Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выступление Региональный компонент на уроках русского языка в средней школе

Фото пользователя Рафия Гаскаровна Шакирова
Размещено: Рафия Гаскаровна Шакирова - ср, 12/05/2010 - 11:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шакирова Р.Г.
Место работы, должность: 
МОУ Тураевская СОШ Менделеевского муниципального района РТ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Выступление Региональный компонент на уроках русского языка в средней школе

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Calibri; mso-font-alt:"Century Gothic"; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.a, li.a, div.a {mso-style-name:"Абзац списка"; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:36.0pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.aCxSpFirst, li.aCxSpFirst, div.aCxSpFirst {mso-style-name:"Абзац спискаCxSpFirst"; mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:36.0pt; margin-bottom:.0001pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.aCxSpMiddle, li.aCxSpMiddle, div.aCxSpMiddle {mso-style-name:"Абзац спискаCxSpMiddle"; mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:36.0pt; margin-bottom:.0001pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.aCxSpLast, li.aCxSpLast, div.aCxSpLast {mso-style-name:"Абзац спискаCxSpLast"; mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:36.0pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:1335380756; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:2084100480 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt;} @list l1 {mso-list-id:1794011417; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:1696752322 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l1:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

Региональный компонент на уроках русского языка  в средней школе

                                                                           Р.М. Шакирова, учитель русского языка и

                                                                            литературы  МОУ Тураевская  СОШ,

                                                                            Менделеевского муниципального района РТ.

 

            Любое обучение,  как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы. Так, например, к региональным особенностям Менделеевского района  относятся такие, как: географическое положение, история района.                                                        

         Как приобщить школьников к изучению истории и культуры родного края? Какими средствами воспитывать духовность и нравственность, чувство патриотизма и национальной гордости?

           Эти вопросы всегда волновали педагогов. В последнее время появились государственные» решения этой проблемы: концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, программа патриотического воспитания граждан РФ, программы развития и воспитания в системе образования.

           В Менделеевске принята муниципальная программа духовно-нравственного воспитания детей, целью которой является «создание благоприятных условий для подготовки конкурентоспособной личности, ориентирующегося в системе ценностей, в потребностях современной жизни, готового к активной социальной адаптации в обществе, к самостоятельному жизненному выбору».

            Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников.

                На уроках стараемся использовать тексты современных менделеевских писателей ( Е.Уткина, М.Гимазетдинова, Р. Ясавеева, Р. Ахунзянова и др.), но и произведения устного народного творчества, рассказы о «менделеевских самоцветах».

             Предлагая учащимся для анализа тексты, мы решаем важную задачу филологического образования – ознакомиться с историей и культурой народа.

          Улицы нашего города, родная менделеевская земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, позволяют услышать живую речь менделеевцев. Из них, кроме того можно узнать о растительном, животном мире, географии и топонимике края.

         Приведу примеры работы с поэтическим текстом.

         Сколько любви к своей малой родине в стихотворении менделеевского поэта Радика Ахунзянова «Вот дом в тени на косогоре…»! Как не использовать его в качестве дидактического материала на уроке русского языка!

      Вот дом в тени на косогоре,

      А чуть пониже – три сосны.

      Тальник в раскидистом уборе

      Пристроился со стороны.

                   Меланхоличные березы

                   Вдоль речки выстроились в ряд-

                   Ветвями протирают слёзы

                   И в спину мне глядят, глядят…

   Прощай, родимое селенье,

   Прошу – меня не забывай!

    Дорога ждёт -   судьбы веленье.

   В разлуке, друг,  не унывай!

                   В местах далёких, отчуждённых

                   У незнакомого ручья

                   Вкус родниковых струй студеных,

                   Родного края вспомню я.

   Когда невыразимо грустно

  Мне станет в длительной тоске,

   Я изольюсь стихами в чувствах

  В забытом, тихом уголке.

                   Где вы, мои луга, равнины,

                   Пленительные вечера?

                   Пусть к вам несут привет с чужбины

                    Шальные, буйные ветра.

 

     Задания.

<!--[if !supportLists]-->1.     <!--[endif]-->Какие языковые средства помогают автору нарисовать любовь к родному краю?

<!--[if !supportLists]-->2.     <!--[endif]-->Опираясь на примеры из текста, расскажите о правописании обращений.

<!--[if !supportLists]-->3.     <!--[endif]-->В стихотворении есть такие слова :

                                    Вкус родниковых струй студёных,

                                   Родного края вспомню я.

              Запишите эти слова, используя предложение с прямой речью.

<!--[if !supportLists]-->4.     <!--[endif]--> Подберите синонимы к словам меланхоличные, пленительные.

<!--[if !supportLists]-->5.     <!--[endif]-->Напишите небольшой рассказ, основанный на фактах истории, географии или культуры родного края.

 

     Певцом  Менделеевского края можно по праву назвать Радика  Ахунзянова. Чувство гордости за родную землю охватывает каждого менделеевца , читающего его строчки:

                        Прекрасна в Прикамье местность:

                        Орешники, заводь, луга.

                        Учёный в нашу окрестность заехал издалека…

                                  …И мог ли подумать химик,

                                     Что будет в прикамской дали,

                                      Наш город носить его имя,

                                      И памятник будет отлит!

 

Задания.

<!--[if !supportLists]-->1.     <!--[endif]-->О каком учёном говорит автор стихотворения?

<!--[if !supportLists]-->2.     <!--[endif]-->Назовите,  чьими именами названы улицы нашего любимого города? Почему?

<!--[if !supportLists]-->3.     <!--[endif]-->Объясните графически знаки препинания в первом предложении.

 

 

Языковой анализ и культурологический комментарий текстов вызывают неизменный интерес у школьников. Работа с текстом помогает развить чувство слова, языковое чутьё, создать языковую индивидуальность ученика. Региональный компонент помогает решить проблему создания положительной мотивации у детей. Основными мотивами становятся: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного края и родного народа. С другой стороны региональный компонент будет способствовать более осознанному овладению русским языком как средством общения.

      

 

   

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн