Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ

Размещено: Анна Николаевна Eфимова - ср, 01/12/2010 - 10:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ефимова Анна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ ДПО "Центр научно-методического обеспечения", методист по дошкольному образованию
Регион: 
Пермский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Материал описывает систему работы по методическому обеспечению деятельности дошкольных учреждений по реализации ФГТ

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ

 

Основной целью методической работы для нас является - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования. Мы стремимся к оптимальному качеству дошкольного образования на территории муниципалитета.

Представлю вашему вниманию систему методического сопровождения по реализации ФГТ в дошкольных учреждениях.

Мы выделяем несколько направлений:

§          информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ

§          повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ

§          организация профессионального общения педагогов через сеть городских методических формирований

§          диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ

§          методическая поддержка педагогов и ДОУ

Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ. Был определен ряд проблем в освоении и реализации ФГТ:

§          нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях

§          педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям,  проявляют «протест» или занимают пассивную позицию

§          испытывают трудности в проектировании образовательного процесса

Ключевым направлением в сопровождении реализации ФГТ на данном этапе является повышение профессиональной компетентности педагогов. Мы считаем важным развитие субъектной позиции педагогов и ориентируемся на современные тенденции в  повышении квалификации педагогов:

v           проектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога

v            продукто-ориентированный подход, т.е.  ориентация педагогов на создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т.д.), что позволяет существенно повысить результативность ПК

v           адресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях ДОУ, отраженных в планах взаимодействия между ДОУ и ЦНМО, заключаемых ежегодно)

v           использование современных технологий повышения квалификации, повышающих эффективность курсовой подготовки (кейсовые, ИКТ - технологии, тьюторство). Также мы апробируем модульно-накопительную систему ПК, с этого учебного года практикуем организацию обратной связи слушателей курсов через форум ЦНМО (http://lysva.biz/forum/). Т.е. педагоги могут оставить свое мнение о курсах, и что наиболее важно, желающие пройти курсовую подготовку в ЦНМО могут почитать отзывы коллег и воспользоваться рекомендациями.

v           Мы используем вариативные формы ПК. Например, привлечение инновационных образовательных учреждений и опытных педагогов к предоставлению услуг повышения квалификации (инициирование МЦИО, привлечение лекторов, помощь в разработке ОП курсов и организации курсовой подготовки педагогов). В этом направлении в настоящее время идет подготовка дошкольного учреждения к деятельности в статусе центра инновационных разработок по введению ФГТ в ОП ДОУ.

v           В повышении квалификации мы опираемся на компетентностный подход, способствующий формированию субъектной позиции педагогов, ставшей очень востребованной с введением ФГТ, поскольку  реализация принципов ФГТ требует осознанного отношения к проектированию образовательного процесса.

Остановимся на этом более подробно.

Мы рассматриваем компетентностный подход не только как ориентацию всей системы методической работы на развитие профессиональных компетентностей педагогов, но и осуществление процесса повышения квалификации в логике компетентностного подхода. А именно, выстраивание процесса согласно структуре компетентности:

ü      Через обогащение знаний и их организацию

ü      Формирование умений и навыков

ü      Развитие профессионально значимых личностных качеств

ü      Обогащение профессионального опыта

          Реализация компетентностного подхода в повышении квалификации педагогов требует использования новых форм, которые не ограничивали возможные проявления субъектности, ставили бы педагогов в ситуацию выбора.

          На этапе расширения и углубления знаний педагогов о современных подходах к организации образовательной деятельности детей в соответствии с ФГТ  мы использовали лекции.

         В этом учебном году востребованной оказалась лекция «Аспек­ты введения ФГТ к структуре основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования». Такая лекция проведена для педагогов всех ГМФ: воспитателей дошкольных групп, воспитателей групп раннего возраста, инструкторов по физическому воспитанию, музыкальных руководителей, заместителей заведующих ДОУ. Оказалась востребованной лекция по ФГТ и для педагогических команд ДОУ (были выполнены заявки  более чем от 70 % ДОУ).

          Для развития профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГТ: таких как, целеполагание, планирование, рефлексия, самоанализ активно используются семинары и практикумы, организуемые через деятельность ГМФ.

§      Развитие профессионально значимых качеств личности - мобильности (способность к изменениям), субъектности, креативности и т.д. очень значимо на современном этапе, но наиболее сложно. Мы пытаемся решить данную задачу через организацию дискуссий, дискуссионных клубов и  экспертных семинаров.

