Размещено: Елена Владимировна Христофорова - ср, 26/05/2010 - 17:47
Урок географии в 6 классе на тему: «ВЕТЕР».
Учитель Христофорова Е.В.
Тип урока.Усвоение новых знаний.
Задачи.
Образовательные: сформировать понятие «ветер», раскрыть причины образования ветра, показать значение ветра.
Развивающие: развивать умение выделять главное в тексте учебника, строить «розу ветров» и читать ее, учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить.
Воспитательные: экологическое воспитание.
Оборудование: учебник, климатическая карта мира и РТ, раздаточный материал, измерительный прибор, дневники наблюдений за погодой, компьютер.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Изучение нового материала
Вводное слово учителя. Слайд 2.
Прозрачен воздух и бесцветен,
Но все же существует он.
Мы чувствуем движенье – ветер,
И знаем, воздух есть и он не сон.
«Ветер – великий невидимка»
Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым.
Ребята сейчас мы с вами отгадаем загадки.Слайд 3.
Вопрос. Что такое ветер?
Ответ. Ветер– это перемещение воздуха над земной поверхностью в горизонтальном направлении. Слайд 4.
Вопрос. Что нагревается быстрее - суша, или вода?
Ответ.Солнечные лучи, проходя через атмосферу, попадают на поверхность Земли и нагревают ее. Суша и Мировой океан нагреваются по-разному. Вода нагревается медленно и медленно остывает. Суша, наоборот, нагревается быстро и быстро остывает. Эта закономерность очень важна для нас с вами. Она объясняет нам многие явления в природе.
А как возникает, ребята, ветер? Объяснение учителя.
При приближении к большому водоему жарким летним днем чувствуется, что от воды дует прохладный ветерок. Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается ввысь. Давление над сушей падает. Холодный воздух со стороны водного пространства перетекает на сушу, занимая место поднявшегося вверх теплого воздуха. Так возникает ветер.
Причины образования ветра. Объяснение учителя.
Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
Вопрос. А почему дует ветер?
Ответ.Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
2. Виды ветров. Объяснение учителя и показ на карте ветров.
На берегах морей, крупных озер в течение суток ветер меняет свое направление два раза. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море. Такой прибрежный ветер называется бризом. Бриз образуется потому, что над морем и сушей создается разница в атмосферном давлении. Днем над морем давление больше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бриз (фр.brise– легкий ветер) - местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов по шкале Бофорта. Бризы захватывают лишь узкую полосу побережья – до нескольких километров. Слайд 5 (просмотр видео записи). Образование бриза.
Ветры, которые меняют направление дважды в год, называются муссонами. Муссоны (от араб. маусим - сезон) – устойчивые ветры над определенными областями Земли, охватывают нижнюю часть тропосферы. Летом материк нагревается быстрее, чем океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым атмосферное давление выше, поступает на сушу. Дует летний муссон. Зимой океан еще сохраняет тепло, следовательно, атмосферное давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка на океан. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний – малооблачную сухую погоду. Муссоны наблюдаются и на территории нашей страны - на Дальнем Востоке. Слайд 6.
Ребята, в тетради постройте сравнительную таблицу «Бриз и муссон».Сравнительные черты: 1. Причины возникновения. 2. Когда меняют свое направление. 3. Сколько раз меняют свое направление.
Для проверки использую Слайд 23.
Фен(нем., от лат.favonius– теплый западный ветер) – теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается. Фен продолжается обычно менее суток.
Бора(ит.boraот греч.boreas– северный ветер) – сильный порывистый ветер, возникающий, когда, холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо-западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.
Постоянные ветры всегда были верными спутниками и помощниками мореплавателей. Их надо было хорошо знать и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Например, пассаты - название постоянных ветров, которое происходит от испанского словосочетания viento depasada, - что означает "ветер, благоприятствующий переезду". Эти ветры действительно благоприятствовали движению парусных судов, так как устойчиво дуют на протяжении всего года вдоль экватора.
У экватора поверхность Земли сильно прогревается, нагретый воздух расширяется, становится легче и поэтому поднимается, образуя близ экватора низкое давление. У полюсов - наоборот: под действием низких температур воздух охлаждается, становится более тяжелым и опускается. Поэтому у полюсов давление повышенное. Таким образом, воздух как бы растекается от полюсов к экватору. Но вследствие вращения Земли потоки воздуха, отклоняясь к востоку, охлаждаются и формируют пояс высокого давления у 30° с.ш. и ю.ш. Здесь дуют постоянные западные ветры.
Ураган (тайфун) –ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.
Буря -очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжительный ветер.
Смерч(торнадо) представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 м), в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.
Преобладающее направление ветра нашей местности.Слайд 8.
Наиболее часто проникают в пределы Татарстана и всего Поволжья арктические воздушные массы (АВ). Их приход сопровождается устойчивыми северными ветрами, ясной и холодной погодой. С вторжением континентального тропического воздуха (кУВ) из Средней Азии и Казахстана, что довольно случается у нас в первой половине лета, связана засушливая и жаркая погода. Порой эти вторжения сопровождаются горячими и сухими ветрами – суховеями, приносящими в республику засуху.
Самые сильные ветрына Земле 104 м/с – зарегистрированы 12.04.1934г. на горе Вашингтон (США).
Самое ветреное местона Земле – мыс Денисона, Антарктида, 300 дней в году ветры достигают 89 м/с.
Вопрос. Что нельзя делать во время урагана, бури, смерча и по их окончании.
Ответы учащихся.
1. Находиться на возвышенных местах, мостах, около трубопроводов, в местах, расположенных поблизости от объектов, где имеются аварийно химически опасные и легковоспламеняющиеся вещества.
2. Заходить в поврежденные здания.
3. По возвращении домой пользоваться электроприборами, газовыми плитами.
4. Прикасаться к оборванным электропроводам, к трубам.
5. Укрываться под отдельно стоящим деревом, находиться вблизи столбов и мачт, близко подходить к опорам линий электропередачи.
Что делать, если при возникновении урагана, бури, смерча вы оказались в доме, на улице. Слайд 7.
3. Вопрос. Ребята, а как определить направление и силу ветра?
Ответ.Для того чтобы правильно предсказать погоду, очень важно знать направление и силу ветра. Северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный - потепление, ветер с моря несет влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.
Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, развевающим флажкам, но более точно это можно сделать с помощью флюгера. Слайд 9.
Объяснение учителя. Общей для флюгеров особенностью является то, что они свободно вращаются на оси и устанавливаются по направлению ветра. Название ветра происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с севера, его называют – северный, если с юга – южный и т. д. Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда бывает направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Вместе со стрелкой вращается и рамка, укрепленная выше флюгарки. В ней свободно висит металлическая пластинка, прикрепленная за верхний конец. Чем сильнее ветер, тем больше отклоняется пластинка от своего обычного положения. По отклонению пластинки и судят о силе ветра. Можно определить силу ветра по картосхеме погоды. Условный значок показывает метель. Следовательно, ветер в этот день был довольно сильным.
Слайд10.
4.Если об изменении температуры воздуха можно судить по графику, то о направлении ветров можно узнать по графику, называемому розойветров. Такое романтическое название получило графическое изображение режима ветров в данном месте. Слайд 11.
Основой для построения служат линии, обозначающие направления ветра. Таких линий восемь. Каждая линия направления поделена на равные отрезки; один отрезок соответствует дням месяца. Все отрезки на соответствующих линиях соединяются между собой. На кружочке в центре записываем число дней без ветра.
Точное измерение скорости ветра на метеорологических станциях проводят с помощью прибора анемометра(показ прибора).
С учетом многих местных признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах.
Ребятам на парту раздается раздаточный материал - Шкала Бофорта.
Сила ветра (баллы)
Скорость ветра, м/с (км/ч)
Влияние ветра на наземные предметы
0.
Полный штиль
0,0 – 0,5 (0)
Дым поднимается вертикально. Вымпелы и листья на деревьях неподвижны
1.
Очень легкий (тихий)
0,6 – 1,7 (4)
Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра. Листья и вымпелы неподвижны.
2.
Легкий ветер
1,8 – 3,3 (9)
Слегка колеблется вымпел; листья шелестят. Ощущается лицом как легкое дуновение.
3.
Слабый ветер
3,4 – 5,2 (16)
Колеблет флаги и небольшие ветки с листьями; рябит поверхность стоячих вод
4.
Умеренный ветер
5,3 – 7,4 (23)
Вытягивает вымпелы, колеблет ветки деревьев и без листвы; поднимает с земли пыль, обрывки бумаг
5.
Свежий ветер
7,5 – 9,8 (31)
Вытягивает большие флаги, начинает колебать большие деревья; образует небольшие волны на поверхности стоячих вод. Свистит в ушах
6.
