Размещено: Елена Павловна Бутько - пн, 04/10/2010 - 07:29
Тема проекта: СЛОВО О СЛОВАХ
Основополагающий вопрос: "Что в имени тебе моём?"
Проблемные вопросы учебной темы:
1. Какая в имени загадка?
2. Имя и судьба едины?
3. Кого мы знаем по именам?
Темы исследований учащихся (частные вопросы):
1. Что означают наши имена?
2. Влияет ли имя на судьбу?
3. Влияние общественной жизни на имена.
4. Национальные традиции в выборе имени.
5. «Великие» имена в литературе.
Предмет:русский язык
Межпредметные связи: литература, история, граждановедение Класс/ возраст участников проекта: 10 кл./ 15-16 лет Время проведения: 6 академических часов по 40 минут
Аннотация: Проект проводится в ходе изучение темы 10 класса «Слово и его лексическое значениие». Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, делать обобщения, высказывать собственное мнение. Уроки этого типа, прежде всего, призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы.
По завершении работы над проектом учащиеся усваивают определения изученных лексикологических понятий, умеют находить в предложениях и в текстах изученные лексические явления, обосновывают зависимость употребления слов от разных условий их использования в речи, что даёт возможность значительно обогатить словарный запас учащихся в целом.
Дидактические цели проекта:
1. Пробудить интерес учащихся к слову и его значению.
2. Пополнить знания о словарной системе русского языка.
3. Обогатить лексический запас учащихся.
4. Создать научную базу для изучения языка художественных произведений на уроках литературы и для учёта межпредметных связей русского языка.
Методические задачи:
1. Научить пользоваться лексическим богатством русского языка.
2. Научить школьников находить в тексте и употреблять в собственной речи изучаемые лексические явления, обосновывая необходимость их использования.
Материалы и оборудование: раздаточный материал, справочная литература.
Этапы и сроки проведения проекта:
Подготовительный этап (80 мин.)
Проходит на уроке по теме: «Слово и его лексическое значение». Определяется ряд проблемных вопросов, решение которых требует активной исследовательской деятельности.
1. Актуализация проблемы.
2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом – 6 академических часов по 40 минут.
3. Определение целей работы над проектом.
4. Формирование рабочих групп по интересам (3 группы по 3 – 4 ученика).
5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся:
- Какая в имени загадка?
- Имя и судьба едины?
- Кого мы знаем по именам?
6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности: презентации, публикации, Web – сайта.
7. Представить учащимся список рекомендованной литературы.
8. Познакомить с домашним заданием – проработать материал по вопросам и создать по 1 дидактическому материалу к следующему занятию.
Организационный этап (40 мин.)
Проходит во внеурочное время, в форме консультаций.
1. Определение задач по работе в группах.
2. Распределение объема выполнения работы для каждого участника группы.
3. Определение предметных областей, используемых в проекте.
4. Знакомство с критериями оценивания презентации, публикации, Web – сайта (каждому участнику группы раздать листы оценивания).
Практический этап (80 мин.)
Проходит на уроке по теме: «Слово и его лексическое значение»
1. Обзор собранного учащимися материала для презентации, публикации, Web – сайта, в группах.
2. Учащиеся предлагают возможные варианты решения своих проблемных задач, (работа происходит в группах).
3. Рекомендации учителя по предоставленному материалу учащихся, с каждой группой индивидуально.
4. Знакомство с домашним заданием – оформление результатов работы, с целью систематизации и структуризации материала. Каждой группе подготовить по 1 вопросу своим оппонентам.
Этап защиты проекта (40 мин.) Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию, доказывать свою точку зрения и давать аргументированные ответы, а также развивать оценочные навыки.
1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом введения защиты.
2. Представление проекта каждой группой - 3 минуты (итого – 9 минут).
3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 17 минут.
4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преиму-ществах и недостатках, допущенных в работе) – 7 – 8 минут.
5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в следующем проекте - 5 минут.