         Несомненно, очень важным этапом в развитии профессиональной компетентности педагогов является обогащение профессионального опыта и развитие креативности - решение этой задачи осуществляется через организацию мастер-классов педагогов. Немного позднее, я остановлюсь на данной форме более подробно.

         

          Таким образом, все выше перечисленные современные подходы повышения квалификации находят свое отражение в методическом сопровождении реализации ФГТ в ДОУ, в том числе, и в традиционных формах, таких как, курсы,  ГМФ и т.д.

          Немного остановлюсь на содержательной стороне курсовой подготовки.

Не секрет, что педагоги дошкольных учреждений стоят на пороге перемен. В условиях введения федеральных государственных требований,  в период ожидания  примерной общеобразовательной программы, остается вопрос «Что делать?» педагогическим коллективам сейчас, когда образовательные программы ДОУ уже должны соответствовать ФГТ.

Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Это и было причиной разработки ОП курсов «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития».

В рамках курсов мы рассмотрим, каким должно быть занятие в логике ФГТ. Данные курсы будут проведены уже в декабре.

Разработана образовательная программа курсов «Развивающая направленность образовательного процесса в ДОУ». В рамках данных курсов воспитатели познакомятся с различными аспектами в организации образовательного процесса, принципами построения образовательной деятельности, предусмотренных федеральными государственными требованиями. В ходе обучения слушатели рассмотрят вопросы планирования образовательной деятельности, научатся разрабатывать разные варианты планов. 

Помимо курсовой подготовки повышение профессионализма педагогов осуществляется и через деятельность ГМФ, в частности через ПДС.

Для заместителей заведующих ДОУ, испытывающих затруднения в разработке образовательной программы в соответствии с ФГТ организован постоянно действующий семинар «Новые подходы к образовательной программе  ДОУ».

          Содержание деятельности условно можно разделить на две части: теоретическая часть и практическая. Теоретическая часть включала в себя мероприятия, направленные на расширение и углубление знаний участников в вопросах обновления ОП ДОУ в соответствии с ФГТ, а также освоение инновационных подходов к разработке и содержанию образовательной программы ДОУ. Практическая часть предполагает овладение навыками разработки образовательной программы ДОУ.

          После освоения теоретической части участникам предложено определить индивидуальный маршрут разработки ОП: самостоятельный (для заместителей заведующих, не испытывающих затруднений) и групповой (для начинающих и для тех, кто затрудняется в разработке ОП ДОУ). Для самостоятельного проектирования ОП были разработаны методические рекомендации.  В результате работы ПДС планируется организовать экспертный семинар, где участники смогут представить свои ОП.

          Помимо ПДС, в этом учебном году методическое сопровождение реализации ФГТ и профессиональное общение педагогов осуществляется через деятельность проблемных групп.

Организованы две проблемные группы по освоению принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ:

§        ПГ «Интеграция и реализация образовательных   областей»

§        ПГ «Здоровье плюс»

Участниками ПГ являются педагоги, имеющие стаж работы и позитивное отношение к нововведениям. Нам представляется это очень существенным, поскольку педагоги, уже имеющие сформированный мотив освоения нового, смогут проявить большую активность в разработке методических материалов и результаты деятельности будут более ощутимыми. В ПГ «Здоровье плюс» включились инструкторы по ФИЗО Название ПГ не случайно, оно означает интеграцию образовательных областей «здоровье», «физическая культура»  с другими ОО. В ПГ «Интеграция» вовлечены воспитатели ДОУ.

          Вернемся к модели методического сопровождения реализации ФГТ.

Несомненно, важной составляющей методической работы является диссеминация инновационного опыта.

         Наиболее востребованной формой для наших педагогов стала  форма мастер – классов. Она делает возможным не только знакомство с интересными приемами и методами работы, но и практическое их освоение педагогами. Тема реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть определенные наработки педагогов, которые успешно представляются через мастер-классы.

         В секции № 2 сегодня вам будет представлен мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство интеграции образовательных областей» Мельниковой Ирины Анатольевны, музыкального руководителя ДОУ № 31.

Конечно, методическое сопровождение осуществляется адресно. Мы ориентируемся на образовательные потребности педагогов и руководителей дошкольных учреждений. В течение года предусмотрено адресное сопровождение ДОУ в реализации ФГТ, это и помощь в разработке ОП, в проектировании образовательного процесса и т.д.

Хочется добавить, что обозначенные подходы в методическом обеспечении введения ФГТ являются, конечно, нашими достижениями, и одновременно точками роста.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн