часто вызывает чувство удивления, отторжения и даже брезгливости.
Солдат – главный герой сказки – по договорённости с ведьмой добывает для неё огниво и получает за это много золота. Но вместо того, чтобы соблюсти условия договора, как это обычно делают порядочные люди, солдат забирает себе и золото, и огниво, а ведьме, не сделавшей ему абсолютно ничего плохого, наоборот, поступившей с ним честно, просто отрубает голову, (видимо, чтобы скрыть все последствия своего откровенного преступления-обмана).
Понятно, что положительного героя, которым представляет солдата Андерсен, такое поведение, мягко говоря, не красит. Здесь проявляются невротические личностные проекции самого автора. Можно найти и другие смыслы этой сказки.
А теперь давайте обратимся к народной сказке «Колобок» и проанализируем её содержание. Эту сказку Вы хорошо знаете.
Нам необходимо в течение 15 минут проанализировать эту сказку извлечь из неё все смыслы, уроки, которые только удастся.
ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВ СКАЗКИ «КОЛОБОК»
В ситуации опасности стремись действовать.
Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким.
Если хочешь чего-то добиться – не медли.
Действуй решительно.
Хитростью можно многого добиться.
Быстрая реакция – залог успеха. Чутко реагируй на окружающее.
Умей рефлексировать, обдумывай и свои действия, и восприятие тебя партнёром.
С миру по нитке – голому рубашка. Даже в ситуации кажущегося отсутствия резервов их всегда можно найти.
Нельзя быть беспечным – к словам старших стоит прислушиваться.
Родители не должны оставлять детей без присмотра.
Если вы хотите иметь детей, не теряйте надежды, у вас всегда есть шанс (создание колобка как символический акт зачатия и рождения долгожданного ребёнка).
Присмотрись: есть ли фундамент у очередной ступеньки, накоторую ты взобрался.
Не воспринимай всё буквально(учись видеть скрытые мотивы и подтексты).
Высоко взлететь – больнее падать.
Если уж ты решил отделиться от родителей, осознай цель этого.
От судьбы не уйдёшь.
Наглость не порок – всё равно сожрут.
Без специальных усилий не извлечёшь скрытые ресурсы.
- «Используй свои недостатки (в песенке Колобок сообщает о своём происхождении по амбару метён, по сусекам скребён», то есть из пыли и грязи; иными словами: генотип никудышний - зачем же меня есть).
Умей просчитывать стратегию своего поведения.
Не рекламируй себя, лучше прикинься несьедобным.
Не хами первым встречным – это попросту опасно.
Будь осторожен в кризисные моменты своей жизни.
Практическое занятие
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Основная цель занятий:создание условий для осмысления нравственной системы ценностей, предоставление возможностей для трансформации негатива в позитив.
Задачи:
-профилактика у учащихся негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, тревожности, дисгармоничности;
-создание условий для самоактуализации личности учащихся, активизации психических функций, нравственности;
-предоставление возможностей для делового сотрудничества , группового взаимодействия.
Оборудование: свеча, магнитофон, записи релаксационной и тревожной музыки, 2 гвоздя, яркий мячик на резиночке, леденцовый петушок на палочке, три денежки, глиняная свистулька, пластилин, цветные карандаши или краски.
1.Разминка. Ориентация на работу.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы вновь отправимся в сказку. А начнём мы, как всегда с разминки.
Упражнение «Доброе тело».
Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте его друг другу сначала по часовой стрелке, затем в противоположном направлении.
Упражнение «Поймай взгляд»
Надо поймать взглядом любого участника и поменяться с ним местами.
(Задача – сделать как можно больше перемещений)
Психолог. Молодцы, сейчас вы передали друг другу чуть-чуть волшебной силы через рукопожатие и взгляд, вспомнив, что волшебство можно творить с помощью мыслей, рук, глаз. Мы с вами знаем, что волшебство - это творчество, способность превращать одно в другое.
2.Ритуал входа.
А теперь создадим сказочное пространство. Протяните вперёд руку, закройте глаза. Я подойду к каждому из вас со свечой, и как только вы почувствуете её тепло, окажетесь в сказочном мире, в котором действуют законы волшебства. (Обхожу со свечой всех детей, в это время звучит релаксационная музыка.)
