Submitted by Наталия Андреева on пн, 07/06/2010 - 18:33
Метод проектов: работа в группах.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной деятельности, этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему).
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
-это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи;
-результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество определяется как идея совместной развивающей деятельности детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В общеметодологическом плане сотрудничать - действовать вместе,
принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов).
В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови).
Сотрудничество в психологии определяется следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных» (М.И. Дьяченко).
Н.В. Гришина выделяет сотрудничество как способ регулирования конфликтов. Она подчеркивает такие формы поведения, характерные в конфликтных ситуациях людей, как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами. Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.
Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Групповая работа над проектами дает качественно новый результат, приобретаемый учащимися, - высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.
Она обеспечивает взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, одних из важнейших факторов психологического и социального развития ребенка.
В процессе взаимодействия формируется полноценное общение, которое становится возможным, так как люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер.
В процессе общения формируется ценностно-ориентированное единство группы, в которой применяется гибкая смена социальных ролей в зависимости от ситуации. Обязательно выполняются нравственные нормы и правила совместной деятельности. На заключительном этапе каждого проекта идет развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Взаимодействие в группе развивает личность и прежде всего, идет развитие интеллектуальных способностей, личностной рефлексии. Каждый ученик занимает активную субъективную позицию в учебной (и иной) деятельности. У учащихся повышается познавательная активность и осуществляется распределение ролей внутри группы.
Общение обеспечивает взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активности, коммуникацию, взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность и рефлексию, через которую устанавливаются отношения. Все это способствует формированию социально успешной личности.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
I. мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
II. планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, формируются группы, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели.
При их формировании я учитываю не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с различными интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе.
Основные особенности формирования групп:
1. разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;
4. в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;
5. взаимозависимость членов группы между собой;
6. личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом;
7. особое внимание способам общения между членами группы (социальные аспекты обучения), которым специально обучают; Необходимо научить детей правильно взаимодействовать с другими учениками, выдвигая свои предложения. Надо объяснять им важность решения конфликтов и разногласий, правильно общаться. Учитель должен служить примером оптимального поведения и продуктивного конструктивного разрешения конфликтов.
8. включение коллективных работ в системы контроля.
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Мои наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).
Практика показала, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития “слабых” учащихся и не всегда приносит пользу “сильным”. Иногда эффективнее объединять детей в группы с учет их коэффициента IQ.
Я также заметила, что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей работа в учебной тройке, паре.
Можно выделить 3 режима работы в командах:
1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или
всеми заданиями или проектами;
2) работа в подгруппах;
3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.
III. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
IV. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Наблюдение за детьми показало, что дети охотнее занимаются проектной деятельностью в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников. А это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности.