Сравнительная степень: прилагательное или наречие?
Submitted by Светлана Александровна Якунина on Fri, 07/05/2010 - 12:27
Сравнительная степень: прилагательное или наречие?
Практика показывает, что различение прилагательных и наречий в сравнительной степени вызывает большие затруднения у учащихся. Сразу оговоримся, что речь идет о сложности различения сравнительной простой степени прилагательных и наречий, т.к. образование именно этой степени совпадает у обеих частей речи: с помощью суффиксов –ее(-ей), -е, -ше; кроме того, сложность различения обусловлена тем, что наречия на –О (-Е) образованы от качественных прилагательных и похожи на краткие прилагательные в форме среднего рода (искренне, весело). Сложность положения усугубляется еще и тем, что учебники не проясняют ситуацию на этот счет (в методической литературе эта тема также не оговаривается и никакого алгоритма действий в ней не предлагается), в лучшем случае учебник ( в данном случае - Русский язык. Практика. 6кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.- М.: Дрофа, 2009) содержит упражнения, лишь указывающие на существование этой разницы.
Возможно, это объясняется тем, что данный аспект сложной темы перехода одной части речи в другую появился в школьном курсе сравнительно недавно: так, в учебнике «Русский язык.5-6кл. / М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Т.А.Ладыженская, Л,А.Тростенцова- М.: «Просвещение», 1985», во-первых, отсутствует раздел «Наречие»; во-вторых, по теме «Степени сравнения имен прилагательных» есть лишь одно упражнение, имеющее косвенное отношение к рассматриваемому вопросу,- это упр.258(стр.100):
Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравн. степени берется от другой основы?
Дело в том , что одним из различий сравн. степени прилагательных и наречий является их синтаксическая роль: у прилагательного- сказуемое, у наречия- обстоятельство. Сравните: И все плотнее (как?- обстоятельство) заполнялся берег, и вырастали на нем горы всевозможных грузов…
Помогает сопоставить и сравнить обе части речи в сравн. степени упр.548 на стр.200 указанного действующего учебника ( см. выше; далее ссылаться буду только на него) :
Запишите предложение. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Никогда (не) свет..т солнце так ярко, как в март.., никогда (не) бывае..т небо таким просторн..м и чист..м, как в март.., и, чем ярче сияет солнце, тем злее ночной мороз. (З.Воскресенская)
Для 6-го класса затруднительно выполнить синтаксический разбор данного предложения, поэтому идем другим путем, путем замены. Рассуждаем так: поскольку сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом, нам нужно найти исходный вариант. Сейчас « солнце сияет ярче», до этого, раньше сияло ярко. «Ярко»- это наречие, значит «ярче» - сравнительная степень наречия, которая отвечает на вопрос «как?» и в предложении является обстоятельством. Далее: «ночной мороз (стал) злее», а был злым (каким?). Из чего следует, что «злее»- сравн. степень прилагательного и в предложении является сказуемым.
Поможет закрепить навык сопоставления часть1 упр.547(стр.200): Сравните предложения: Ветер дует тише.- Сегодня ветер тише, чем вчера. Какой частью речи является слово тише в этих предложениях? Какие признаки вы привлечете для доказательства? Можно ли определить, какой частью речи являются слова ярче, красивее, умнее вне предложения? Почему? Как это доказать?
Теперь применяем оба признака различения:1. Синтаксическая роль:
Ветер дует (как?) тише. - обстоятельство.
Сегодня ветер ( был каков?) тише, чем вчера. - сказуемое.
2. Замена: дует тише – дул (как?) тихо – наречие.
сегодня ветер тише – вчера был (каким?) тихим – прилагательное.
Акцентируем внимание на том, что вне предложения определить, какой частью речи являются данные в сравнительной степени слова, нельзя.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Карточка №1
Сравнительная степень наречия или прилагательного? (выделите суффиксы, определите ч.р.)
Бледне..т ночь. Туманов п..лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее.
Карточка №2
Найдите прилагательные в форме сравнительной степени. Докажите свою правоту(ч.р.+ формообразующие морфемы)
Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой маленькой серой птички. (В.Бианки) 2. Красота природы помогает человеку стать добрее, а доброта помогает природе стать красивее. (В.Крупин)
Карточка №3
Определите часть речи выделенных слов (не забудьте указать их синтаксическую роль)
Азиатские слоны спокойней, покладистей, чем африканские, и в зоопарке их держат почти на свободе. На слонах повзрослее служители верхом, как мальчишки в нашей деревне на лошадях, ездят на территории зоопарка по разным делам. (В.Песков)
Карточка №4
Найдите слово, употребленное в сравнительной степени. Определите его часть речи. Вставьте пропущенные знаки препинания.
Свежеют с каждым днем и молодеют сосны чернеет лес синеет мягче даль сдается наконец сырым ветрам февраль и потемнел в лощинах снег наносный.
Карточка №5
Распределите по столбикам сравн. степень прилагательного / сравн. степень наречия.
Человеческое слово стрелы острее.2.Больше слушай, поменьше говори. 3.Легче друга потерять, чем найти. 4.Живое слово дороже мертвой буквы. 5. И лес шумит дружней, когда деревьев много.6. Дым Отечества светлее чужого огня. 7. На чужой стороне родина милей вдвойне.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«Напомним еще несколько нюансов, связанных с образованием степеней сравнения прилагательных:
1. Формы степеней сравнения образуются только у качественных прилагательных, т.к. признаки, обозначаемые относительными и притяжательными прилагательными, не могут иметь разные степени проявления (нельзя быть более или менее деревянным или лебединым). Но и среди качественных прилагательных встречаются слова, от которых невозможно по тем же причинам образовать формы степени сравнения: голым, босым, слепым, глухим, пустым нельзя быть в большей или в меньшей степени. И когда В.В.Маяковский утверждал, что «Ленин и теперь живее всех живых…», он допускал поэтическую вольность не только по отношению к объективной истине, но и по отношению к лексическим особенностям качественного прилагательного живой, которое, как и его антоним- мертвый, не может употребляться в сравнительной степени.
2. Формы сравнительной и превосходной степени бывают простыми и составными. Надо правильно образовывать и первые, и вторые, не допуская типичных ошибок. Для образования составной(сложной- примечание мое) формы сравнительной степени нужно к прилагательному в начальной форме прибавить слово более: более красивый, толстый, умный. Для образования превосходной степени(наречий- примечание мое) нужно к простой форме сравнительной степени добавить слово всех: толще, красивее, умнее всех. Промежуточных вариантов не бывает: более толще или более слабее- недопустимое сочетание! Составные формы можно образовать от всех без исключения прилагательных…»(Казбек- Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы – М.: Айрис- пресс, 2008)
На: Сравнительная степень: прилагательное или наречие?
Светлана Александровна! Спасибо за интересный материал!
На: Сравнительная степень: прилагательное или наречие?
Светлана Александровна! Спасибо за дидактический материал, обязательно им воспользуюсь. С уважением Золотова Л.Н.
На: Сравнительная степень: прилагательное или наречие?
Светлана Александровна, замечательный материал.
С уважением В.И. Громова