Итак, мы вошли. Свеча помогла нам провести границу между миром реальным и волшебным.
Сегодня мы с вами очутились в сказке «Три денежки».
(чтение сказки психологом)
Работа над сказкой.
Нравственный урок: За всё надо платить.
Не зная броду, не лезь в воду.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ.
-Почему Митькина радость от покупки оказалась горькой?
-О чём заботился Митька, когда оказался вдали от родного дома?
-Почему радость от возвращения денег была со слезами на глазах?
-Наградил или наказал коробейник Митьку за его поступок? Откуда это видно?
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:
-Если бы Митька попросил у бабушки на мячик, дала бы она ему?
-Что было бы, если бы соседка отдала козу бабушке, но потребовала заплатить оставшийся долг?
-Зачем нужно было коробейнику собирать ребятишек в огромном доме?
-Что могло случиться, если бы коробейник и вправду заставил Митьку у него работать целый год?
СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ: Ребята, вы дома слепили из пластилина поделки. Давайте посмотрим, кто какую поделку слепил.
(Мячик на резиночке, петушок на палочке, свистулька.)
(На столе детские поделки из пластилина)
1ЭТАП.
Цели: а) вызвать у детей свободные ассоциации, касающиеся их психической жизни, используя сказу как метафору;
б) активная работа с текстом, позволяющая обсудить мотивы поведения персонажей и ввести оценки «хорошо» и «плохо»,
в) используя сказку как притчу-нравоучение, подсказать варианты выхода из ситуации.
Форма работы: фронтальная со всеми детьми возрастной группы.
2ЭТАП.
Цели:а)дать возможность детям прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции путём проигрывания эпизодов сказки;
б) вызвать свободные ассоциации, используя рисование по мотивам сказки.
Форма работы: групповая.Участники группы - дети, специально отобранные психологом и учителем по результатам диагностического обследования. Это дети с нарушениями личностного и социального плана: тревожные, со страхами, конфликтные в отношениях со взрослыми и сверстниками, с завышенной самооценкой, эгоистичные, с претензиями к своим сверстникам.
Исполнитель: психолог.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
ТРИ ДЕНЕЖКИ- трое детей, эгоистичных по направленности всоей личности, конфликтных со сверстниками.
МЯЧИК – ребёнок с завышенной самооценкой, часто отверженный.
ПЕТУШОК – ребёнок тревожный, обидчивый, часто отверженный.
СВИСТУЛЬКА – конфликтный по отношению ко взрослым и непослушный; часто или «клоун», потешающий других детей проказами и непослушанием, или «кумир» сверстников за свою «смелость» и дерзость по отношению к взрослым.
ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ – дети со страхами, робкие, застенчивые, с заниженной самооценкой.
(все персонажи – неодушевлённые, поэтому их обыгрывание и восприятие на вербальном уровне и уровне самоанализа внешне абсолютно не связаны с личностью ребёнка или рассуждающего о нём.)
ПСИХОГИМНАСТИКА
При помощи движений, мимики, иных действий, доступных ребёнку данного возраста, показать чувство печали по несбывшейся мечте:
Сесть, руки положить на колени, ощутить тяжесть в натруженных руках, плечи опустить, голову слегка наклонить вперёд; на лице изобразить печаль и обиду: кончики губ опустить вниз, брови слегка нахмурить, глаза широко раскрыть, в них должна быть печаль.
ВОПРОСЫ для ПСИХОКОРРЕКЦИИ
ТРИ ДЕНЕЖКИ – трое детей, держащихся за руки и вместе отвечающих на вопросы психолога, не перебивая, а подсказывая друг другу:
-Откуда вы появились, три денежки?
-Вы хотите принести Митькиной семье добро или зло?
-Чем вы огорчили бабушку?
-Чем вы её порадовали в конце сказки?
-А что вы принесли Митьке?
-Что вы можете сделать, чтобы принести бабушке и Митьке радость? --В том, что у Митьки случилась беда, виноват мячик?
