Мы с вами знаем, что к органам кровообращения относятся сердце и сосуды. Со строением сердца мы познакомились на прошлом уроке.
2. Поверка знаний
ЦЕЛЬ: давайте узнаем, на сколько успешно вы усвоили прошлый урок.
К доске три человека и один к компьютеру.
1 уровень – у доски - на модель сердца наклеить обозначения,
- за компьютером - выбрать нужное обозначение на слайде «Строение
сердца человека» в уроке 32-33 «Органы кровообращения» на
мультимедийном приложении к учебнику Н.И.Сонина, М.П. Сапина.
Биология. 8 класс.Человек
2 уровень – назвать и показать по таблице отделы сердца и прилегающие к нему
сосуды.
3 уровень – рассказать об особенностях строения предсердий и желудочков, в
связи с выполняемой функцией, рассказать о роли клапанов.
Изучение нового
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-Кровеносные сосуды
На прошлом уроке мы выяснили, что сердце это центральный орган, который гонит кровь по сосудам.
? А что же такое сосуды.
Сосуды – это полые трубки различного диаметра, по которым движется кровь.
Между кровью и стенками других тканей всегда находится стенка кровеносного сосуда.
Суммарная длина сосудов – 100 тысяч километров – можно опоясать земной экватор 2,5 раза
? Вспомните материал курса 6 класса и скажите, какие типы сосудов вы знаете
? Вспомните или найдите в учебнике, на стр.126 определение артерий, вен и капилляров
ЦЕЛЬ: нам необходимо выяснить особенности строения артерий, вен и капилляров, связанных с выполняемой функцией.
Давайте послушаем выступление товарища (дополнительный материал)
Для того, чтобы более детально представить себе строение сосудов, давайте проведём сравнение.
? Что значит сравнить
? Предложите параметры, по каким будем сравнивать сосуды
Используя текст и рисунок учебника на стр.126 и сообщение товарища заполните таблицу:
«Сравнение артерий, вен и капилляров».
Чертим таблицу из 4 колонок и не забываем про вывод.
? Вспомните, с каких слов начинается вывод.
Проверяем таблицу
Артерии, вены, капилляры.
Артерии - сосуды, по которым течет кровь от сердца
Вены – сосуды, по которым течет кровь к сердцу
Капилляры –мельчайшие сосуды, осуществляющие обмен веществ.
Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1989, стр.58
Найти общее и различие.
Строение сосудов, характер крови, направление крови, скорость движения крови, наличие клапанов, просвет кровеносного сосуда.
Признаки
сравнения
Артерии
Капилляры
Вены
Итак, таким образом, из этого следует.
Смотри приложение 1.
- Круги кровообращения
До 17 века все полагали, что кровь образуется из пищи в печени и всасывается всеми органами. В 1628 году английский учёный Вильям Гарвей доказал круговое движение крови), он подсчитал количество крови, проходящее через сердце и убедился в том, что столько крови не может образоваться из пищи, следовательно сердце перекачивает кровь, заставляя ее двигаться по кругу. После таких выводов Гарвей подвергся гонениям. Его труды и препараты уничтожили, дом разгромили, сам не пострадал, т.к. находился в отъезде.
ЦЕЛЬ: давайте проследим путешествие крови по сосудистой системе и составим схему движения крови по большому и малому кругам кровообращения.
Для этого прочитаем материал на странице 127. Круги кровообращения и запишем схематично движение крови по большому и малому кругу кровообращения и покажите цветной пастой смену артериальной крови на венозную и наоборот.
Читают учебник на стр.127, записывают в тетрадь, два ученика показывают на плакате
Большой круг
Лев. желудочек – аорта- артерии- артериолы- капилляры в органах и тканях - нижняя и верхняя полые вены- прав. предсердие