Региональный компонент на уроках русского языка в средней школе
Р.М. Шакирова, учитель русского языка и
литературы МОУ Тураевская СОШ,
Менделеевского муниципального района РТ.
Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы. Так, например, к региональным особенностям Менделеевского района относятся такие, как: географическое положение, история района.
Как приобщить школьников к изучению истории и культуры родного края? Какими средствами воспитывать духовность и нравственность, чувство патриотизма и национальной гордости?
Эти вопросы всегда волновали педагогов. В последнее время появились государственные» решения этой проблемы: концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, программа патриотического воспитания граждан РФ, программы развития и воспитания в системе образования.
В Менделеевске принята муниципальная программа духовно-нравственного воспитания детей, целью которой является «создание благоприятных условий для подготовки конкурентоспособной личности, ориентирующегося в системе ценностей, в потребностях современной жизни, готового к активной социальной адаптации в обществе, к самостоятельному жизненному выбору».
Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников.
На уроках стараемся использовать тексты современных менделеевских писателей ( Е.Уткина, М.Гимазетдинова, Р. Ясавеева, Р. Ахунзянова и др.), но и произведения устного народного творчества, рассказы о «менделеевских самоцветах».
Предлагая учащимся для анализа тексты, мы решаем важную задачу филологического образования – ознакомиться с историей и культурой народа.
Улицы нашего города, родная менделеевская земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, позволяют услышать живую речь менделеевцев. Из них, кроме того можно узнать о растительном, животном мире, географии и топонимике края.
Приведу примеры работы с поэтическим текстом.
Сколько любви к своей малой родине в стихотворении менделеевского поэта Радика Ахунзянова «Вот дом в тени на косогоре…»! Как не использовать его в качестве дидактического материала на уроке русского языка!
Вот дом в тени на косогоре,
А чуть пониже – три сосны.
Тальник в раскидистом уборе
Пристроился со стороны.
Меланхоличные березы
Вдоль речки выстроились в ряд-
Ветвями протирают слёзы
И в спину мне глядят, глядят…
Прощай, родимое селенье,
Прошу – меня не забывай!
Дорога ждёт - судьбы веленье.
В разлуке, друг, не унывай!
В местах далёких, отчуждённых
У незнакомого ручья
Вкус родниковых струй студеных,
Родного края вспомню я.
Когда невыразимо грустно
Мне станет в длительной тоске,
Я изольюсь стихами в чувствах
В забытом, тихом уголке.
Где вы, мои луга, равнины,
Пленительные вечера?
Пусть к вам несут привет с чужбины
Шальные, буйные ветра.
Задания.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Какие языковые средства помогают автору нарисовать любовь к родному краю?
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Опираясь на примеры из текста, расскажите о правописании обращений.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->В стихотворении есть такие слова :
Вкус родниковых струй студёных,
Родного края вспомню я.
Запишите эти слова, используя предложение с прямой речью.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Подберите синонимы к словам меланхоличные, пленительные.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Напишите небольшой рассказ, основанный на фактах истории, географии или культуры родного края.
Певцом Менделеевского края можно по праву назвать Радика Ахунзянова. Чувство гордости за родную землю охватывает каждого менделеевца , читающего его строчки:
Прекрасна в Прикамье местность:
Орешники, заводь, луга.
Учёный в нашу окрестность заехал издалека…
…И мог ли подумать химик,
Что будет в прикамской дали,
Наш город носить его имя,
И памятник будет отлит!
Задания.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->О каком учёном говорит автор стихотворения?
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Назовите, чьими именами названы улицы нашего любимого города? Почему?
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Объясните графически знаки препинания в первом предложении.
Языковой анализ и культурологический комментарий текстов вызывают неизменный интерес у школьников. Работа с текстом помогает развить чувство слова, языковое чутьё, создать языковую индивидуальность ученика. Региональный компонент помогает решить проблему создания положительной мотивации у детей. Основными мотивами становятся: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного края и родного народа. С другой стороны региональный компонент будет способствовать более осознанному овладению русским языком как средством общения.