Цели урока:формирование знаний по обработке ткани в лоскутной технике; дополнение и углубление знаний учащихся по основам цветовой грамоты; научить составлять схему творческого проекта по изготовлению швейного изделия в лоскутной технике; развивать у учащихся эстетический вкус, аккуратность, терпеливость, усидчивость.
Наглядные пособия и оборудование:образцы швейных изделий выполненных в лоскутной технике; цветовой круг Гете; лоскуты тканей; картон; ножницы; булавки; мультимедийная презентация «лоскутное шитье».
На доске выписаны термины:Цветовой круг Гете; прокладочные материалы – ватин, флизелин, бортовка; техника шитья – витражи, крейзи.
План урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Провести актуализацию знаний по теме «Цветоведение». Раздать карточки. Карточки двух цветов. Вопросы в карточках дифференцированы по уровню сложности. Критерии оценки выписаны на доске (оценки за работу ставятся в карточки, которые находятся на столах у учащихся).
III.Углубление знанийпо «Цветоведению». Учащаяся заранее подготовила рассказ о цветовой гармонии.
Основы цветовых сочетаний
Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства.
Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.
Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные.
Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый.
Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга.
Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей.
Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.
Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.
IV. Закрепление знаний по «Цветоведению».
Практическая работа
Учащиеся делятся на две группы и выполняют практическую работу.
Практическая работа: выполнить цветовой круг из полосок гладкокрашеной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию.
(Оценки за эту работу выставить в карточки самооценки, которые находятся на столах учащихся)
V. Сообщение темы и цели урока.
По теме урока учащимся было заранее дано задание подготовить материал. (Слушаем материал из истории лоскута).
История лоскутного шитья
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).
Слово учителя:
Из выступления мы узнали, что изделия из лоскутов ткани, как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Изделия из лоскутов позволяют реализовать стремление украсить дом. Выразить свою индивидуальность в одежде.
Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обыкновенные инструменты: ножницы и иголка.
Вооружившись фантазией и желание создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой.
Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.
(Показ презентации с комментарием
VI. Закрепление пройденного материала:
– Что послужило толчком для создания изделий из лоскута?
– Какие материалы используют для этих изделий?
– Назовите, в какой технике выполнены наши изделия?
– Какие виды техник используются в лоскутном шитье?
Записать в тетради тему урока и виды лоскутных техник.
Физкультминутка
VII. Практическая работа «Изготовление изделия в лоскутной технике»
Выполнение мини-проекта
Составить план работы:
создать банк идей изделий из лоскута
провести мини-исследование каждой идеи выявляя потребности в этих изделиях
выбрать лучшую идею
составить алгоритм изготовления выбранного изделия
выполнить эскиз
VIII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Д/З. Составить технологическую карту изготовления швейного изделия в лоскутной технике.
Уборка рабочих мест.
Цветовой круг Гете
Комментарии к презентации:
3. С древних времен, еще до изобретения швейных машин, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают. Что особенно увлекались им русские рукодельницы.
4, 5. Огромное количество трансформаций дает блок «Мельница». На его основе шьются красивые изделия с живописными рисунками. Блок «Мельница» имеет бесчисленное множества вариантов. Сила и движение каждого блока увеличивается когда, они сшиваются в большие полотна и образуют единый орнамент.
6,7. Сборку полотна ведут в несколько приемов. Схему разбивают на полосы, полосы на квадраты. Квадраты на треугольники. И далее в обратном порядке
10. «Алмаз» – эта работа выполнена из треугольников. В такой технике можно изготовить одеяло, добавив энное количество треугольников, чтобы получился нужный размер.
11. Двухцветные треугольники, если подобрать правильную цветовую гамму можно получить очень красивое швейное изделие.
15, 16,17 Разноцветная спираль. Изделия, сшитые из маленьких разноцветных лоскутков, напоминают мозаичные картины. Называют такое шиите по разному: «спираль», «лабиринт», «крейзи» – в переводе с английского сумасшедший.
18 Полоска к полосочке. Прием шитья из разноцветных полосок напоминает работу умелого паркетчика. Так умелые лоскутницы соединяют между собой полоски ткани.
19,20. Витражи. Это довольно хитроумная техника, и к ней, как ни к какой другой, подходит пословица – глаза боятся, а руки делают. Есть у нее еще одно название – магический квадрат.
21. Обычные плоские кусочки превращаются в пухлые уютные подушечки. «Пуфики» так называют лоскутную технику, с помощью которой можно создать теплые, легкие, объемные одеяла. За свою воздушность она получила «вкусное название» – бисквитная.
22. Забавные уголки. Работать с уголками весело и интересно. Стоит лишь пофантазировать – и из рук мастерицы выпорхнет диковинная птица в ярких опереньях, а то и выплывут рыбки с необычной чешуей, (кстати технику уголки называют – чешуйчатой).
23. Мозаика. Орнаменты, выполненные в этой старинной техники, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собирают из отдельных лоскутков, предварительно выкроенных по шаблону – многоугольнику. Другое название «английский печворк».
24. Веселые квадратики. Одна из самых старинных лоскутных техник, построена на работе с кусочками ткани наипростейшей формы – квадрат.
На: Открытый урок "Лоскутное шитьё"
Наталья Викторовна, спасибо за Ваш урок. Очень содержательно.