Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



исследовательская работа "Спасообыденная церковь - прошлое и настоящее"

Фото пользователя Елена Юрьевна Милькова
Размещено: Елена Юрьевна Милькова - пн, 17/05/2010 - 23:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Милькова Елена Юрьевна, научный руководитель исследовательской работы
Место работы, должность: 
МОУ Сольвычегодская СОШ, учитель истории
Регион: 
Архангельская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
исследовательская работа Сегодняшний Сольвычегодск – это маленький городок на правом берегу Вычегды. Сольвычегодск состоит преимущественно из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются несколько действительно уникальных архитектурных памятников, важных для российского культурного наследия.

 

Тема «Спасообыденная  церковь – прошлое и настоящее».

         (исследовательская работа)

 

 

 

 

 

Повалихина Алена Игоревна, 8а класс,15 лет

муниципальное общеобразовательное учреждение «Сольвычегодская  средняя  общеобразовательная школа, г. Сольвычегодск  Котласского района Архангельской области

 

Научный руководитель:

Милькова Елена Юрьевна

 учитель истории МОУ «Сольвычегодская 

средняя общеобразовательная школа»

т. 8 9214740008

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сольвычегодск, 2009

 

Оглавление

 

1.Введение....................................................................................................... 3

2. Спасообыденная  церковь – прошлое и настоящее……………………4

2.1. Историческая справка……………………………………………………4

2.2.Описание строения ………………………………………………………..6

2.3. Судьба церкви в наши дни………………………………………………7

3. Выводы ………………………………………………………………………..8

 

4. Заключение................................................................................................. 8

 

Литература..................................................................................................... 9

 

Введение

В XVI - XVII вв.  Сольвычегодск был центром северных земель и «колыбелью» купцов Строгановых. При содействии купцов строились церкви и соленые варницы. Сегодняшний Сольвычегодск – это маленький городок на правом берегу Вычегды.  Сольвычегодск состоит преимущественно из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются несколько действительно уникальных архитектурных памятников, важных для российского культурного наследия.  

Еще в конце XVIII века академик И. И. Лепехин, посетивший в 1781 г. Сольвычегодск, нашёл в нём 16 церквей (8 каменных), один монастырь, 400 домов; солеварение же в это время было в совершенном упадке. В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 каменный монастырь [1].  В данный момент их осталось всего три. Две на берегу Вычегды и одна почти в центре города. На берегу стоит Благовещенский собор - в настоящее время музей. Введенский монастырь - действующая церковь.

Мы выбрали работу по изучению Спасообыденной церкви, потому что она малоизвестна, и материалов по ней почти нет. Этой работой мы хотим подчеркнуть  необычайность и значимость данного здания для истории нашего города.

С самого начала своего создания эта церковь была не похожа на все остальные. И сохранила свой прежний вид. Она привлекает нас этой непохожестью и интересной историей происхождения.

Объект исследования: история происхождения Спасообыденной церкви.

Цели исследования:

- знакомство и изучение  происхождения Спасообыденной церкви;

- привлечение внимания общественности к дальнейшей судьбе уникального памятника архитектуры.

Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:

1)    Изучить  документы и материалы о Спасообыденной церкви, находящиеся в музее, библиотеках г. Сольвычегодска, в Интернете.

2)    Показать  значимость данного памятника архитектуры для города Сольвычегодска и его жителей.

Методы исследования: изучение и анализ летописных источников из архивных фондов  Сольвычегодского историко-художественного музея, литературных источников.

 2.    Спасообыденная  церковь – прошлое и настоящее.

2.1.         Историческая справка

«В лето 1571 года 16 августа был освещён храм во имя Всемилостивого Спаса, который поставлен был единым днём, а ставили храм всем миром в большой мор( высокая смертность). Для того чтобы отвратить  праведный гнев Божий с православных христиан». Наипервейшее условие — уп­равиться от восхода до заката солнца. Не успеешь — начи­най сызнова. Сможешь уложиться вовремя, гласило поверье, — отступит беда. Одни валили лес, другие тут же его корили, третьи под­возили, четвертые ладили сруб... Старики, женщины, дети — все заедино. Уже к полуночи на маленькой главке устанавли­вался, тоже из дерева, крест... Удивительно, говорится в лето­писи, скверна исчезала и воцарялась благодать. Таким обра­зом, храм становился вестником победы Добра над Злом.  И единым днём построили и освятили, и обедню служили [7].  Мор же этот начался в 1570году 8 июля, а закончился 1571 году 1 ноября, следовательно, продолжался 117 дней.

Долго ли стоял первозданно - однодневный храм, отсюда и получивший  название « обыденный» никому неизвестно. Но по всей вероятности,  вследствие однодневной постройки и его небольшой вместимости, он скоро был заменён другим, а  вернее  того сгорел в 1579 году, в пожаре. Тогда сгорело в городе  500 дворцов и десять церквей. [5].  

Потом в 1625году (как видно  из книги писца Ивана Благово или предшественника его Тарфинтия Мансурова,  да подьячего Василия Архипова),  было в то время два храма деревянных:

1.     Холодный - Спас Всемилостивого Обыденного

2.     Теплый - Происхождение Честного Креста.

В 1613 церковь была разграблена литовцами и 1625 г не успела

восстановиться. Затем из сведений, взятых  из церковного архива, узнаем,  что будто бы церковь «воспряла»  в 1638 году по благословению Варлаама Митрополита Ростовского и Ярославского, это благословение и относится к построению нового храма.

Недолго существовал и этот храм, ибо через 52 года, в 1690 г. построен был уже нынешний - каменный. Частые пожары вынудили население  построить более прочное помещение. Церковь эта и осталась  до настоящего времени почти без изменений, только в 1865 г. внизу иждивением купцов Хаминовых расширены окна, так как было слишком мало света. И ими же устроен новый иконостас.

В 1625 году по писцовой книге содержание церкви лежало на мирных людях, которые давали по 3 рубля в год, а в 1710 году  ей принадлежало уже 2 двора половничьих в деревнях Октурово и Рычково,  Михайловской и Шамаха. Сейчас  в верхней холодной церкви, кроме главного храма Спаса Нерукотворного, находиться еще и придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, а в нижнем, теплом Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.[6]

1989 году в августе купол с крестом снесло во время грозы.

2.2.         Описание строения

Спасообыденная церковь представляет собой двухъярусное трёхчастное здание с высоким нижним этажом, над которым возвышается основной храм –  двухъярусный  куб с небольшой пониженной папертью с запада и пятигранным суженным алтарём. Хорошо скомпонованное венчание церкви, которое типично для первой половины XVIII века: выпуклая кровля с небольшим световым восьмериком и маленькой главкой на тонкой шейкой (переделана в XIX в.). Особенностью этого сооружения является ступенчатость его композиции, наиболее заметна с восточной стороны. Алтарь верхней церкви поставлен не над нижним алтарём, а со значительным отступом к западу и находится над помещением собственно храма, в то время как основной куб оказывается расположенным над его трапезной, в результате чего создаётся нарастание объёмов к центру.

Внешнее убранство храма тяготеет к формам нарышкинского барокко рубежа XVII - XVIII  вв. Парные полуколонки  с белокаменными капителями красиво и четко членят стены верхней церкви, располагаясь на углах и между окнами: завершает её объёмы антаблемент с раскреповками; окна украшают типично нарышкинские нарядные наличники с полуколонками и разными фронтончиками.  Лишь возникший ранее нижний ярус имеет более архаичный декор. Его парные полуколонки, короткие и приземистые, лишены капителей и вообще каких-либо деталей из белого камня, а окна заключены в простые рамочные обрамления с килевидными кокошниками. Подобные формы, восходящие к архитектуре середины XVII столетия, преобладали как в Сольвычегодске, так и вообще в зодчестве Севера конца XVII - начала XVIII  вв.