МЯЧИК :
-Расскажи о себе, какой ты?
-Зачем Митька тебя купил?
-Ты обрадовался, когда он тебя купил? А потом?
-Какую радость ты ему принёс?
-Почему коробейник продал вместе с тобой петушка, свистульку, гвозди?
-Что станет с тобой, когда у тебя порвётся одёжка?
ПЕТУШОК:
-Почему Митька от тебя не отказался?
-Почему ты Митьку особенно порадовал, хотя он тебя и съел?
-Что бы было, если бы Митька тебя не съел?
-Что осталось от тебя?
-Ты об этом мечтал, когда тебя делали?
СВИСТУЛЬКА:
-Митька хотел тебя купить у коробейника?
-Какая ты, если коробейник дал тебя Митьке в «нагрузку» к мячику? (пояснить слово «нагрузка»)
-Если бы ты не попала к Митьке,то у кого могла бы оказаться?
-Ты довольна такой судьбой: пролежать в сарае в заветном месте, чтоб тебя никто не увидал?
-Приятно будет Митьке с тобой играть, если он про свой проступок будет вспоминать?
ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ:
- Какие вы?
-Для чего вы нужны людям?
-Что бы вы могли собой скреплять?
-Вы – вещи полезные или вредные?
-Куда бы вы хотели попасть в Митькином дворе?
-Вы можете принести беду или боль?
-За что вы Митьку наказали и как вы это сделали?
-Какая боль сильнее: тела или души?
УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ»
Нарисовать красками любую из двух картинок:
-бабушкину печаль
-Митькину радость ( на выбор – радость от покупки игрушек или радость от покупки козы)
(Дети рисуют)
Настало время возвращаться в реальный мир, а сделать это нам поможет свеча. Закройте глаза, протяните руки, как только вы почувствуете тепло свечи, вернётесь в реальность.
(Психолог обходит участников со свечой, в это время звучит релаксационная музыка)
Мы снова в классе. Постарайтесь как можно дольше сохранить в себе силу волшебства. Мы с вами сегодня прочувствовали печаль по несбывшейся мечте, узнали, что радость бывает «горькой»
СКАЗОЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ «УЛЫБКА»
Мы с вами совершили очень утомительное путешествие и очень устали Нам необходимо отдохнуть.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твоё лицо всё больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабится твой рот, нос, уши, глаза…Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка… Повтори это ещё раз. Теперь снова вдохни.
И когда будешь сейчас вдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щёк…. Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Представь себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.
Когда ты улыбнёшься снова, почувствуй, как твоя улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши спокойно и улыбайся… Ощущай, как твои ладони и руки наполняются улыбающейся силой солнышка.
Когда ты снова улыбнёшься, почувствуй, как твоя улыбка спускается всё ниже и доходит и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног.
Ощути улыбку во всём своём теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с головы до ног, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя и всех, кто рядом с тобой.
Теперь снова вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в груди у тебя находится большой золотой шар. Это настоящее солнце вокруг тебя, внутри твоего сердца. Снова глубоко вдохни, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. А теперь заметь, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.
Педагог – психолог О.В. Буканова
Используемая литература
1. И.Вачков. Введение в психологию сказки. Журнал «Школьный психолог».
№12 – 2001 г.
2. Н.Сакович. День за днём в стране фантазии. Программа развития самосознания детей 7-9 лет средствами сказкотерапии. Журнал «Школьный психолог». №9 – 2005 г.
3. Н.Сакович. Взрослые сказки о главном. Журнал «Школьный психолог».
№16 – 2005 г.
4.В.Пономарёва. В некотором царстве, в некотором государстве. Журнал «Школьный психолог», №18– 2005 г.
5.Набойкина Е. Коррекционные сказкотерапевтические игры для детей с отклонениями в развитии. Журнал «Школьный психолог». №23 – 2005 г.
6.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с.
7.Фопель К. Как научить детей сотрудничаит? – М.: Генезис, 1998.
8.Энде М. Бесконечная книга. – Ташкент: Шарк, 1992.
На: Сказкотерапия
СПАСИБО!