Сильный ветер
9,9 – 12,4 (40)
Колеблет большие голые сучья, свистит около домов и других неподвижных предметов. На гребнях волн в стоячих водах образуются отдельные «барашки». Слышно гудение телеграфных проводов
7.
Крепкий ветер
12,5 – 15,2 (50)
Колеблет стволы небольших деревьев; на гребнях волн в стоячих водах многочисленные «барашки». Ходьба против ветра затруднена
8.
Шторм
15,3 – 18,2 (60)
Колеблет большие деревья, ломает ветки и сучья; заметно задерживает всякое движение против ветра
9.
Сильный шторм
18,3 – 21,5 (72)
Ломает большие голый сучья деревьев, сдвигает с места легкие предметы, повреждает крыши
10.
Крепкий шторм
21,6 – 25,1 (84)
Вырывает с корнем деревья, производит значительные разрушения
11.
Жестокий шторм
25,2 – 29,0 (97)
Производит большие разрушения
12.
Ураган
Более 29,0
(более 105)
Производит опустошение
Шкала Бофорта. Влияние ветра на поверхности моря
Сила ветра в баллах
Сила волнения в баллах
Влияние ветра на поверхность моря
0
0
Зеркальное море
1-2
1
Образуются небольшие волны без «барашков»
3
2
Короткие хорошо выраженные волны, гребни их начинают опрокидываться, пена стекловидная
4
3
Волны длиннее, местами пенящиеся «барашки»; прибой начинает шуметь
5
4
Волны длиннее, все море в барашках, шум прибоя сильнее, непрерывным рокотом
6
5
Образуются гребни большой высоты, с пенящимися вершинами. Прибой сопровождается глухими раскатами
7
6
Волны громоздятся и производят разрушения. Ветер срывает белую пену, стелет полосами. Шум прибоя слышен издали
8
7
Высота и длина волн значительно увеличиваются. Пена ложится по воде густыми полосами. Шум в открытом море раскатами
9-10
8
Высокие гороподобные волны с опрокидывающимися гребнями. От пены – белая вся поверхность моря. Шум в открытом море ударами
11-12
9
Высота волн так велика, что за вершинами скрываются корабли, полосы пены вытянуты по поверхности моря. Верхушки гребней скрываются водяной пылью. Раскаты моря превращаются в сплошной грохот. Водяная пыль с гребней становится настолько густой, что значительно уменьшается видимость
Задание. Ребята, сейчас посмотрите на рисунки и сопоставьте со Шкалой Бофорта (как влияет ветер на наземные предметы).
Слайды 12-16.
Вопрос. Какое влияние оказывает ветер на природу нашего села. Приведите примеры.Ответы учащихся. Слайд 17.
5. Вопрос.Значение ветра. Если бы не было ветра, то над сушей не выпадало бы ни капли дождя, так как именно ветер переносит влажный воздух с океанов на материки. Ветер уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. Человек давно заставил ветер служить себе. Географические открытия были совершены мореплавателями, которые отправлялись на парусных кораблях, подгоняемых ветром. С давних времен сила ветра использовалась на ветряных мельницах. Сейчас строят ветряные мельницы, которые превращают силу ветра в электричество.
Слайд 18.
III. Динамическая пауза. (Звучит музыка) Слайд 19.
IY. Закрепление изученного материала.
Задание на построение розы ветров.
Слайд 20. Слайд 24.
Объяснение учителя.Розу ветров можно составлять на месяц, сезон или год. Для этого начертим схему, показывающую основные и промежуточные стороны горизонта, и на каждой линии, начиная от центра, будем откладывать отрезки по 0.5 см, соответствующие направлению ветра в каждый день (например, северо-восток и т.д.). Теперь соединим концы получившихся отрезков. Роза ветров наглядно показывает, какие ветры преобладали в этом месяце.
Самостоятельная работа учащихся.А сейчас открываем дневники наблюдений за погодой и самостоятельно в тетради строим розу ветров по данным своих наблюдений за месяц. (Звучит тихая музыка).
Ребята, а сейчас проведем проверочную работу (тестирование) и каждый узнает свою оценку. Слайд 21.
Y. Подведение итога урока.
1. Вы узнали что-то новое? А что?
2. Как вы считаете, мы достигли цели урока?
3. А для чего мы изучали эту тему?
Вывод.
«С одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой – враг и беда»
На: Урок географии в 6 классе на тему: "Ветер"
Очень хороший и насыщенный урок. Мне кажется, дети хорошо усвоили что такое ветер!