        Интересной деталью фасадного убранства нижнего храма являлись отдельные полихромные, «цененные» изразцы, значительно усиливавшие нарядность здания. В настоящее время почти полностью утраченные. В 1898 году появилась шатровая колокольня. Перелицовка не испортила внешний вид церкви, прида­ла ей своеобразие. Тогда же, на исходе девятнадцатого века, ее окружила чугунная ограда, облицованная белым изве­стняком с Северной Двины. Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.

2.3.         Судьба церкви в наши дни.

Время не пощадило старой церкви. Немилосердны ока­зались к ней люди. В годы сталинских репрессий тут находились временно спецпереселенцы, гонимые этапом в глухой Коми край ... [2].  Одним из  «хо­зяев» числился универмаг. В его быт­ность и исчезли с куполов кресты (один снесло бурей, второй сняли), «с мясом» вырваны кованые решетки на окнах, а про­емы заложены силикатным кирпичом, стены изнутри покры­ли масляной краской... А обреченный на долгое молчание ко­локол выдворен со своего места. Сейчас церковь передана Сольвычегодскому музею, но из-за недостатка финансирования реставрационные работы или идут крайне медленно, или приостанавливаются на неопределенное время.

3.       Выводы.

Время идет быстро, оставляя на каменных стенах Спасообыденной церкви новые зарубки. С каждым днем люди и природа наносят уникальному памятнику архитектуры непоправимый урон. Хочется верить, что найдет государство и общественность города  деньги на долгожданный ремонт. У этой церкви, как и у других исторических зданий, есть перспектива на будущее. После тщательной реставрации они могут стать музеями и привлекать туристов. И пусть  по утрам восходят зори и   спешат по делам люди. А весёлые ученики бегут в школу. И рождаются дети, которые когда-нибудь смогут с гордостью сказать: «Мы из Сольвычегодска». И будут очень гордиться этим.

4.       Заключение

          На наш взгляд мы должны уделять больше внимания изучению архитектуры  Русского Севера. Ведь у каждого из них своя интересная история, которая не должна быть утеряна и забыта.  В те века действительно умели и хотели строить. Здания тех веков ослепляют своей красотой. К сожалению  не все шедевры русской архитектуры удалось сохранить или поставить под охрану  государства.  Одни здания реставрируются, а другие разрушаются или вообще исчезают. Примером этого разрушения может служить Спасообыденная церковь. Дожди, сырость, безразличное отношение привели её к ужасному состоянию, хотя на сегодняшний день церковь частично  восстановили, но это лишь малая частичка уже потерянного. Общество на наш взгляд не должно оставаться равнодушным к своей истории, истории своего родного края.

Люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, и может, поэтому у неё такой необычный стиль постройки.

Список литературы

1.     Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона

2.     В. Ноговицын «У «Соли Вычегодской», 1992, Котлас, с 45.

3.     А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145  

4.     О.В.Овсянников «Сольвычегодск», 1973, Северо - Западное издательство, с. 95.

5.      А.Соскин «История города Соли - Вычегодской», Сыктывкар, 1997 год, с 200 

6.     Сольвычегодская старина, материалы и исследования к 500- летию Сольвычегодск, Сыктывкар ,1994, с 202

7.     Папка из основных фондов Сольвычегодского историко-художественного музея.

 



Фото пользователя Людмила Константиновна Подгорнова

На: исследовательская работа "Спасообыденная церковь - прошлое и


Уважаемая Елена Юрьевна! Я вместе с ребятами уже несколько лет занимаюсь изучением храмов нашего района, естественно Ваша работа мне интересна, но хотелось бы увидеть фото описываемой Вами церкви.  

Подгорнова


Поиск

Loading

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн